👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

4 ноября 2011 г.
6312

Проект экономической программы «Профсоюза граждан России»

Итак, как и обещал,  сегодня я выкладываю у себя на сайте и на сайте ПГР проект экономической программы. Скажу сразу, что я более чем уверен в том, что сейчас шишки посыпятся на меня и справа, и слева, и сверху, и снизу. Почему я так думаю? Потому, что предлагаемая программа не вписывается в большинство экономических воззрений, которые на сегодняшний день, к моему великому сожалению, являются оборотной стороной разных политических взглядов абсолютного большинства граждан России.



Недовольными могут остаться граждане левых взглядов. Потому, что не предлагается отобрать ресурсо-добывающие компании у олигархов. Люди правых взглядов будут недовольны тем, что в проекте предлагается изменить устоявшуюся в мире финансовую систему и России начать играть по своим правилам. Олигархи будут недовольны тем, что им, вместо сверхдоходов, эта программа оставляет сладкую морковку. Чиновничество может выражать недовольно тем, что опять предлагается изменение правил игры, и теперь им придётся быть гораздо более ответственными и деятельными.
Между тем, данная программа является практическим выражением идеи «трех национализаций», выраженная языком экономической практики. Но показательного втаптывания в нищету сверхбогатых не будет. Не будет вообще ничего показательного. Ни предвыборного пиара, ни бросания бояр для успокоения толпы. А что будет тогда? Ради чего эта программа написана? Она написана не ради получения дешёвой популярности, не радитого, что бы стать "калифом на час", когда тебе рукоплещут 5 минут праздника, за которым наступают трудовые будни. Эта программа является плодом серьёзной работы в сфере экономики. Но она, эта программа, не будет полной без изменения нескольких статей Конституции и практически всех кодексов: Налогового, административного, Уголовного, Таможенного.
Почему это будет необходимо сделать? Вот на этом я и хотел сейчас остановиться поподробнее. Для начала нам необходимо дать законное обоснование для требуемых изменений. Значит, мы обязаны поменять Конституцию. Мы должны дать чёткое определение кому принадлежат ресурсы, полезные ископаемые и результаты труда всего российского народа. Всё это должно принадлежать многонациональному российскому народу. Только ему. И все законные органы власти реализуют право российского народа к справедливому доступу к этим богатствам. Неизбежно, озвучивая ТАКОЙ порядок вещей и записывая его как основу власти и собственности в РФ, мы не можем обойти вопрос: А ДЛЯ ЧЕГО ВСЕ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ НУЖНЫ?
С моей точки зрения, понимая необходимость обоснования, мы обязаны изменить статью Конституции, провозглашающую отсутствие идеологии как основу существования общественной жизни страны. Соответственно, отказавшись от табу на идеологию, от табу на само право ИДЕЕ быть востребованной самим государством для обоснования своего существования, мы должны охарактеризовать цель существования нашего государства. С моей точки зрения, формулировка Конституции, описывающая смысл существования РФ должна быть такой:
Российская Федерация, единое и неделимое государство, реализующее в практике своей социально-экономической жизни принцип социальной справедливости как основу государственной политики.
И тут я считаю принципиально важным такой подход. Принцип социального равенства менее продуктивен, чем принцип социальной справедливости. Социальная справедливость - это когда специалист высокой квалификации получает больше почёта, уважения и материальных благ, чем тот, кто менее полезен в силу своей меньшей квалификации или по другим причинам. И это признаётся и поддерживается как самим государством, так и абсолютным большинством российского народа.
Но всё это лишь начало пути. Начало - потому, что даже всего этого будет не достаточно для выхода из нашего многопланового кризиса. Нам необходимо будет переделать законодательство в части справедливого налогообложения, с тем, чтобы решались три жизненно важные задачи: стимулировался бизнес на развитие, наполнялась казна государства, и не допускалось имущественное и финансовое расслоение между гражданами страны. Такого, которое способно разорвать тонкую нить общественного консенсуса и доверия всех ко всем и к органам государственной власти в частности. И работа по подготовке законодательных предложений идёт сейчас внутри ПГР.
Нам необходимо будет переделать Уголовный кодекс. Дать дополнительные права органам правопорядка там, где это нужно, с тем, чтобы победить казнокрадство, сделать невозможной любую возможность воспользоваться доходами, полученными незаконным путём. И эта работа тоже сейчас идёт внутри нашего Профсоюза.
Впереди большой и серьёзный путь. И тут я бы хотел остановиться на роли ПГР.
Профсоюз граждан России - это не просто пикеты и не просто протест. Мне кажется, что мы и есть те, кто, как лягушка из кувшина в притче, «взбивает молоко» и может получить масло, с тем чтобы вылезти из, казалось бы, безвыходного положения. Мы действуем так, как всегда поступали русские, попав в трудную ситуацию. Так как привык действовать любой представитель любого народа, составляющего многонациональный российский народ. Поплевав себе на ладони, мы просто переходим от слов к делу.
На сегодняшний день дела - это протест против того, что нам не нравится, поддержка того, что идёт на пользу стране. Это выработка той альтернативы в выборе нашего совместного пути развития, вокруг которой мы все сможем объединиться. С сегодняшнего дня мы начинаем внутрипрофсоюзную дискуссию по выработке окончательного варианта экономической программы ПГР. Приглашаю всех к этой дискуссии, приглашаю всех, кому близка эта программа и наши цели, вступать в Профсоюз.
У нас чёткая и понятная процедура принятия решений, которая позволяет любому активному члену Профсоюза влиять на их принятие. Нам нужны люди, разделяющие наши взгляды и поддерживающие наши цели из программы ПГР. У нас нашлись сторонники экономисты. Но нам нужны юристы, специалисты в своих областях из любой социально-экономической сферы нашей жизни, которые помогут разработать необходимые изменения законодательства. Нам необходимо переделать значительную часть законодательной базы в стране, с тем, чтобы пункт Конституции, говорящий о том, что «Российская Федерация, единое и неделимое государство, реализующее в практике своей социально-экономической жизни принцип социальной справедливости как основу государственной политики" был наполнен реальным содержанием.
И ещё. На сегодняшний день проект экономической программы ПГР является всего лишь не утверждённым внутри Профсоюза проектом. Я и мои коллеги из питерского отделения ПГР посчитали целесообразным направить этот проект на ознакомление в Комитет Государственной Думы по экономической политике. В Думе приняли наш проект к рассмотрению и обещали ответить по существу. Думаю, что любой ответ, равно как и его отсутствие, будет полезен нам во время нашей дискуссии.
С уважением и надеждой на вашу помощь и поддержку,
Николай Стариков.
 
Проект экономической программы общественной организации «Профсоюз граждан России».
1.      Преамбула.
1.1.   Успех социально-экономической системы зависит от одного единственного ключевого фактора – способности развивать технологии, в том числе и социальные, повышающие производительность труда.
Социально-экономические системы с большей производительностью выигрывают конкурентную борьбу у менее производительных вне зависимости от конкретных культурных особенностей, форм внутренней иерархической организации и социальных практик, а так же вне зависимости от прошлого исторического пути. История знает много высококультурных, внутренне гармоничных крупных социально-экономических систем, существовавших в течение продолжительного периода времени и затем разлагавшихся и исчезавших, уступивших дорогу другим, которые оказывались более производительными.
1.2.   Способность быть технологическим лидером невозможна без создания условий для концентрации человеческого научно-технического интеллекта.
Интеллект рождается практикой и формализуется образованием, практика возможна только в уже существующей индустрии, поэтому воспроизводство технологий требует постоянных усилий по концентрации индустрии, что неизбежно ведет к концентрации управления в индустрии. Именно это требование породило транснациональные корпорации (ТНК), потому что требование концентрации управления, приводящее к росту масштабов деятельности, заставило их выйти за пределы национальных границ.
Концентрация индустрии, в свою очередь, требует концентрации спроса, и, как следствие, концентрации управления спросом. Концентрация управления спросом неизбежно ведет к более и более масштабному планированию спроса, потому что управление и план всегда идут рука об руку, ибо управление без плана управления, невозможно. Первой социально-экономической системой, в которой идея планирования спроса была воплощена сознательно и на уровне политического руководства, был СССР времен позднего НЭПа и последующей индустриализации. После войны планированию спроса уделяли значительное внимание Япония и Южная Корея, что позволило им совершить прорыв в концентрации индустрии, хотя это и не привело к прорыву в инновациях, которые они импортировали из США. В США, в свою очередь, важность концентрации спроса была осознана еще во времена Рузвельта, а интенсивно и планомерно наращиваться она стала с начала т.н. «холодной войны», суть которой и была в том, чтобы создать предлог для концентрации спроса – в ВПК и смежных отраслях. После «холодной войны» милитаризация США не прекращалась, и, кроме того, конечный спрос стал наращиваться путем кредитной накачки.
Сегодня все развитые страны, так или иначе, планируют свою экономику. Современные системы национального планирования выросли из инфраструктурных проектов, поддержанных государством, – будь это американские хайвеи, которые начали строить при Рузвельте, или французские АЭС. Особенностью инфраструктурных отраслей является сочетание высокого уровня капитальных затрат и сравнительно низких эксплуатационных издержек. Чем больше сфера обслуживания, тем шире база окупаемости капитальных затрат, поэтому развитие инфраструктуры ведёт к снижению общественных издержек и общему повышению производительности труда в экономике. Развитие этих отраслей возможно только благодаря стимулированию спроса на еще не произведенную продукцию, что невозможно на хрестоматийном «стихийном» рынке. Это возможно только в экономике с опережающим денежным предложением и развитыми частно-государственными механизмами планирования инвестиций.
1.3.   Предельная для сегодняшнего технологического уровня концентрация спроса создается сегодня либо на уровне государственного планирования, либо на уровне корпоративного планирования ТНК (в этом случае планирование имеет ярко выраженный отраслевой характер).
Тот, кто не в состоянии обеспечить концентрацию спроса – становится объектом поглощения. В корпоративном мире это компании, которые продаются ТНК и интегрируются в них, на национальном уровне это государства, которые становятся объектом освоения транснационального корпоративного капитала. При этом надо совершенно ясно отдавать себе отчет в том, что в деле борьбы за эффективную концентрацию спроса национальные государства сегодня являются конкурентами ТНК, и, в большинстве своем, проигрывают эту конкуренцию. Именно поэтому сегодня побеждает бесконтрольная глобализация, естественным образом концентрирующая платежеспособный спрос в очень ограниченных социальных системах и стратах, - именно там, где эффективно планируется спрос и инфраструктура, порождая непрерывно растущее в глобальном масштабе социально-экономическое неравенство. Очевидно, что рано или поздно такая глобализация должна закончиться классическим кризисом дефицита спроса (такие кризисы более известны как «кризисы перепроизводства») в глобальном масштабе, и именно этот кризис мы и наблюдаем сегодня.
От предыдущих кризисов текущий кризис отличается тем, что выйти из него через очередной передел мира и глобального рынка путем глобального военного конфликта невозможно по той простой причине, что на национальном уровне рынок просто некому делить. Развитые государства больше не выражают интересов национального капитала, как это было раньше, они живут в симбиозе с ТНК. Поэтому на повестке дня сегодня – глобальная корпоративная война за передел рынков, и она уже ведется в латентной форме между крупнейшими финансово-промышленными группами (ФПГ). И лишь там, где их интересы объединяются против какого-то мешающего им государства, эта война выливается в локальный конфликт.
1.4.   Задача сохранения самобытной нации и, одновременно, условий для дальнейшего научно-технического прогресса, таким образом, является сегодня задачей ограничения ТНК национальными рамками при развитии сотрудничества с ними.
Надо уметь выращивать свои ТНК, и «приручать» уже существующие, локализуя их производственную и капитальную базу, что возможно лишь в том случае, если государство будет справляться с планированием спроса на подконтрольных государству территориях лучше, чем они сами. Кстати, именно это требование эффективного территориального планирования уже порождает новую волну колонизации, на передовой которой сегодня выступают США в Ираке. Новая волна расширения территориального контроля после распада старой колониальной системы в середине прошлого века – тоже требование современной глобализации, и именно в таком расширении и последующей глубокой интеграции новых колоний в свои рынки, судя по событиям, происходящим сегодня в арабском мире, развитые страны видят сегодня пути выхода из глобального кризиса.
Надо совершенно ясно понимать главное: ТНК воюют не за рентабельность – она вторична. ТНК воюют за масштаб. И соблазн расширения масштаба – единственное, что может побудить ТНК согласиться с национальными ограничениями. А расширение масштаба дает только достаточно привлекательный с точки зрения платежеспособного спроса развивающийся внутренний рынок. При этом, что особенно важно, этот рынок не должен давать привлекательной рентабельности в какой-то наперед заданной валюте, более того, он может быть убыточным – в этом случае убытки рассматриваются как инвестиции в освоение или удержание рынка, а на уровне корпоративного управления соответствующие риски продаются глобальной финансовой системе.
Для ТНК, которые в силу своего масштаба всегда специализируются на уже развитых отраслях, освоение нового рынка – единственная возможность опередить конкурентов в гонке концентрации интеллекта. Для государства обеспечение обусловленного национальными интересами доступа ТНК к своему рынку – единственный способ не терять значимости в сравнении с ТНК и локализовать ТНК в своей социально-экономической и финансовой системе, привязав их к своим ресурсам: природным, финансовым, трудовым.
Таким образом, одинаково ошибочным в современных условиях является как политика бездумной открытости рынка, так и политика бездумного протекционизма. В текущей ситуации и то и другое ведет к риску утраты суверенитета в результате разрушения государственности изнутри в первом случае, и извне во втором случае.
На повестке дня сегодня стоит выработка политики разумного открытого экономического национализма. Открытого – потому что он не может сегодня ограничивать себя рамками каких-то границ: успешной сегодня может быть лишь нация, проецирующая свое влияние, как экономическое, так и культурное, в глобальном масштабе. Разумного – значит основанного на осознанном выборе приоритетов национального социально-экономического планирования, которое сводится, в конечном итоге, к планированию обеспеченности производительных сил ресурсами, и планированию конечного спроса.
2.      Национализация денежного предложения.
2.1.   Развитие платежеспособного спроса невозможно без национальных денег…
.. а без конечного платежеспособного спроса невозможно развитие внутреннего рынка. Без внутреннего рынка, как ТНК, так и местные бизнесы будут развиваться только затем, чтобы создать экспортные производства. А возможности экспорта сегодня исчерпаны, потому что исчерпаны возможности уже имеющихся рынков, из-за чего, собственно чего мы имеем текущий глобальный кризис. Значит, платежеспособный спрос не может развиваться как следствие экспорта и притока иностранного капитала под экспорт. Каменный век закончился не потому, что закончились камни. Экспортно-сырьевая модель роста исчерпала себя тоже не потому, что закончилась нефть, или спрос на нее. Закончился рост внешнего спроса достаточный для того, чтобы обеспечить развитие.
Но эффект исчерпания внешнего спроса затрагивает не только сырье – он затрагивает все ниши. Поэтому следует сегодня говорить об исчерпании экспортно-ориентированной модели развития. Именно в ловушку такого исчерпания и попал сегодня Китай, который реагирует на нее значительными усилиями по развитию внутреннего спроса.
2.2.   В сложившихся условиях внутренний платежеспособный спрос может быть создан лишь национальным опережающим денежным предложением.
Для того чтобы быть в состоянии осуществлять такое денежное предложение, необходимо отвязать его от любых привязок, связанных, в том числе, с объемами экспорта и экспортной выручки и, соответственно, инвалютного обеспечения рубля.
Мы называем это НАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ РУБЛЯ, необходимость которой давно назрела и перезрела.
Сложившаяся при распаде советской системы, финансовая система современной России нефункциональна и не удовлетворяет требованиям модернизации. Капитал дорог и недоступен. Россия не может профинансировать не только новую национальную инфраструктуру, но и постоянно находится под угрозой потери экспортных доходов, а с ними – последних шансов на развитие. Для развития нужна новая финансовая модель, гораздо более мощная, построенная не на валютном обмене экспортной выручки, а на плановой эмиссии под будущий спрос и будущую капитализацию.
Развитая финансовая система сама порождает стоимость. Россия же из-за слабости финансовой системы, всегда находится в состоянии дефицита денег. Показатель монетизации М2/ВВП России в полтора раза ниже, чем в США, и в 5 раз ниже, чем в Китае. Притом, что обеспеченность эмиссии золотовалютными резервами составляет около 80%, - так, будто практически все деньги оборачивающиеся в экономике, это иностранные портфельные инвестиции, по которым, даны гарантии их вывода из России по текущему валютному курсу. Именно эта привязка сегодня является главным тормозом развития экономики.
Никакие ухищрения с отдельными проектами а ля Сколково, спонсируемыми бюджетом из налогообложения сырьевых доходов, не помогут запустить экономику в нужном для модернизации и развития темпе роста, пока не произойдет принципиальное изменение – переход от эмиссии путём скупки экспортных доходов К СОЗДАНИЮ ПОЛНОЦЕННОГО РУБЛЯ вне зависимости от валютного обеспечения. Долгосрочные инвестиции в инфраструктуру и основные отрасли промышленности должны финансироваться за счет долгосрочных обязательств российского государства, а не валютных резервов, которые должны рассматриваться только как обязательные резервы суверенной национальной финансовой системы. Государственные инвестиции должны быть увязаны с планируемыми результатами. Только тогда экономический рост продолжится, а инфляция останется в приемлемых рамках.
При этом, для того, чтобы были какие-то объективные ориентиры по объемам денежной эмиссии, отвязав денежное предложение от несвязанных с внутренним рынком факторов, нужно привязать его к экономически и научно обоснованному государственному плану территориального и отраслевого развития внутреннего рынка. Для управления суверенной эмиссией необходимо создать каналы вливания многомиллиардных государственных инвестиций в экономику, как на стороне предложения, так и на стороне спроса. Такими каналами могут быть крупные инфраструктурные и сбытовые корпорации федерального значения, как государственные, так и частные. Государство должно коренным образом улучшить свою политику в отношении крупных корпораций, в особенности государственных, в отношении которых оно обязано навести порядок в инвестиционной и дивидендной политике. При этом надежды на малый и средний бизнес оправдаются лишь тогда, когда они начнут продуктивно работать на подпитываемый государством и управляемый национальным денежным предложением корпоративный спрос. Для этого нужно грамотно управлять корпорациями, как государственными, так и частными, стимулируя их рост, не допуская при этом злоупотреблений монополизмом и раздувания издержек.
2.3.   Признаки финансового суверенитета, к достижению которых необходимо стремиться.

  • Банк России полностью отказывается от политики таргетирования валютного курса и переходит к политике таргетирования процентных ставок на долговом рынке.

  • Таргетирование процентных ставок осуществляется через поддержку рынка публичного номинированного в рублях национального долга – федерального, субфедерального и государственных корпораций. С обратной стороны эта политика является и политикой регулирования денежной базы.

  • На балансе Банка России полностью отсутствуют номинированные в иностранных валютах бумаги. Ликвидные резервы Минфина, размещенные в номинированных в иностранных валютах бумагах, соответствуют только лишь потребностями текущих внешнеторговых государственных операций и объему публичных государственных гарантий в иностранных валютах.

  • Корпорации с государственным участием кредитуют оборотные средства в российских банках, внешний долг корпораций с государственным участием, связанный с их возможной внешнеэкономической деятельностью, контролируется специальным государственным агентством по контролю рисков.

  • ТНК, присутствующие в значительном сегменте внутреннего рынка, привлекают необходимый им для работы на внутреннем рынке рублевый капитал на российских биржах и у российских банков.

  • Российское сырье торгуется за рубли на российской товарно-сырьевой бирже.

  • Формируется «третий слой» национальной экономики в форме рублевого рынка финансового страхования.

  • Развивается внешняя торговля за рубли, государства-соседи России и их граждане начинают рассматривать российский рубль как валюту сбережений.


2.4.   Результат, который получит страна:

  • Резкое расширение перспектив роста экономики, как следствие – налогооблагаемой базы, как следствие – бюджета, как следствие – социальных программ, обороноспособности и влияния Правительства, как во внутренней политике, так и во внешней.

  • Финансы для модернизации и кардинального улучшения инфраструктуры, и, самое главное, для государственного финансирования науки, которая является главным источником прогресса и нового спроса.

  • Косвенный финансовый контроль (через финансирование российских контрагентов) над прямыми иностранными инвестициями без необходимости в чем-то ограничивать самих инвесторов.

  • Приток иностранных инвестиций под растущий внутренний спрос без впадения в экономическую зависимость от иностранного капитала, которая по своей сути всегда зависимость от валютных рисков.

  • Защиту (до определенной степени) внутреннего рынка и спроса от внешних финансовых кризисов и атак спекулятивного капитала («финансовых пиратов»).


Надо, однако, отдавать себе отчет в том, что при неправильном использовании такой инструмент, как суверенная эмиссия, легко может обернуться против того, кто им обладает. Вышедшее из под контроля и не давшее адекватной отдачи денежное предложение может разрушить национальную финансовую систему, спровоцировав в ней долговой кризис или гиперинфляцию. В связи с этим, необходимы дополнительные меры гарантированного обеспечения национальных денег, как жизненно-важными товарами, так и активами. Для этого необходимы дополнительные меры по национализации сырьевой ренты и репатриация в национальную юрисдикцию капитальной и управленческой базы «голубых фишек» – лидеров национального корпоративного бизнеса.
3.      Национализация сырьевой ренты.
Недра не должны принадлежать корпорациям, ни частным, ни государственным, потому что не являются продуктом их деятельности, они созданы Богом, и могут принадлежать лишь народу, если мы признаем максиму «глас народа – глас божий», а сам народ – верховным сувереном на нашей российской земле. В связи с этим, сам факт извлечения из недр нефти, газа, руды, или еще какого-либо полезного ископаемого, не дает права корпорациям присваивать их себе.
Практика, согласно которой стоимость сырья создается в момент продажи, и затем облагается налогами – порочна. Необходимо законодательное введение понятия «национальная сырьевая рента», которая должна соответствовать количеству добытого ресурса, учитывать капитальные затраты на освоение месторождения, перечисляться в бюджет по факту извлечения ресурса из недр. Необходимо внедрить в обществе и в бизнес-сообществе понимание того, что добывающие сырье корпорации выполняют для общества сервисную функцию по извлечению из недр общественного блага, которое должно лежать в основе общественного капитала, и являются первичными покупателями сырья у народа, а покупать они должны его на конкурсной аукционной основе.
Правильная практика должна заключаться в том, чтобы добывающие компании, частные или государственные, отдавали определенную, научно обоснованную по минимальному объему для каждого месторождения часть рублевой биржевой стоимости добываемого сырья не в форме НДПИ, а в форме установленной отдельно для каждого месторождения сырьевой ренты, привязанной к лицензии на добычу. Также государство должно быть вправе затребовать часть сырьевой ренты или ее всю натурой для формирования государственных резервов сырья. Государственные резервы сырья должны впоследствии использоваться в интересах общества в форме продажи по дотационным ценам предприятиям, выполняющим госзаказ или работающим в рамках госпрограмм, или для стабилизации в интересах контроля над промышленной инфляцией биржевых цен.
Практика полного изъятия сырьевой ренты непосредственно в момент ее появления позволит внести транспарентность в расчеты за сырье, а саму лицензию на добычу сделать своеобразным торгуемым активом, который можно предлагать на конкурсной аукционной основе тем добывающим корпорациям, которые готовы отдавать государству большую сырьевую ренту. С другой стороны, лицензия – это актив самого государства, который приносит государству постоянный долгосрочный доход, и этот актив должен быть формализован и занесен на баланс Минфина, и должен служить обеспечением для государственной эмиссии ценных бумаг, рынок которых в суверенной финансовой системе поддерживается ЦБ. Именно таким образом, с помощью такого механизма, можно формализовать в актив сырьевую ренту и получить формализованное товарное обеспечение суверенной денежной эмиссии.
Стоит отметить, что эффективным этот механизм может стать только при развитии рублевого биржевого ценообразование на добываемое в России сырье, и его внедрение и развитие должно идти параллельно реформам добывающей отрасли. В идеале и сырьевая рента, и текущие прибыли добывающих компаний должны монетизироваться в рублях.
Результат, который получит страна:

  • Формализованное товарное обеспечение для национальной денежной эмиссии, которое может служить базовым активом для выпуска деривативов как на будущие прибыли государства от добычи, так и на разведанные объемы сырьевых богатств.

  • Эффективное изъятие сырьевой ренты в государственное ведение в момент ее появления (в момент добычи), что исключает «перегрев» сырьевой рентой экономики и улучшает контроль над инфляцией.

  • Предыдущие два пункта можно обобщить, упростив: монетизация сырьевой ренты в рублях, а не в валютах стран-потребителей сырья, что, безусловно, облегчит и внедрение биржевого рублевого ценообразования на сырьевые товары.

  • Тонкую настройку доходов добывающих компаний, что позволит более эффективно привлекать инвестиции в добывающий сектор и капитализировать его, наращивая через это мощь национальной финансовой системы.

  • Транспарентность бюджетных доходов от эксплуатации недр, которые (доходы) должны тратиться исключительно на государственную социальную и транспортную инфраструктуру федерального значения (порты, аэропорты, дороги, и т.д.).

  • Возможность управления внутренними ценами на сырье и объемами его предложения на внутреннем рынке в интересах внутренней ценовой стабильности.

  • Возможность дотирования важных для государства предприятий сырьевой рентой, изъятой натурой в государственные сырьевые резервы.


4.      Репатриация управляющих компаний российских холдингов.
Несовершенство корпоративного права, судебной системы, налогового администрирования, и, самое главное, невозможность финансировать операционную деятельность в необходимом объеме с привлечением средств российской банковской системы из-за перманентного денежного голода на национальном финансовом рынке, заставляет многие российские компании регистрировать управляющие подразделения за пределами российской юрисдикции. Этой практикой грешат и государственные компании, которые регистрируют для своих нужд в офшорах дочерние предприятия. Так проще привлекать финансирование у иностранных банков, решать корпоративные споры в судах международной компетенции, оптимизировать капитальные потоки и, наконец, уходить от уплаты налогов.
Надо, однако, признать, что вовсе не криминальные мотивы являются главными в стремлении российского бизнеса «уйти в офшоры». Ситуация в этой сфере сегодня критическая – львиная доля капитала российских компаний формально принадлежит сегодня нерезидентам. А после недавнего снятья ограничений на размещение ценных бумаг российских эмитентов на иностранных биржах, ситуация и вовсе станет неприятной: российские, по сути, активы, будут привлекать инвестиции только из-за рубежа и управляться из-за рубежа. Из-за несовершенства финансовой системы и государственного правления Россия сегодня добровольно реализует колониальную модель государственности по отношению к глобальному миру.
Проблема эта сложна и многогранна, и ее не решить исключительно директивными мерами, которые, как показывает практика даже госкомпаний, достаточно легко обходятся через подставные фирмы. Однако необходимо стремиться к тому, чтобы управляющие российскими активами холдинги были:

  • зарегистрированы в российской юрисдикции;

  • закредитованы в российских банках;

  • привлекали капитал на российских биржах.


Только в этом случае национальная промышленность станет полноценным активом, обеспечивающим рост национальной финансовой системы. Можно побуждать к этому бизнесы административными мерами, а корпорации с государственным участием заставить вернуть капитальную базу на российские биржи и отказаться от оффшорных подразделений, но, боюсь, это не самый эффективный путь, особенно в условиях перманентного дефицита ликвидности на национальном финансовом рынке. В таких условиях запертые в рамки ущербной российской финансовой системы российские корпорации потеряют глобальную конкурентоспособность.
В первую очередь необходимо сосредоточиться на финансовой реформе, реформах корпоративного права и на судебной реформе, и стремится к тому, чтобы создать приемлемый для корпораций экономический, правовой и административный климат в российской юрисдикции. Когда такой климат будет создан, и мотивы ухода из российской юрисдикции в целях повышения эффективности операционной деятельности уже не будут актуальными, можно начинать компанию по борьбе с уходами от налогов. Когда российские компании и капиталы сами начнут возвращаться на родину, приход и локализация иностранного бизнеса станет со временем таким же естественным процессом, и Россия благодаря сильной финансовой системе и валюте, обеспеченной оборотом капитализированных активов, получит необходимые для своего выживания и развития в современном глобализованном мире инструменты.
 

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии