22.03.2024
Помним. Скорбим
4 апреля встречаемся в Якутске →
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Агенты революции

2850
11 апреля 2012 г.
В этом году исполняется 95 лет со дня проезда Ленина и группы революционеров из Швейцарии через территорию Германии в Россию. Очень приятно, что такая известная газета, как "Аргументы и факты" обратилась ко мне за разъяснениями этой весьма темной истории.



"Путешествие Владимира Ленина с группой товарищей в «пломбированном вагоне» из тихой и сытой Швейцарии через Германию в революционную Россию, случившееся ровно 95 лет назад, породило слухи о том, что Ильич был немецким шпионом.
Эта поездка, изменившая ход мировой истории, до сих пор вызывает много вопросов. И главный из них: кто помог Ильичу вернуться на родину? Весной 1917 г. Германия воевала с Россией, и забросить в сердце врага горстку большевиков, проповедовавших поражение своего правительства в империалистической войне, было на руку немцам.
Но не всё так просто.
Николай Стариков:  Если бы Ленин был немецким шпионом, он бы сразу стал добиваться возвращения в Петроград через территорию Германии. И, разумеется, сразу получил бы добро. Но дело обстояло иначе. Вспомним: маленькую Швейцарию, где тогда проживал Ильич, окружали Франция, Италия, Германия и Австро-Венгрия, сцепившиеся в смертельной схватке. Было два варианта её покинуть: через страну – участницу Антан­ты или через территорию её противников. Ленин изна­чально выби­рает первый. Инесса Ар­манд 5 (18) марта (здесь и далее в скобках указана дата по новому стилю. - Ред.) получает от него сле­дующую телеграмму: «Дорогой друг!.. Мечтаем все о поездке... Я бы очень хотел дать Вам поруче­ние в Англии узнать тихонечко и верно, мог ли бы я проехать. Жму руку. Ваш В. У.». Между 2 (15) и 6 (19) марта 1917 года Ленин те­леграфирует своему соратнику Ганецкому в Стокгольм, излагая иной план: проехать в Россию под видом... глухонемого шведа. А 6 марта в письме В. А. Кар­пинскому предлагает: «Возьми­те на своё имя бумаги на проезд во Францию и Англию, а я проеду по ним через Англию (и Голландию) в Россию. Я могу одеть парик».
Впервые упоминание Герма­нии как маршрута появляется в телеграмме Ильича Карпинс­кому 7 (20) марта - на 4-й день поиска вариантов. Но вскоре он признаётся в письме И. Арманд: «Через Германию не выходит». Не странно ли всё это? Владимир Ильич не может договориться с «сообщниками»-немцами о проезде через их территорию и долго изобретает обходные пу­ти: то ли «по-тихому» ехать через Англию, то ли в парике с чужими документами - через Францию, то ли прикинуться глухонемым шведом.
Заговор «союзников»
Я убеждён: если к тому мо­менту и были некие тайные соглашения между Лениным и германскими властями, то весь­ма нечёткие. Иначе бы сложнос­тей с его доставкой в Россию не возникло изначально. Не ждали немцы успешного февральско­го переворота, не ждали вообще никакой революции! Потому что, видимо, никакой револю­ции они не готовили. А кто же готовил февраль 1917-го? Для меня ответ очевиден: западные «союзники» России по Антанте. Это именно их агентура вывела рабочих, а затем и солдат на ули­цы Петрограда, а английский и французский послы курировали эти события. Всё произошло не­ожиданно не только для немцев, но и для больше­виков. Для февраля Ленин сотоварищи и не были необходимы,
«союзные» спецслужбы были способны организовать рабочие волнения и солдатский бунт без их помощи. Но, чтобы довести революционный процесс до кон­ца (т. е. краха России, что позво­лило бы полностью подчинить её воле атлантических держав), в котёл требовалось подбросить свежие ленинские дрожжи.
Есть все основания полагать, что в марте 1917-го именно «со­юзная» разведка на сепаратных переговорах с немцами убеди­ла их не препятствовать проез­ду россиян-большевиков (т. е. представителей вражеской стра­ны, которых по закону военного времени следовало бы аресто­вать и упечь за решётку до конца войны). И немцы согласились.
Генерал Эрих Людендорф в мемуарах писал: «Отправлением в Россию Ленина наше правитель­ство возложило на себя особую ответственность. С военной точки зрения его проезд через Германию имел своё оправдание: Россия должна была рухнуть в пропасть». Узнав приятную но­вость, Ленин ликует. «Вы ска­жете, может быть, что немцы не дадут вагона. Давайте пари держать, что дадут!» - пишет он 19 марта (1 апреля) Инессе Ар­манд. И потом, ей же: «Денег на поездку у нас больше, чем я думал, ... нам здорово помогли товари­щи в Стокгольме».
Между двумя посланиями любимой («через Германию не выходит» и «дадут [вагон]») прошло 2 недели, и за это время США, Англия и Гер­мания решили участь России. Необходимые деньги (опосре­дованно, через тех же немцев и шведов) русским радикалам давали американцы, а англичане обеспечивали невмешательство подконтрольного им Временно­го правительства. В Стокгольме, куда Ленин и его спутники при­были после долгого путешествия поездом по Германии, а затем паромом до Швеции, они спокойно получили в рус­ском генконсульстве груп­повую визу в Россию. Более того, Временное правитель­ство оплатило им даже билеты от Стокгольма домой! На Финлянд­ском вокзале Петрогра­да 3 (16) апреля рево­люционеров встречал почётный караул. Ленин произнёс речь, которую закончил словами: «Да здравствует социалисти­ческая революция!» Но новая власть России и не подумала его арес­товать...
Баксы за пазухой
В те же мартовс­кие дни на родину из США засоби­рался и другой пламенный ре­волюционер Лев Троцкий (Бронш­тейн). Как и Влади­мир Ильич, Лев Дави­дович получил от русского консула в Нью-Йорке все доку­менты. 14 (27) марта Троцкий с семьёй отбыл из Нью-Йорка на пароходе «Кристианиафиорд». Правда, по прибытии в Канаду его и нескольких его соратни­ков ненадолго сняли с рейса. Но вскоре разрешили продолжить путь - по просьбе министра иностранных дел Временного правительства Павла Милюко­ва. Удивительная просьба? Ни­чуть, если учесть, что Милюков - личный друг Якоба Шиффа, американского магната, «ген- спонсора» нескольких русских революций. В ходе ареста, кста­ти, выяснилось, что Троцкий является гражданином США, путешествующим по британс­кой транзитной визе и визе для въезда в Россию.
А ещё при нём обнаружили 10 тыс. долларов - огромную по тем временам сумму, которую одними гонорарами за газетные статьи он вряд ли бы заработал. Но если это и были деньги на русскую революцию, то лишь их ничтожно малая часть. Ос­новные суммы от американских банкиров поступали на нужные счета проверенных людей. Для Шиффа и других финансистов США это было не в новинку.
Они выделяли средства эсерам и социал-демократам в 1905 го­ду, помогали и тем, кто готовил февраль. Теперь настало время оказать помощь самым «отмо­роженным» революционерам. Кстати, в случае с Троцким эта помощь была почти семейным делом: супруга Льва Давидови­ча, урождённая Седова, была дочкой богатого банкира Жи- вотовского - компаньона бан­киров Варбургов, а те, в свою очередь, были компаньонами и родственниками Якоба Шиффа."

Подготовил Виталий ЦЕПЛЯЕВ


P.S. Газетные статьи, конечно не дают возможности подробного рассказа. В моей книге «1917. Разгадка „русской“ революции» проезду Ленина и Троцкого посвящены две главы.


Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии