В начале мая общественная организация "Профсоюз граждан России" обратился к губернатору Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко с просьбой не допустить принятия АНТИсемейной «Семейной концепции Санкт-Петербурга», рассчитанной до 2022 года. В которой есть масса ньюансов и тонкостей из того недопустимого для нашего общества "построения", что называется "ювенальная юстиция". http://nstarikov.ru/blog/17814
Мы взяли на себя обязательство подготовить альтернативный проект "Семейной концепции".
Проект готов и направлен губернатору. В этом документе впервые дается четкое определение того, что такое семья.
Законный брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный органами ЗАГСа.
Ни в одном документе до сих пор эта простая формулировка не была дана.
Документ большой. Мы просим всех заинтересованных лиц внимательно изучить наш проект и высказать свои замечания и предложения.
Профсоюз граждан России будет очень рад, если наши наработки и предложения будут использованы в законотворческой деятельности в разных субъектах Российской Федерации.
1. Введение
Не будет преувеличением констатировать факт того, что институт семьи переживает глубочайший кризис, как и все остальные институты Российской Федерации. В настоящий момент кризис выражается в размывании традиционных внутрисемейных связей между членами семьи (растёт число нуклеарных семей) и ослаблении внутрисемейных прав и обязанностей. Это приводит к таким негативным последствиям как:
– отсутствие мотивации вступления в брак как таковой;
– превалирование идеи индивидуалистического подхода над семейными ценностями;
– падение престижа семейного образа жизни, подмена понятия семьи партнерством и сожительством вне брака;
– нежелание рожать детей;
– пропаганда успешности чрез карьеру и достижения материальных благ вместо реализации через семью.
Словом, в современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а личностные отношения между супругами.
Все это приводит к ухудшению морального и физического здоровья нации, падению уровня физического воспроизводства и сохранению народа.
Нарушение традиционного уклада в части сохранения семьи имеет множество негативных последствий, каждое из которых, на первый взгляд, не связано с деградаций института семьи и брака:
– нежелание брать на себя ответственность под эгидой «каждый сам за себя»
– прерывается духовная связь поколений
– общество атомизируется, люди перестают соотносить себя со своей семьей, страной, народом.
На эту благодатную почву льется пропаганда личного успеха, которым подменяются традиционные духовные ценности.
Оздоровление общества в целом концептуально должно начаться снизу – с пропаганды семейного образа жизни, с предоставлением государством материальных и моральных преференций гражданам, ведущим семейный образ жизни.
В связи с этим мы предлагаем ввести понятие «молодая семья» и «состоявшаяся семья». Под молодой семьей мы понимаем семьи, в которых супруги не обзавелись детьми. Состоявшейся семьей должна считаться та, в которой есть дети. При этом необходимо четко определить, что под семьей мы понимаем законный брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный органами ЗАГСа.
В центре семейной политики должна стоять семья. Хочется подчеркнуть – не работа с семьями, не профилактика семейного неблагополучия, а именно семья. Семейная политика государства должна строиться таким образом, чтобы людям хотелось создавать и сохранять семью, а также рожать и воспитывать детей. Для этого должны быть обеспечены и ценностные, и социальные, и экономические условия.
Масштабность, комплексность и острота проблем в области социального развития, существенная трансформация духовных семейных ценностей (более позднее вступление в брак, рост доли сожительств
без регистрации брака, высокая доля детей, рожденных вне брака при низком в целом уровне рождаемости, социальное сиротство) требует принятия незамедлительных мер.
Целью семейной политики является укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей и семейного образа жизни, создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций.
Реализация семейной политики направлена на решение следующих неотложных задач:
– улучшение демографической ситуации в Петербурге;
– создание условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей;
– всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
– максимальное использование трудового и творческого потенциала семьи в развитии общества;
– совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми;
– развитие системы учреждений по поддержке семьи и детей в Петербурге;
– обеспечение состоявшейся семье возможностей для ее стабильного функционирования и полного выполнения своих функций;
– создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;
– обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи;
– повышение роли государства за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей;
– формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи.
Семья и семейный образ жизни – это наиболее мощные факторы профилактики всех общественных бед. Подрывая репутацию семьи, мы уничтожаем общество. Тут уместно вспомнить слова Декларации Дохинской конференции ООН, о том, что «семья является не только основной ячейкой общества, но и основным проводником устойчивого социального, экономического и культурного развития», а «укрепление семьи представляет собой уникальную возможность комплексного решения проблем, с которыми сталкивается общество».
2. Современное положение семьи в Санкт- Петербурге
Совершенно очевидно, что многие проблемы современного российского общества, в том числе спад рождаемости и депопуляция, ─ это результат кризисных трансформаций института семьи. Осознание тесной взаимосвязи между системными семейными изменениями и характером многих социально-демографических процессов в современном обществе является важнейшей предпосылкой реформирования семейной политики Санкт- Петербурга и государства в целом. Однако вплоть до настоящего времени многими российскими политиками институциональные проблемы семьи воспринимаются лишь в контексте демографического кризиса. При этом падение рождаемости не ассоциируется с системным кризисом семейного образа жизни и ослаблением потребности в детях, а воспринимается в основном как следствие неблагоприятных материальных факторов, как реакция на «удорожание» жизни и т.д.
При таком подходе, основанном на упрощенном восприятии причинно-следственных закономерностей развития семейно-демографических процессов и преобладании уверенности в наличии прямой зависимости между уровнем жизни и рождаемостью, ошибочно утверждается, что с ростом благосостояния неизбежно произойдет и подъем рождаемости. Исходя из этого, вся семейная и демографическая политика сводится исключительно к необходимости развития государственной системы поддержки семьи, что якобы позволит укрепить семью и решить проблему падения рождаемости.
Совершенно очевидно, что подобная стратегия государственной политики, как показывает исторический опыт, неэффективна и не только не оправдывает затрат и усилий, но и усугубляет семейно-демографическую ситуацию. Как справедливо отмечал известный российский демограф В.А.Борисов: «Автоматическое повышение уровня жизни не приведет к повышению рождаемости... Уровень жизни ─ условие необходимое прежде всех остальных факторов, но недостаточное. ...Проблема массовой российской малодетности вовсе не только в реалиях сегодняшней нашей жизни, как полагают некоторые наши политики, а в снижении самой потребности большинства семей иметь детей».
Падение рождаемости и депопуляция ─ это результат системных изменений, произошедших в процессе развития современного общества, связанных с девальвацией ценностей семейного образа жизни. Устранение семейного и демографического кризиса невозможно в рамках устаревшей парадигмы государственной социальной политики и связано с необходимостью принятия качественно новой стратегии семейной и демографической политики и отказом от прежних неэффективных принципов взаимодействий государства с институтом семьи.
Если продолжать дублировать неэффективные методы семейной и демографической политики, рассматривать последнюю исключительно как вспомогательное средство для преодоления демографического кризиса, не стоит ожидать ни ослабления социально-демографических проблем, ни формирования семьеориентированной системы общественных ценностей. По справедливому заключению специалиста в области демографического прогнозирования В.М. Медкова: «Нет никаких оснований надеяться на то, что рождаемость в России начнет повышаться без специальной демографической политики и достигнет к середине столетия уровня, близкого к уровню простого воспроизводства». В этой связи необходимо признать, что острота проблемы семейно-демографического кризиса такова, что она не может быть заморожена и отложена «до лучших времен». В случае бездействия власти, как и в случае непродуманных реформ и социально-экономических экспериментов, уже через несколько десятилетий мы можем получить совсем другую страну, утратившую связь с традиционной национальной идентичностью, российской культурой и историей.
Преодоление семейно-демографического кризиса, предотвращение его глобальных и катастрофических по масштабам последствий возможно только в рамках выделенной в качестве приоритетной общенациональной просемейной политики государства, направленной на укрепление семьи, возрождение ценностей семейного (и в особенности многодетного!) образа жизни, сохранения феномена семейной культуры. Формирование семенных ценностей должно начинаться еще в детстве. Мы понимаем под этим целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи.
Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптации к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. К проблемам современной семьи необходимо привлечь внимание средств массовой информации (через социальную рекламу). Особенно важно формирование общественного мнения в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества.
В результате радикальных реформ 90-х годов в обществе сложилась недружественная среда по отношению к семье и детям. Социо-экономические факторы, связанные со сломом прежней социальной модели общества (отказ от социализма — общества всеобщей социальной защищенности), коренными экономическими реформами, ухудшением среды обитания, снижением уровня жизни, возможностей содержать семью и детей приводят к плачевным последствиям.
Рождение детей в семье стало фактором, значительно усиливающим риски оказаться в категории бедных. Установка не спешить с рождением детей стала преобладающей. Во многом от рождения детей сознательно отказываются ради карьеры.
Увеличивается возраст вступления в законный брак. При этом рождение семьи вовсе не означает рождение в этой семье детей.
Размываются роли в традиционной семье. Молодые люди не спешат брать на себя ответственность.
К наиболее острым проблемам петербургских семей с детьми относятся:
– бедность,
– отсутствие жилья, либо плохие жилищные условия,
– дефицит социальных услуг, позволяющих родителям совмещать работу и воспитание ребенка (в т.ч. услуги дошкольного образования, дополнительного образования детей, оздоровления и отдыха детей),
– внутрисемейные конфликты, связанные с осуществлением родительских прав, в том числе по вопросам о месте жительства ребенка, выплате алиментов на содержание ребенка, порядком участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка.
После распада СССР и социально-экономических и политических реформ 90-х годов прошлого столетия государство так и не выработало своих подходов применительно к семье и семейной политике.
Большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.
Происходит отчуждение семьи от общества. Возросло количество разводов. Одна из причин – отсутствие у молодежи сформированных навыков культурного поведения в семье. А, как известно, чем выше культура семьи, тем выше и культура общества.
Анализ предпринятых Правительством Российской Федерации мер стимулирования рождаемости показал их неэффективность, ибо эти меры оторваны от реальных проблем семей с детьми, носят потребительский характер, ориентированы на семью, как инструмент решения демографической проблемы.
Недостатки современной государственной семейной политики, в полном объеме присущи Санкт- Петербургу:
– недооценка активной социальной роли семьи,
– непризнание семейной политики как самостоятельного направления государственной политики,
– отсутствие единства государственной семейной политики,
– некомплексный характер,
– признание прожиточного минимума как основного критерия для принятия решения о мерах поддержки семей с детьми,
– отсутствие дифференцированного подхода к определению системы мер поддержки,
– отсутствие учета реальных проблем семей с детьми.
Последствия отсутствия единой государственной семейной политики:
– Низкая эффективность принимаемых мер поддержки.
– Социальное неравенство семей с детьми в зависимости от их места жительства.
– Бедность семей с детьми (феномен работающих бедных).
– Дефицит мест в детских садах.
– Неразвитость инфраструктуры оказания социальных услуг семьям с детьми.
– Кризис института семьи и семейных ценностей, рост семейного неблагополучия.
– Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде.
– Отсталость семейного законодательства, тормозящего развитие института семьи.
Государственная семейная политика должна быть переориентирована с семейного неблагополучия на стимулирование семейного благополучия. Задача государства, ориентированного на семейное благополучие, – создать условия для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с заботой и воспитанием детей, заботой о нетрудоспособных родителях. При таком подходе семья и государство становятся партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие, как отдельной семьи, так и государства в целом.
Благополучные семьи становятся заинтересованными в сохранении экономической, политической, социальной, демографической устойчивости государства не менее, чем государство в благополучии и социальной и экономической устойчивости российских семей.
3. Цели. Задачи. Принципы.
Цели государственной семейной политики в Санкт- Петербурге – укрепление института брака, увеличение рождаемости, сохранение и сбережение его народа, идентичности нации.
Поддержка традиционных российских представлений о семье и противодействие навязываемым извне ювенальным технологиям, по факту размывающим, а не укрепляющим семью как единицу общества.
Сокращение разрыва между идеальными представлениями о традиционной семье и существующим положением в обществе.
Задачи:
– укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций внутрисемейных отношений;
– стимулирование семейного благополучия;
– повышение уровня благосостояния семей, в том числе создание условий для их самообеспечения;
– обеспечение качественного и доступного дошкольного и школьного образования;
– сокращение доли детей, оставшихся без попечения родителей;
– стимулирование усыновления;
– патронатное сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей;
– создание социальных центров поддержки семей с детьми в целях сохранения семьи и недопущения отобрания детей;
– формирование позитивного «просемейного» общественного мнения;
– стимулирование деятельности общественных «просемейных» организаций, отстаивающих традиционные российские представления о семье.
Приоритетные направления:
– усиление мер поддержки многодетных семей;
– стимулирование семейного благополучия;
– уменьшение бедности семей, имеющих детей;
– обеспечение качественного и доступного жилья состоявшимся семьям;
– преодоление дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях;
– создание комфортной среды для семей с детьми.
Кроме того, городская власть должна взять на себя расходы на организацию семейного досуга. У родителей не должна болеть голова, где взять денег на занятия ребенка спортом, танцами или пением. Должна сформироваться система конкурсов, в ходе которых семьи получат доступ к качественному образованию в любых формах.
Методы реализации концепции семейной политики:
1. Объединение усилий органов городской власти, педагогов, врачей, родителей и детей для укрепления семьи, становления и развития культуры отношений.
2. Создание городским правительством условий для укрепления авторитета и поддержки института семьи, семейных ценностей, активного участия семьи в воспитательном процессе образовательных учреждений.
3. Постоянная работа городского правительства и общественных «просемейных» организаций по моделированию приоритетности духовных и нравственных ценностей, культуры, здорового образа жизни в семье.
4. Комплекс мер, инициированный городским правительством и общественными «просемейными» организациями, по воспитанию у детей и подростков отношения к семье, как к базовой ценности общества.
5. Пропаганда и возрождение семейных традиций, предоставление налоговых льгот СМИ и общественным организациям, участвующим в городской программе пропаганды и возрождения семейных традиций.
6. Создание при правительстве Санкт-Петербурга отдельного профильного комитета, занимающегося организацией и проведением в жизнь семейных традиций и ценностей и их пропагандой. Работу этого Комитета выделять в бюджете города отдельной строкой.
Концептуальные основы концепции:
1.Единство целей государственной и семейной политики.
2.Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение, охрану здоровья своих детей. Нужно особо отметить, что ограничение родительских прав не может быть реализовано со стороны любых органов опеки без решения суда. Родительские апелляции по этим делам необходимо рассматривать в приоритетном порядке в четко установленные законом сроки.
3. Культуросообразность, основывающаяся на традиционных духовно-нравственных ценностях, преемственность и связь поколений, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания. Отказ от попыток применительно к российской почве ювенальных отношений между государством, обществом и семьей, обанкротившихся по факту их практического применения в странах Западной Европы. Мы констатируем, что их применение в долгосрочной перспективе приводит к размыванию института семьи, нарушает связь между поколениями, приводит к падению рождаемости, делает общество аморфным и нестабильным.
4. Формирование у детей осознанного отношения к будущему ответственному родительству как важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения семьи, детской безнадзорности, правонарушений и преступлений в детской и подростковой фазе.
4. Повышение уровня благосостояния семьи
Нужно четко понимать, что работа по повышению уровня
благосостояния семьи в Санкт-Петербурге потребует дополнительных расходов из бюджета города. Но в то же время реализация общей Концепции семейной политики может выступить локомотивом городской экономики и послужит снижению социальной напряженности в обществе. В долгосрочной перспективе реализация данной Концепции позволит пополнять городской бюджет за счет увеличения налогооблагаемой базы и экономии значительной части средств, идущей на преодоление социальной напряженности и социальной неустроенности семей и граждан.
Понимая это, мы исходим из того, что инвестиции в семью – это долгосрочные инвестиции в будущее ее города, его жителей и страны в целом.
Данная Концепция предполагает реализацию нескольких конкретных программ по материальному стимулированию семейных отношений и семейных ценностей. В обществе, где идея личного успеха заменила идею социальной справедливости, движение в сторону возрождения семьи не должно ограничиваться постулатами, что семья и рождение детей – это всего лишь почетно. Сам по себе семейный образ жизни, сохранение семьи как ячейки общества, рождение детей должны давать ощутимые материальные блага и льготы по сравнению с теми, кто живет по принципу «каждый сам за себя» – без семьи.
Исходя из этого, мы считаем, что рождение ребенка в семье и выключение матери из социально-трудовой сферы не должно сказываться на достатке семьи в материальном плане. Рождение двух детей должно гарантировать семье выплаты органами опеки в размере среднего оклада по нашему региону.
Мы считаем, что рождение каждого последующего ребенка должно давать дополнительные выплаты в размере 50% от среднего оклада по нашему региону.
Подобное стимулирование рождаемости в семье, которую мы понимаем как заключенный брак между мужчиной и женщиной, позволит значительно улучшить ситуацию с рождаемостью в Санкт-Петербурге. В качестве приятных «побочных» эффектов данной политики мы можем получить такие экономические преференции как укрепление строительного сектора и дорожного строительства, расширение штата образовательных, медицинских, спортивных, культурно-досуговых учреждений. Все это подтолкнет развитие экономики города в целом и расширит налогооблагаемую базу для пополнения городского бюджета.
5. Охрана здоровья детей и родителей
Мы с вами прекрасно видим воздействие социо-медицинских факторов, связанных с резким снижением качества жизни и здоровья населения, массовой наркоманией и алкоголизмом,
повышением смертности. И все это вследствие отказа государственной политики от поддержки общественного здравоохранения.
Здоровье подрастающего поколения – это здоровье народа Российской Федерации. Это не просто расходы на медицину, но в целом на нацию. Мы считаем необходимым, принять городской закон, по которому детское здоровье должно выйти за рамки здравоохранения, получив статус национального проекта, ведущего ребенка с момента постановки на учет будущей мамы в женской консультации до достижения ребенком совершеннолетия.
Для этого необходимо:
– усиление профилактической направленности медицинской помощи, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению;
– укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего, за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению детской смертности от управляемых причин;
– создание условий для организации семейного отдыха, оздоровления детей и подростков;
– совершенствование медико-генетической помощи населению, внедрение современных технологий ранней диагностики врожденных пороков развития плода, наследственных и других заболеваний;
– разработка и внедрение современных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения.
6. Заключение
Данная Концепция разработана на базе Программы общественной организации «Профсоюз граждан России».
Концепция имеет под собой разработанные проекты законов по ее реализации, которые могут быть представлены, в случае принятия данной Концепции за основу.
Мы исходим из того, что сотрудничество России с мировым сообществом должно строиться на принципах равноправия и уважении позиций всех сторон, которые не могут не учитывать культурные, исторические и национальные традиции и ценности народов, проживающих на территории РФ.
С точки зрения разработчиков, данная Концепция максимально полно отражает присущий народам России семейный уклад и принимаемые абсолютным большинством граждан внутрисемейные отношения и взаимоотношения между полами.
Принятие данной Концепции за основу и разработка законов с учетом данной Концепции позволит Санкт-Петербургу показать пример для всей страны, как можно практически реализовывать и находить гармонию между правами личности и потребностями общества.
Возможные злоупотребления учтены в проекте законов и подзаконных актов, разработанных Профсоюзом на основе этой Концепции.
Мы взяли на себя обязательство подготовить альтернативный проект "Семейной концепции".
Проект готов и направлен губернатору. В этом документе впервые дается четкое определение того, что такое семья.
Законный брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный органами ЗАГСа.
Ни в одном документе до сих пор эта простая формулировка не была дана.
Документ большой. Мы просим всех заинтересованных лиц внимательно изучить наш проект и высказать свои замечания и предложения.
Профсоюз граждан России будет очень рад, если наши наработки и предложения будут использованы в законотворческой деятельности в разных субъектах Российской Федерации.
1. Введение
Не будет преувеличением констатировать факт того, что институт семьи переживает глубочайший кризис, как и все остальные институты Российской Федерации. В настоящий момент кризис выражается в размывании традиционных внутрисемейных связей между членами семьи (растёт число нуклеарных семей) и ослаблении внутрисемейных прав и обязанностей. Это приводит к таким негативным последствиям как:
– отсутствие мотивации вступления в брак как таковой;
– превалирование идеи индивидуалистического подхода над семейными ценностями;
– падение престижа семейного образа жизни, подмена понятия семьи партнерством и сожительством вне брака;
– нежелание рожать детей;
– пропаганда успешности чрез карьеру и достижения материальных благ вместо реализации через семью.
Словом, в современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а личностные отношения между супругами.
Все это приводит к ухудшению морального и физического здоровья нации, падению уровня физического воспроизводства и сохранению народа.
Нарушение традиционного уклада в части сохранения семьи имеет множество негативных последствий, каждое из которых, на первый взгляд, не связано с деградаций института семьи и брака:
– нежелание брать на себя ответственность под эгидой «каждый сам за себя»
– прерывается духовная связь поколений
– общество атомизируется, люди перестают соотносить себя со своей семьей, страной, народом.
На эту благодатную почву льется пропаганда личного успеха, которым подменяются традиционные духовные ценности.
Оздоровление общества в целом концептуально должно начаться снизу – с пропаганды семейного образа жизни, с предоставлением государством материальных и моральных преференций гражданам, ведущим семейный образ жизни.
В связи с этим мы предлагаем ввести понятие «молодая семья» и «состоявшаяся семья». Под молодой семьей мы понимаем семьи, в которых супруги не обзавелись детьми. Состоявшейся семьей должна считаться та, в которой есть дети. При этом необходимо четко определить, что под семьей мы понимаем законный брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный органами ЗАГСа.
В центре семейной политики должна стоять семья. Хочется подчеркнуть – не работа с семьями, не профилактика семейного неблагополучия, а именно семья. Семейная политика государства должна строиться таким образом, чтобы людям хотелось создавать и сохранять семью, а также рожать и воспитывать детей. Для этого должны быть обеспечены и ценностные, и социальные, и экономические условия.
Масштабность, комплексность и острота проблем в области социального развития, существенная трансформация духовных семейных ценностей (более позднее вступление в брак, рост доли сожительств
без регистрации брака, высокая доля детей, рожденных вне брака при низком в целом уровне рождаемости, социальное сиротство) требует принятия незамедлительных мер.
Целью семейной политики является укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей и семейного образа жизни, создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций.
Реализация семейной политики направлена на решение следующих неотложных задач:
– улучшение демографической ситуации в Петербурге;
– создание условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей;
– всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
– максимальное использование трудового и творческого потенциала семьи в развитии общества;
– совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми;
– развитие системы учреждений по поддержке семьи и детей в Петербурге;
– обеспечение состоявшейся семье возможностей для ее стабильного функционирования и полного выполнения своих функций;
– создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;
– обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи;
– повышение роли государства за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей;
– формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи.
Семья и семейный образ жизни – это наиболее мощные факторы профилактики всех общественных бед. Подрывая репутацию семьи, мы уничтожаем общество. Тут уместно вспомнить слова Декларации Дохинской конференции ООН, о том, что «семья является не только основной ячейкой общества, но и основным проводником устойчивого социального, экономического и культурного развития», а «укрепление семьи представляет собой уникальную возможность комплексного решения проблем, с которыми сталкивается общество».
2. Современное положение семьи в Санкт- Петербурге
Совершенно очевидно, что многие проблемы современного российского общества, в том числе спад рождаемости и депопуляция, ─ это результат кризисных трансформаций института семьи. Осознание тесной взаимосвязи между системными семейными изменениями и характером многих социально-демографических процессов в современном обществе является важнейшей предпосылкой реформирования семейной политики Санкт- Петербурга и государства в целом. Однако вплоть до настоящего времени многими российскими политиками институциональные проблемы семьи воспринимаются лишь в контексте демографического кризиса. При этом падение рождаемости не ассоциируется с системным кризисом семейного образа жизни и ослаблением потребности в детях, а воспринимается в основном как следствие неблагоприятных материальных факторов, как реакция на «удорожание» жизни и т.д.
При таком подходе, основанном на упрощенном восприятии причинно-следственных закономерностей развития семейно-демографических процессов и преобладании уверенности в наличии прямой зависимости между уровнем жизни и рождаемостью, ошибочно утверждается, что с ростом благосостояния неизбежно произойдет и подъем рождаемости. Исходя из этого, вся семейная и демографическая политика сводится исключительно к необходимости развития государственной системы поддержки семьи, что якобы позволит укрепить семью и решить проблему падения рождаемости.
Совершенно очевидно, что подобная стратегия государственной политики, как показывает исторический опыт, неэффективна и не только не оправдывает затрат и усилий, но и усугубляет семейно-демографическую ситуацию. Как справедливо отмечал известный российский демограф В.А.Борисов: «Автоматическое повышение уровня жизни не приведет к повышению рождаемости... Уровень жизни ─ условие необходимое прежде всех остальных факторов, но недостаточное. ...Проблема массовой российской малодетности вовсе не только в реалиях сегодняшней нашей жизни, как полагают некоторые наши политики, а в снижении самой потребности большинства семей иметь детей».
Падение рождаемости и депопуляция ─ это результат системных изменений, произошедших в процессе развития современного общества, связанных с девальвацией ценностей семейного образа жизни. Устранение семейного и демографического кризиса невозможно в рамках устаревшей парадигмы государственной социальной политики и связано с необходимостью принятия качественно новой стратегии семейной и демографической политики и отказом от прежних неэффективных принципов взаимодействий государства с институтом семьи.
Если продолжать дублировать неэффективные методы семейной и демографической политики, рассматривать последнюю исключительно как вспомогательное средство для преодоления демографического кризиса, не стоит ожидать ни ослабления социально-демографических проблем, ни формирования семьеориентированной системы общественных ценностей. По справедливому заключению специалиста в области демографического прогнозирования В.М. Медкова: «Нет никаких оснований надеяться на то, что рождаемость в России начнет повышаться без специальной демографической политики и достигнет к середине столетия уровня, близкого к уровню простого воспроизводства». В этой связи необходимо признать, что острота проблемы семейно-демографического кризиса такова, что она не может быть заморожена и отложена «до лучших времен». В случае бездействия власти, как и в случае непродуманных реформ и социально-экономических экспериментов, уже через несколько десятилетий мы можем получить совсем другую страну, утратившую связь с традиционной национальной идентичностью, российской культурой и историей.
Преодоление семейно-демографического кризиса, предотвращение его глобальных и катастрофических по масштабам последствий возможно только в рамках выделенной в качестве приоритетной общенациональной просемейной политики государства, направленной на укрепление семьи, возрождение ценностей семейного (и в особенности многодетного!) образа жизни, сохранения феномена семейной культуры. Формирование семенных ценностей должно начинаться еще в детстве. Мы понимаем под этим целенаправленный процесс, направленный как на общество в целом, так и на семью и молодое поколение, целью которого является воспитание позитивных установок на семью и брак, подготовку к вступлению в брак и решению проблем молодой семьи.
Подготовка молодежи к семье – это такая же важная проблема, что и подготовка к профессиональной деятельности, адаптации к жизни в обществе. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а затем в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. К проблемам современной семьи необходимо привлечь внимание средств массовой информации (через социальную рекламу). Особенно важно формирование общественного мнения в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества.
В результате радикальных реформ 90-х годов в обществе сложилась недружественная среда по отношению к семье и детям. Социо-экономические факторы, связанные со сломом прежней социальной модели общества (отказ от социализма — общества всеобщей социальной защищенности), коренными экономическими реформами, ухудшением среды обитания, снижением уровня жизни, возможностей содержать семью и детей приводят к плачевным последствиям.
Рождение детей в семье стало фактором, значительно усиливающим риски оказаться в категории бедных. Установка не спешить с рождением детей стала преобладающей. Во многом от рождения детей сознательно отказываются ради карьеры.
Увеличивается возраст вступления в законный брак. При этом рождение семьи вовсе не означает рождение в этой семье детей.
Размываются роли в традиционной семье. Молодые люди не спешат брать на себя ответственность.
К наиболее острым проблемам петербургских семей с детьми относятся:
– бедность,
– отсутствие жилья, либо плохие жилищные условия,
– дефицит социальных услуг, позволяющих родителям совмещать работу и воспитание ребенка (в т.ч. услуги дошкольного образования, дополнительного образования детей, оздоровления и отдыха детей),
– внутрисемейные конфликты, связанные с осуществлением родительских прав, в том числе по вопросам о месте жительства ребенка, выплате алиментов на содержание ребенка, порядком участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка.
После распада СССР и социально-экономических и политических реформ 90-х годов прошлого столетия государство так и не выработало своих подходов применительно к семье и семейной политике.
Большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей.
Происходит отчуждение семьи от общества. Возросло количество разводов. Одна из причин – отсутствие у молодежи сформированных навыков культурного поведения в семье. А, как известно, чем выше культура семьи, тем выше и культура общества.
Анализ предпринятых Правительством Российской Федерации мер стимулирования рождаемости показал их неэффективность, ибо эти меры оторваны от реальных проблем семей с детьми, носят потребительский характер, ориентированы на семью, как инструмент решения демографической проблемы.
Недостатки современной государственной семейной политики, в полном объеме присущи Санкт- Петербургу:
– недооценка активной социальной роли семьи,
– непризнание семейной политики как самостоятельного направления государственной политики,
– отсутствие единства государственной семейной политики,
– некомплексный характер,
– признание прожиточного минимума как основного критерия для принятия решения о мерах поддержки семей с детьми,
– отсутствие дифференцированного подхода к определению системы мер поддержки,
– отсутствие учета реальных проблем семей с детьми.
Последствия отсутствия единой государственной семейной политики:
– Низкая эффективность принимаемых мер поддержки.
– Социальное неравенство семей с детьми в зависимости от их места жительства.
– Бедность семей с детьми (феномен работающих бедных).
– Дефицит мест в детских садах.
– Неразвитость инфраструктуры оказания социальных услуг семьям с детьми.
– Кризис института семьи и семейных ценностей, рост семейного неблагополучия.
– Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде.
– Отсталость семейного законодательства, тормозящего развитие института семьи.
Государственная семейная политика должна быть переориентирована с семейного неблагополучия на стимулирование семейного благополучия. Задача государства, ориентированного на семейное благополучие, – создать условия для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с заботой и воспитанием детей, заботой о нетрудоспособных родителях. При таком подходе семья и государство становятся партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие, как отдельной семьи, так и государства в целом.
Благополучные семьи становятся заинтересованными в сохранении экономической, политической, социальной, демографической устойчивости государства не менее, чем государство в благополучии и социальной и экономической устойчивости российских семей.
3. Цели. Задачи. Принципы.
Цели государственной семейной политики в Санкт- Петербурге – укрепление института брака, увеличение рождаемости, сохранение и сбережение его народа, идентичности нации.
Поддержка традиционных российских представлений о семье и противодействие навязываемым извне ювенальным технологиям, по факту размывающим, а не укрепляющим семью как единицу общества.
Сокращение разрыва между идеальными представлениями о традиционной семье и существующим положением в обществе.
Задачи:
– укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций внутрисемейных отношений;
– стимулирование семейного благополучия;
– повышение уровня благосостояния семей, в том числе создание условий для их самообеспечения;
– обеспечение качественного и доступного дошкольного и школьного образования;
– сокращение доли детей, оставшихся без попечения родителей;
– стимулирование усыновления;
– патронатное сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей;
– создание социальных центров поддержки семей с детьми в целях сохранения семьи и недопущения отобрания детей;
– формирование позитивного «просемейного» общественного мнения;
– стимулирование деятельности общественных «просемейных» организаций, отстаивающих традиционные российские представления о семье.
Приоритетные направления:
– усиление мер поддержки многодетных семей;
– стимулирование семейного благополучия;
– уменьшение бедности семей, имеющих детей;
– обеспечение качественного и доступного жилья состоявшимся семьям;
– преодоление дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях;
– создание комфортной среды для семей с детьми.
Кроме того, городская власть должна взять на себя расходы на организацию семейного досуга. У родителей не должна болеть голова, где взять денег на занятия ребенка спортом, танцами или пением. Должна сформироваться система конкурсов, в ходе которых семьи получат доступ к качественному образованию в любых формах.
Методы реализации концепции семейной политики:
1. Объединение усилий органов городской власти, педагогов, врачей, родителей и детей для укрепления семьи, становления и развития культуры отношений.
2. Создание городским правительством условий для укрепления авторитета и поддержки института семьи, семейных ценностей, активного участия семьи в воспитательном процессе образовательных учреждений.
3. Постоянная работа городского правительства и общественных «просемейных» организаций по моделированию приоритетности духовных и нравственных ценностей, культуры, здорового образа жизни в семье.
4. Комплекс мер, инициированный городским правительством и общественными «просемейными» организациями, по воспитанию у детей и подростков отношения к семье, как к базовой ценности общества.
5. Пропаганда и возрождение семейных традиций, предоставление налоговых льгот СМИ и общественным организациям, участвующим в городской программе пропаганды и возрождения семейных традиций.
6. Создание при правительстве Санкт-Петербурга отдельного профильного комитета, занимающегося организацией и проведением в жизнь семейных традиций и ценностей и их пропагандой. Работу этого Комитета выделять в бюджете города отдельной строкой.
Концептуальные основы концепции:
1.Единство целей государственной и семейной политики.
2.Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение, охрану здоровья своих детей. Нужно особо отметить, что ограничение родительских прав не может быть реализовано со стороны любых органов опеки без решения суда. Родительские апелляции по этим делам необходимо рассматривать в приоритетном порядке в четко установленные законом сроки.
3. Культуросообразность, основывающаяся на традиционных духовно-нравственных ценностях, преемственность и связь поколений, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания. Отказ от попыток применительно к российской почве ювенальных отношений между государством, обществом и семьей, обанкротившихся по факту их практического применения в странах Западной Европы. Мы констатируем, что их применение в долгосрочной перспективе приводит к размыванию института семьи, нарушает связь между поколениями, приводит к падению рождаемости, делает общество аморфным и нестабильным.
4. Формирование у детей осознанного отношения к будущему ответственному родительству как важнейшему средству предупреждения дезорганизации и разрушения семьи, детской безнадзорности, правонарушений и преступлений в детской и подростковой фазе.
4. Повышение уровня благосостояния семьи
Нужно четко понимать, что работа по повышению уровня
благосостояния семьи в Санкт-Петербурге потребует дополнительных расходов из бюджета города. Но в то же время реализация общей Концепции семейной политики может выступить локомотивом городской экономики и послужит снижению социальной напряженности в обществе. В долгосрочной перспективе реализация данной Концепции позволит пополнять городской бюджет за счет увеличения налогооблагаемой базы и экономии значительной части средств, идущей на преодоление социальной напряженности и социальной неустроенности семей и граждан.
Понимая это, мы исходим из того, что инвестиции в семью – это долгосрочные инвестиции в будущее ее города, его жителей и страны в целом.
Данная Концепция предполагает реализацию нескольких конкретных программ по материальному стимулированию семейных отношений и семейных ценностей. В обществе, где идея личного успеха заменила идею социальной справедливости, движение в сторону возрождения семьи не должно ограничиваться постулатами, что семья и рождение детей – это всего лишь почетно. Сам по себе семейный образ жизни, сохранение семьи как ячейки общества, рождение детей должны давать ощутимые материальные блага и льготы по сравнению с теми, кто живет по принципу «каждый сам за себя» – без семьи.
Исходя из этого, мы считаем, что рождение ребенка в семье и выключение матери из социально-трудовой сферы не должно сказываться на достатке семьи в материальном плане. Рождение двух детей должно гарантировать семье выплаты органами опеки в размере среднего оклада по нашему региону.
Мы считаем, что рождение каждого последующего ребенка должно давать дополнительные выплаты в размере 50% от среднего оклада по нашему региону.
Подобное стимулирование рождаемости в семье, которую мы понимаем как заключенный брак между мужчиной и женщиной, позволит значительно улучшить ситуацию с рождаемостью в Санкт-Петербурге. В качестве приятных «побочных» эффектов данной политики мы можем получить такие экономические преференции как укрепление строительного сектора и дорожного строительства, расширение штата образовательных, медицинских, спортивных, культурно-досуговых учреждений. Все это подтолкнет развитие экономики города в целом и расширит налогооблагаемую базу для пополнения городского бюджета.
5. Охрана здоровья детей и родителей
Мы с вами прекрасно видим воздействие социо-медицинских факторов, связанных с резким снижением качества жизни и здоровья населения, массовой наркоманией и алкоголизмом,
повышением смертности. И все это вследствие отказа государственной политики от поддержки общественного здравоохранения.
Здоровье подрастающего поколения – это здоровье народа Российской Федерации. Это не просто расходы на медицину, но в целом на нацию. Мы считаем необходимым, принять городской закон, по которому детское здоровье должно выйти за рамки здравоохранения, получив статус национального проекта, ведущего ребенка с момента постановки на учет будущей мамы в женской консультации до достижения ребенком совершеннолетия.
Для этого необходимо:
– усиление профилактической направленности медицинской помощи, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению;
– укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего, за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению детской смертности от управляемых причин;
– создание условий для организации семейного отдыха, оздоровления детей и подростков;
– совершенствование медико-генетической помощи населению, внедрение современных технологий ранней диагностики врожденных пороков развития плода, наследственных и других заболеваний;
– разработка и внедрение современных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения.
6. Заключение
Данная Концепция разработана на базе Программы общественной организации «Профсоюз граждан России».
Концепция имеет под собой разработанные проекты законов по ее реализации, которые могут быть представлены, в случае принятия данной Концепции за основу.
Мы исходим из того, что сотрудничество России с мировым сообществом должно строиться на принципах равноправия и уважении позиций всех сторон, которые не могут не учитывать культурные, исторические и национальные традиции и ценности народов, проживающих на территории РФ.
С точки зрения разработчиков, данная Концепция максимально полно отражает присущий народам России семейный уклад и принимаемые абсолютным большинством граждан внутрисемейные отношения и взаимоотношения между полами.
Принятие данной Концепции за основу и разработка законов с учетом данной Концепции позволит Санкт-Петербургу показать пример для всей страны, как можно практически реализовывать и находить гармонию между правами личности и потребностями общества.
Возможные злоупотребления учтены в проекте законов и подзаконных актов, разработанных Профсоюзом на основе этой Концепции.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии