22.03.2024
Помним. Скорбим
4 апреля встречаемся в Якутске →
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Зачем КПРФ «плавающий мандат»

Зачем КПРФ «плавающий мандат»

7814
17 июля 2012 г.

Партии в России есть: разные программы, разные названия. Но меня в полной мере не устраивает ни одна. Именно поэтому со своими единомышленниками мы сейчас занимаемся регистрацией партии Новая Великая Россия.



Уверен, что таких граждан нашей страны миллионы – тех, кто не видит на политическом поле страны партию, действия которой они поддерживают на все «сто». Наглядное подтверждение этого тезиса – последние законопроекты и голосования по ним в Государственной Думе.
Тут есть чему удивляться? Нет, удивляться как раз совершенно нечему.


«Единая Россия» голосует «за» ратификацию протоколов по вступлению в ВТО. Мы против этого шага. Против вступления в ВТО голосуют все остальные фракции Госдумы. В те же самые дни Госдума возвращает в Уголовный кодекс статью о клевете, принимает закон об «иностранных агентах», ужесточая контроль над неправительственными организациями, получающими финансирование из-за рубежа. До этого депутаты увеличили штрафы за нарушение закона о митингах и демонстрациях – мы видим, что в этих вопросах очень часто наша позиция не совпадает с позицией думской оппозиции.
Ну, нет партии, которая бы полностью отражала бы взгляды огромного большинства граждан России! Именно поэтому ее и приходится создавать.
Почти незамеченным прошло в Госдуме и голосование еще по одном законопроекту. Он был провален. Говорили о нем не очень много. Между тем, стоит обратить на него внимание. Очень уж наглядный пример…
13 июля 2012 года на последнем  в весенней сессии заседании Государственной Думы не прошел проект закона, который изменял порядок замещения вакантного депутатского мандата. Когда указанный проект закона был отклонён, фракция КПРФ, настаивавшая на перенесении его обсуждения на осеннюю сессию, в знак протеста покинула зал заседаний в полном составе.
Чем же не устроило депутатов от КПРФ отклонение данного закона? Давайте попробуем разобраться. Как уже говорилось выше, данный закон изменял порядок замещения вакантного депутатского мандата или, если говорить проще, определял, кто становится депутатом Государственной Думы в случае, если другой депутат по тем или иным причинам ушёл в отставку.
Но прежде чем мы приступим к анализу причин отклонения данного закона и причин недовольства фракции КПРФ, давайте уясним, как ныне формируется список кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Для этого, не вдаваясь во множество деталей, проанализируем положения статьи 36  Федерального закона от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Закон о выборах депутатов).
Согласно части 22 статьи 36 Закона о выборах депутатов общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать шестьсот человек. Федеральный список кандидатов составляется каждой политической партией, участвующей в выборах депутатов Государственной Думы. Как известно, Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в списке может быть не более 600. «Запас» существует для того, чтобы была возможность заместить тех депутатов, которые по тем или иным причинам сложат свои мандаты.
Список разбивается на общефедеральную часть и на региональные группы. Согласно части 20 статьи 36 Закона о выборах депутатов в общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более десяти кандидатов. В общефедеральную часть списка, как правило, включаются первые лица партии – чтобы её узнавали. Численность общефедеральной части списка определяет сама партия. Главное, чтобы там было не более 10 человек. Однако партия может и не формировать общефедеральную часть списка.
Согласно части 9 статьи 36 Закона о выборах депутатов федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации.
Согласно части 19 Закона о выборах депутатов число региональных групп кандидатов не может составлять менее семидесяти. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.
Согласно части 10 Закона о выборах депутатов число избирателей, зарегистрированных на территории группы субъектов Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может превышать 3 миллиона. Число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч.
Согласно части 11 Закона о выборах депутатов региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона.
Указанные выше нормы существуют для того, чтобы, во-первых, во время выборов охватить всю территорию России, во-вторых, чтобы кандидатами в депутаты могли стать люди, проживающие в любой части нашей страны, и в-третьих, чтобы обеспечить относительно равную численность избирателей на каждый депутатский мандат.
Однако после выборов надо распределить депутатские мандаты между кандидатами из списка. Скажем, в списке 600 кандидатов, однако после подсчёта голосов определено, что партия получила, скажем, только 100 мест. Как определить, кто получает депутатский мандат? Данная процедура урегулирована в статьях 82.1 и 83 Закона о выборах депутатов.
Вот основные положения статьи 83. В первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.
Остальные мандаты распределяются внутри списка между региональными группами кандидатов – как это делается, мы сейчас подробно выяснять не будем. Нам важно понимать, что есть установленный законом порядок передачи мандата в случае, если депутат Государственной Думы вынужден покинуть свою должность в силу тех или иных причин.
Кто должен прийти ему на смену?  Согласно части 1 статьи 89  Закона о выборах депутатов в случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы партия предлагает другого кандидата из своего федерального списка. При этом указанная кандидатура предлагается из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же региональную группу кандидатов (в общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно. Таким образом, в случае сложения депутатом Государственной Думы от конкретной партии своих полномочий российский избиратель будет знать, что на смену ушедшему депутату  придёт человек из той же региональной группы. А поскольку в региональной группе человек мало, то легко предположить, кто именно станет депутатом.
И вот КПРФ предлагает эту систему изменить. В результате данных изменений новая редакция статьи выглядела бы так: «Предложение кандидатуры для замещения вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, предусмотренном уставом соответствующей политической партии. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату, предложенному указанным органом политической партии».
То есть сама партия решала бы этот вопрос в соответствии со своим уставом. В переводе на русский язык – это означало бы возможность сделать депутатом любого! Сейчас порядок передачи мандата определяла жесткая формула закона, КПРФ же предложила отдать все на откуп самим партиям. Это и назвали «плавающим мандатом». Он мог «уплыть» в те руки, которые руководство партии, (а вовсе не избиратели) посчитали бы наиболее достойными.
Данный закон открывал огромные просторы для, как бы это помягче сказать, … странных перемещений депутатских мандатов. Во-первых, на многих действующих депутатов началось бы оказываться колоссальное давление с "просьбами" сдать мандат в пользу более "достойных" людей. А во-вторых, эти же "достойные" люди потом "заносили" бы главе партии, чтобы он именно им отдал депутатское кресло. Чем не огромное поле для коррупции! Государственная Дума постепенно начала бы заполнятся откровенно коррумпированными людьми без совести, а, кроме того, исказились бы результаты голосования на территориях региональных групп.
К счастью, этот закон принят не был. "Единая Россия", «Справедливая Россия» и ЛДПР голосовали против его принятия, а вот КПРФ ещё до голосования покинула зал заседаний. Почему? Ну, конечно же, не потому, что отклонённый закон лишил главу этой партии возможности подзаработать на торговле депутатскими мандатами. Но все же – почему коммунисты лоббировали этот закон и как обиженные барышни ушли из зала заседаний? Вопрос остается открытым.
Впрочем, объективности ради надо отметить, что этот явно коррупционный законопроект был внесён в Государственную Думу главами всех четырёх фракций в Госдуме – О.В. Морозовым (тогда он ещё был депутатом), В.В. Жириновским, С.М. Мироновым и Г.А. Зюгановым. Почему три фракции, внеся этот законопроект, потом кардинально поменяли свою позицию, остаётся только гадать. То ли совесть проснулась, то ли из Кремля позвонили. Но главное – закон был отклонён.
И очень странно, почему депутаты из фракции КПРФ, вместо того чтобы тоже отклонить коррупционный закон вместе с остальными своими коллегами, сначала требовали перенести его рассмотрение, а когда не добились своего, покинули зал заседаний.
И все это происходило ПОСЛЕ того, как КПРФ, Справедливая Россия и ЛДПР голосовали против вступления России в ВТО…
P.S. Большое спасибо Василию Соколову за помощь в подготовке данного материала.

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии