ПРАВДА РОССИИ
Уникальность нынешнего исторического состояния России заключается в том, что мы вступаем в ту точку развития, когда начинают проступать контуры будущей Пятой империи, возрождающейся державы XXI века. Приняв историческое решение о присоединении Крыма и Севастополя, наш лидер смело и жестко обозначил дух развития Российского государства, он отправил ясный посыл мировому сообществу: "Великая Россия возвращается!" Мы все ждали этих эпохальных слов. "Русский, самый большой разделенный народ в мире", как выразился сам Владимир Владимирович, обрёл потерянное чувство гордости и единства. День возрождения Российской Державы состоялся. Независимо от своего исторического происхождения, и русский, и татарин, и еврей — все почувствовали себя в этот момент единой российской нацией.
Возвращение Крыма — это наш первый шаг в направлении естественного собирания своих земель. В то же время это осознание ответственности нынешней Российской Федерации за весь русский мир.
Восстановление национальной гордости и достоинства, утверждение ясного целеполагания в современном глобальном мире выведет Россию на свойственный ей цивилизационный путь.
Путин, приняв на излёте ХХ столетия обломки государства, начал на сохранившемся историческом фундаменте реставрацию империи. Осознав всю масштабность стоящих перед ним задач, трудность их реализации, он неспешно, с откатами назад, с противоречиями и тем не менее неуклонно выстраивает каркас будущей России.
С конца 80-х годов XX века до начала 10-х годов века XXI в России враждебные ей силы предприняли титанические усилия по десакрализации идеи государства, по размыванию того духовно-культурного генотипа нашего народа, в который вложено мощное интуитивное чувство Родины как высшей ценности и вера в неё как в часть высшей реальности, воплощённой на земле. Россия для нас была и остаётся уникальным заветным метафизическим пространством, оберегаемым от мерзостей сегодняшнего реального мира.
Трудности и несправедливости исторической жизни России и её народов лишь укрепляли эту веру-мечту в царство правды. Соединение мистического и земного, восходящее к Евангелию, создавало особое наполнение идеи Святой Руси. Отсюда и вера в Россию как легендарное "царство Иоанна", и православное убеждение в том, что "Россия есть Дом Пресвятой Богородицы", и мессианская вера советских людей в правоту своего дела ("наше дело правое, победа будет за нами"). Сущность этого народного верования выразил Достоевский: "Богородица — великая мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость". С 1918 года этот могучий миф нашёл новое своё воплощение в чудесном явлении иконы Божией Матери "Державная", которая символизировала переход верховной власти в России из рук убиенного царя в руки непосредственно Царицы Небесной, то есть переход её на метафизический уровень. Советский атеистический этап нашей истории не выветрил этой веры и этого чувства России, не взломал наш генотип. "Вечный огонь" Великой Отечественной войны стал преемником той эстафеты, которую пронёс до XX века русский народ с его идеей Третьего Рима и многие народы Востока, верящие в обетованную державу "белого царя".
Русское царство правды не было вполне осуществлено, но от этого оно не становится в сознании народа чем-то ирреальным. Напротив, скорби и тяготы земной жизни, пороки социального устройства, недостатки земного государства лишь высвечивают высоту идеала.
Наша правда заключается не в том "рае", который мы сами способны построить для себя, а в том, что мы не допустим восторжествовать силам ада, причём не только на своей земле. Раскрытие России — на уровне мировых отношений — это воспроизводство данного Богом разнообразия, священной божественной гармонии. Это собирание вер, народов и культур без их обезличивания. Это многоголосие, свобода как самостоятельность и самобытность. Это уважение других в их суверенности и самобытности. Это "человечество" и права отдельного человека не в противовес конкретному народу и стране. Это когда род человеческий — как один соборный народ, и каждый человек как сын своего народа. В Валдайской речи, как и в ряде других своих недавних выступлений, Путин показал, что он хорошо это понимает и на этом стоит.
НА ПОРОГЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БИТВЫ
Путин сильно изменился, да и не мог не измениться с тех пор, как пришёл на вершину власти. В этом смысле он не чудесный сказочный избавитель, но носитель сложного и многострадального опыта переплавки в горниле истории. Нельзя сказать, наверное, что Промысел нашел себе опору в свойствах и качествах лидера, но можно сказать, что Промысел сам стал выращивать и вызывать в этом человеке необходимые свойства и качества. Бог берёт несовершенного человека таким, какой он есть, и делает из него то, что Ему нужно. Именно этот метафизический процесс произошёл в сознании и сердце президента.
Точна и предельно глубока мысль Александра Проханова о том, что изначально существовал замысел, по которому Творец выстраивал государство Российское, и в этом замысле было уготовано место и для Путина. Осознав это место и эту миссию ("замкового камня", по определению Проханова), президент недавно смог провозгласить максиму, свидетельствующую, что он достиг метафизической зрелости: "Не Россия находится между Западом и Востоком. Это Запад и Восток находятся слева и справа от России" (сказано на конференции Общероссийского народного фронта "Форум действий" в декабре 2013 г.).
Мы идём от либерализма к новой, современной версии политического традиционализма, к имперской традиции гармонии народов, евразийскому братству. Путину нелегко даётся этот исторический переворот. Олигархическая система, созданная на постсоветском пространстве по сценарию западных мудрецов, противится этому перевороту. Путину трудно отказаться от системы, которую в её новом виде он сам во многом сконструировал. Но в 2011 году со всей отчётливостью проявилась сущность проолигархической элиты как наглых, циничных отщепенцев, считающих себя высшей кастой, презирающих Россию и всё русское. Неудивительно, что эта толпа "креаклов" отвергла и Путина, который уже во многом "переплавился" в плавильном горне России. Ужаснувшись, Путин стал искать себе опору в народе. Так поднялась Поклонная площадь. Так был собран и мобилизован Изборский клуб, призванный стать авангардом консервативного преображения страны.
Если бросить взгляд на ту сферу, что наполняет сознание наших людей, на средства массовой информации, мы увидим, что доминирование там этого оторванного от страны квазикреативного класса пока ещё остаётся определяющим. Большая часть СМИ играет на стороне информационного противника страны: показывают Россию с изнанки, с чёрного хода, взращивают западников и русофобов. "Пятая колонна" пытается опошлить всё, что связано с величием России, с её статусом великой державы. Главное сражение разворачивается сейчас не на полях брани, а в сердцах и умах людей. Мы день за днём наблюдаем, как всё новые и новые страны становятся на колени. На наших глазах братская Украина пала без единого выстрела артиллерийских орудий. Но теперь отречься от себя заставляют людей не выстрелы, не бомбардировки и не налеты истребителей, а другое оружие — информационное, организационное, разрушающее жизнь страны изнутри.
Уинстон Черчилль как-то озвучил: "Генералы всегда готовятся к прошлой войне". Это выражение как никогда справедливо по отношению к современной России. Вкладываются гигантские средства в оборонно-промышленный комплекс. Но это само по себе не спасёт нас в битве за право быть. Россия как единое государство может не дожить до реальной горячей войны, пав, как и Советский Союз, под ударами организационного оружия. Великая держава, обладавшая гигантским военно-промышленным потенциалом, пала в какие-то три дня.
В первую очередь мы нуждаемся в создании исследовательских институтов, центров по изучению современного российского общества, в организационной подготовке, в диалоге власти с пророссийской интеллектуальной элитой. Нам жизненно необходима смена медийной элиты, очистительные меры в масс-медиа. Наше оружие — это смыслы, осмысление величия страны, народного единства. Россия будет готова к ударам западной машины манипуляции, только укрепив национальное смысловое единство, взрастив свою идеологию, возродив духовные и исторические скрепы нашей страны. Необходима всеобъемлющая картина мира, отличная от либеральной, — и эта картина мира есть у нас, она создана за десятилетия многими мыслителями, цвет которых сейчас собран в нашем Изборском клубе.
ЗНАМЯ МОРАЛЬНОГО ЛИДЕРСТВА
В то время как учёные пытаются сконструировать мир без Бога или вписать его в свои материалистические модели, Священное писание даёт людям представление о построении Святилища, о превращении материальной вселенной в дом Божий. По Священному писанию, возвести храм — это цель земного бытия. И русский народ, русская православная цивилизация созданы для выполнения великой заповеди построения справедливого Царства Божьего на земле.
Весь наш народ имеет внутреннее знание истины, иначе он бы не жил. На протяжении многих веков мы на основе православного мировоззрения создавали свой идеал миросуществования как народный аналог правды на земле. В его основе лежало представление о Святой Руси — спасительнице человечества. Мы воплощали этот божественный замысел в нашей реальной жизни, в нашем реальном мире. Вера в "священный космос", возможность преображения Вселенной наделяет православие особенным отношением к жизни и особенной мистикой. Идея симфонии материального и божественного, священства и царства заложена в православной мысли. Поэтому мистическое, сакральное восприятие верховной власти присуще русскому народу. Об этом очень точно написано в одной из работ современного философа, изборца Виталия Аверьянова: "Метафизика нашей державы не совпадает до конца с вселенским православием, но и не противоречит ему. Согласно этой не проговариваемой вслух метафизике, само государственное строительство России представляет собой правду Божию. В таком понимании русская идея выступает как идея божественного присутствия, лишённая при этом доктринальных (религиозных, вероисповедных) ограничений. <…> Россия как держава "белого царя" утверждает божественное присутствие непосредственно — через прямую связь между личностью царя и личностями его подданных, через связь их всех в Боге…"
Завет построения справедливого Царства Божьего на земле напрямую воплотился и в русском империализме, священном в своей сути. Россия для входящих в неё народов стала именно таким огромным храмом, домом Божиим. Это драгоценные страницы нашей материальной истории. Концепция инока Филофея "Москва — Третий Рим" особо важна и единственно логична для нас. Она в своей сути снимает вечную оппозицию вселенского и национального, духовного и политического, церковного и имперского. Со времён Филофея минула половина тысячелетия. За эти 500 лет Россия пережила с лихвой напасти кровавых войн, несла сокрушительные потери, но и проживала бурный рост, и испытала кардинальные перемены в общественной жизни. И всё это время она продолжала оставаться самой большой, несопоставимо большой и сильной православной цивилизацией. Об этой исключительной особенности русских говорил и один из ярчайших противников России, "железный канцлер" и, возможно, "главный немец" за всю историю Отто фон Бисмарк: "Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских… Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути …"
Верховная воля к выходу за пределы мещанского мироустройства каким-то естественным образом ведёт нас из глубины веков. И эта мистическая реальность, скрывая свою внутреннюю природу, во все эпохи утверждает видимых наместников своих, верховную власть и воздействует на верховного правителя народа. Истинно для России, что православие сливалось с народом в самодержавном помазаннике. Верховный лидер, помазанник — это проводник религиозной первоосновы человеческой власти. В нём отражён симфонический идеал духовно-телесной жизни. Человечество, эгоистическое по своей сути, с его всевозможными грехами, алчностью, коррупцией, несправедливостью, не может жить вне государства, вне онтологических основ власти. Это не означает обоготворения государства, превращения его в абсолют. Вл. Соловьёв по этому поводу сказал, что государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. Но из религиозной первоосновы человеческой власти вытекает один фундаментальный вывод: смысл жизни верховного руководителя определяется помазанием, а главная его роль — в постановке сверхзадачи для его народа. В этом коренное решение проблемы существования сегодняшней России в целом.
И помазанник, находящийся как бы на изломе абсолютного начала и относительного, становится проводником божественных энергий. Так происходит освящение материи. Предметы и дела окружающего мира приобретают свойства святости. Всё, над чем работает государь, к чему прикасается, все предметы жизни, — всё освящается этой энергией. Этот священный материализм — особенность православного исповедания и мировоззрения русского человека. Не морализм, не строительство мира на формальных общечеловеческих принципах, принимаемых за библейские, а подлинная связь с универсальной божественной гармонией и подпитка души человека высшими энергиями. В этой связи главная задача человека состоит в освящении окружающей его материи через поступки и дела. И грех русского народа в том, что, прельстившись материальным раем, мы забыли о своём мессианском призвании. "Материальный" источник света привёл нас в разделённое состояние. Поэтому на помазанном Богом главе государства лежит важная миссия: проводить путём государственности духовно-нравственные начала, ограждать, защищать общество от квазиценностей, "отделять зёрна от плевел". Принятие высокого консерватизма как движения вверх и вперёд должно стать средством достижения высших целей. На этом пути произойдёт возвращение России как государства правды и справедливости.
Несмотря на всю глубину падения и разрушения России в конце XX века, сейчас мы видим проблеск иной реальности — как будто Промысел Божий подталкивает нас образовать и утвердить моральную ось мира. У России в целом, а в особенности у её национального вождя, открывается перспектива морального лидерства традиционного человечества. Этого ждут от нас и на Востоке, и на Западе. И справа, и слева от России. Нужно не бояться быть собой. Путин, ещё начиная с Мюнхенской речи, почувствовал своё призвание к этому, свой долг. По его выражению, "Россия всегда будет называть вещи своими именами, и делать это открыто". Валдайская речь Владимира Путина стала неким рубежом на этом пути. Она проявила то, о чём русские люди интуитивно знали — сама функция властвования формирует сущность властителя.
На данном отрезке исторического пути, как мне представляется, главной миссией Путина является воссоединение пространства исторической Руси с державной нынешней Россией. Без определяющей роли лидера, без постановки им сверхзадачи Пятая империя может не состояться. Исторический жребий пал на Владимира Владимировича Путина. Будем молиться за него, чтобы Господь укрепил его духовную и физическую силу и не оставил Россию своим попечением.
Комментарии