22.03.2024
Помним. Скорбим
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Сахалин – по чеховским местам

Сахалин – по чеховским местам

5352
20 ноября 2014 г.
Только в самолете окончательно понимаешь, какую огромную и необъятную страну завещали нам наши предки. Глядя на карту, этого не понять. А вот когда летишь семь или восемь часов, тогда окончательно становится понятно, почему точный и многомерный русский язык дал Востоку нашей Родины название «Дальний».
Во время моей второй поездки на Сахалин я постарался посетить другие места, увидеть то, что не видел в первый раз.
И поэтому отправился «по чеховским местам».
В город Александровск-Сахалинский.
image (3)
Любопытно, что относительно недолгое пребывание великого писателя на острове навсегда сделало Сахалин одним из важнейших чеховских мест.
Но рассказ о чеховском Сахалине и Сахалине вообще нужно начать раньше, чем нога писателя вступила на берег красивейшего и крупнейшего русского острова.
Сначала небольшая историческая справка. Россия искала выход к теплому морю – как говорится, геополитика, ничего личного. Российская империя расширялась на Восток, но это движение не было в государственной политике наиважнейшим. Все изменилось после неудачной для нас Крымской войны.  Наши «британские партнеры» запретив по Парижскому трактату иметь России военный флот на Черном море, подтолкнули наше движение в другую сторону. Поиск незамерзающих портов не на Черном море стал очень актуален.
Отсюда и всплеск интереса к Дальнему Востоку во второй половине 19 века со стороны российских властей.
Адмирал Г.И. Невельской и участники его Амурской экспедиции описали и нанесли на карту залив Японского моря. В этом заливе в 1869 г. была основана Александровская сельскохозяйственная ферма, а в 1881 г. в деревне основывается военный пост. Это было первым русским поселением на острове, отсюда пошло его освоение. Название – в честь императора Александра II.
Поскольку это была невероятная даль от центра Империи, встал вопрос, как осваивать новые земли. Попробовали искать добровольцев, дали, говоря сегодняшним языком “льготы и северные надбавки”. Нашлось всего 800 человек. Тогда решили творчески перенимать опыт британских “друзей”. Англичане заселили Автралию каторжниками. Ссылали туда всех кого было можно и нельзя. Гуманное царское правительство ограничилось организацией на Сахалине каторги. Отбывшие каторгу оставались на острове. Скажем сразу – за всю историю каторги не убежал никто…
В Александровске- Сахалинском появляется резиденция военного губернатора Сахалина. Это столица острова. Правда статус города он получил лишь в 1917 году. Поэтому когда осенью 1889 года известный писатель Антон Павлович Чехов решает совершить поездку на Сахалин для изучения жизни каторжных и ссыльных, то едет он в буквальном смысле на край Российской империи. Причем едет через всю Сибирь, едет в самое суровое время, в холод, распутицу и морозы.
image
Сегодня в Александровске-Сахалинском есть прекрасный чеховский музей .
4
5
6
 
10
7
Работающие в музее прекрасно знают Чехова и мотивы, по которым он поехал на Сахалин. Это целый клубок причин. Начиная с диагноза “чахотка” (туберкулез), который врач Чехов поставил себе самому и кончая … женщиной. Куда же без прекрасной половины человечества. Ведь не только политика, но и литература вся крутится вокруг изгиба женской талии…
Тогдашняя “публика” отнеслась к поездке Чехова без должного понимания. Многие считали ее «ненужным делом» и «дикой фантазией».
Для понимания продолжительности пути, которое проделал Чехов: железной дороги нет, самолетов, естественно тоже, как и автомобилей. Дороги… Какие дороги в России - все и так знают. Поэтому в пост Александровский на Сахалине (именно такое название было у современного города) он прибыл 11 июля 1890 года. То есть был в дороге БОЛЕЕ ПОЛУГОДА!!!
«Гавани здесь нет и берега опасны, о чем внушительно свидетельствует шведский пароход «Атлас», потерпевший крушение незадолго до моего приезда и лежащий теперь на берегу».
Именно с этих строк начинается повествование Антона Чехова о его пребывании на Сахалине, именно вид этого разбитого парохода был его первым впечатлением об острове. http://www.chekhov-sakhalin.ru/about/na_ostrove
Гавань построили, она есть и сегодня, но о сегодняшнем положении мы поговорим чуть позже.
Еще несколько слов о Чехове: в течение трех месяцев и двух дней своего пребывания на острове он вел напряженную работу, изучая жизнь каторжан и поселенцев, а заодно быт и нравы местных чиновников. Он в одиночку предпринял перепись ссыльно-каторжного населения, заполнив при этом около 10000 карточек.
http://www.chekhov-sakhalin.ru/about/na_ostrove/jonkier_cape
Свои впечатления от острова и от каторги (каторжан) Чехов отразил в своей книге «Остров Сахалин», которую я всем рекомендую прочитать.
Осматривая окрестности Александровска-Сахалинского сегодня видишь практически тоже самое, что видел Чехов. Основные достопримечательности природные и они прекрасно сохранились. Впрочем – осталось кое-что и от каторги.
«Чуть южнее Александровского поста располагался только один населенный пункт — «Дуэ, страшное, безобразное и во всех отношениях дрянное место». На пути туда Антон Павлович неоднократно проходил через тоннель, построенный каторжанами в 1880–1883 годах.
“Мыс Жонкьер всею своею массой навалился на береговую отмель, и проезд по ней был бы невозможен вовсе, если бы не прорыли туннеля”.
http://www.chekhov-sakhalin.ru/about/na_ostrove/jonkier_cape
Тоннель и сегодня в прекрасном состоянии, ничего не гниет, как будто построили вчера.
image (2)
1
12
Несколько слов о каторге. Оказывается и здесь наказание было строго определенным для каждой из категорий «душегубцев» и «воров». Каторжники делились на три категории. Наиболее легкая категория работала и ходила без кандалов, у кого статьи были «потяжелее» были в кандалах, надетых, кстати, не на голые руки-ноги, а на одежду. Совсем отпетые негодяи были постоянно прикованы к тачкам. И никогда от них не отковывались. Так и жили и ели и спали – с тачками. Но таких было совсем немного.
Вот как пишет Чехов:«В Воеводской тюрьме содержатся прикованные к тачкам... Каждый из них закован в ручные и ножные кандалы; от середины ручных кандалов идет длинная цепь аршина в 3–4, которая крепится ко дну небольшой тачки”.
http://www.chekhov-sakhalin.ru/about/na_ostrove/jonkier_cape
image (1)
И все это на фоне сумасшедших природных красот. Скалы, Татарский пролив. Солнце, его заход на фоне бесконечных далей. Просто захватывает дух. Самые знаменитые скалы тут – Три брата. Есть, кстати, и три сестры…. Прям по-чеховски…
image (3)
3
9
Почувствовав каторгу, написав очерки, полюбовавшись красотой здешней, Чехов отправился домой. На этот раз он через Сибирь не поехал, а поплыл до Владивостока, откуда опять –таки морем отправился до российских портов Черного моря. Это для понимания, какие транспортные проблемы имела Россия того времени и как важно для нашей сухопутной державы был флот. Без него можно было по полгода добираться до своих собственных земель. А британские «партнеры»  ходили по всем морям. И всегда были рядом…
(Сам того не зная, я в некотором смысле повторил чеховский путь, отправившись после Сахалина во Владивосток)
Через пятнадцать лет после посещения Чеховым Сахалина началась русско-японская война. «Агрессивное» царское правительство так «хотело» и так «готовилось» к ней, что на острове не было НИ ОДНОЙ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ. Поэтому когда на Сахалине высадилась японская армия сражаться за Россию стали моряки крейсера «Новик», некоторое количество офицеров, охрана каторги, местные жители. И … каторжане. Основная масса партизанских отрядов, нанесших ущерб японцам, состояли именно из каторжан. Отбывающих и отбывших уже свой срок. Многие погибли, некоторые оказались в плену. Чудеса русского героизма, борьба сахалинцев с японской армией во время русско-японской войны отдельная и совершенно неизученная страница.
Но случилось так, что по итогам этой войны половина Сахалина отошла Японии. Во время гражданской войны Японцы решили «втихаря» присвоить и вторую часть острова.  Достаточно сказать, что японские войска были на северной, то есть русской части Сахалина с 1920 по 1925 год. Но потом СССР стал реальной силой и нашим японским соседям настала пора отправиться домой.
В 1945 году в ходе молниеносной военной операции японские войска на материке и на Сахалине были разбиты, а по итогам Второй мировой войны и безоговорочной капитуляции Японии Сахалин вновь стал российской территорией целиком.
В советский период северная часть острова процветала не менее, чем южная.
В эти годы экономика Александровск-сахалинского района была представлена широким спектром отраслей:
- угледобывающая (шахты Арково и Мгачи);
- добыча и переработка рыбы (Александровск-Сахалинский рыбзавод);
- пищевая (мясокомбинат, хлебокомбинат, пищекомбинат);
- транспортная (морской торговый  порт, три автотранспортных предприятия);
-судостроение (судоверфь)
- лесная (леспромхоз, лесхоз);
- строительная (три строительных предприятия и дорожно-ремонтно-строительное управление);
- сельское хозяйство (совхоз «Александровский», совхоз «Оленевод»);
- предприятия ЖКХ;
-нефтебаза;
- широкая сеть торговли и бытового обслуживания, включая два предприятия оптовой торговли для обеспечения досрочного завоза товаров для северной и центральной части Сахалина.
А потом пришла Перестройка. И рухнуло все. Вернее говоря, ВСЯ экономика этого района была уничтожена. Буквально вся. Людям стало негде работать, негде заработать на хлеб. Тенденцию экономического геноцида северного Сахалина продолжили и «эффективные менеджеры» реформаторы.
Например в 1997  году состоялось закрытие шахты Мгачи, на котором в период полной производственной загрузки работало более 1500  человек. Предприятие  было закрыто в связи с возникшей аварийной ситуацией. Но вместо ее выправления шахта вместе с только что закупленным новым современным оборудованием  была затоплена грунтовыми водами.  Также существенный урон экономике района принесло закрытие в эти же годы Александровск-Сахалинского рыбозавода   (около 1000 работников) и Северо-Сахалинского комплексного леспромхоза (около 1600 работников).
Сегодня экономика района от перестроечного и постперестроечного разгрома так в себя и не пришла. Проблема занятости стоит остро. Поэтому развитие туризма, чеховские места плюс природные красоты, помноженные на недорогие морские деликатесы – есть одно из важных направлений развития Александровска- Сахалинского.
В последние годы область вкладывает средства в развитие инфраструктуры, ремонт домов и дорог. Например Центральная библиотека города, где прошла моя встреча с жителями Александра-Сахалинского является старейшей, первой библиотекой на Сахалине, которая ведет свое летоисчисление с 1882 года.  Следовательно  в 2014 году учреждению  исполнилось  132 года. Сегодня Библиотека располагается в новом современном здании, имеет отличный  книжный фонд, который пополнился и моими книгами, которые были подарены  островным библиотекам губернатором Сахалина  А.В. Хорошавиным.
александровск 2
александровск 3
александровск 4
александровск 6
Нельзя не отметить, что возлагая серьезные надежды на развитие туризма и помощь областных властей, местные власти и сами должны предпринимать должные усилия. Однако я с удивлением узнал, что на сегодняшний день в Александровске-Сахалинском есть всего одна гостиница, и что еще более удивительно – одно кафе. Работающее до 19.00. Где туристы должны останавливаться, где они и жители города должны проводить свой досуг и тратя деньги пополнять местный бюджет, остается непонятным.
В завершение о  транспортной доступности. Остров Сахалин имеет протяженность около 1000 км. На Сахалине из его столицы Южно-Сахалинска ходят всего два поезда. Один их них идет в сторону Севера острова. Садишься поздним вечером, утром уже на месте. Практически как из Питера в Москву. От жд станции Тымовское до Александровска –Сахалинского еще 60 км, то есть час езды на автомобиле.
saxalin
И у ваших ног Татарский залив.
Красота природы.
И книга Чехова в руках…

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии