20 марта встречаемся в Махачкале. Подробности →
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Что принесла перестройка Дальнему Востоку - геополитический аспект

Что принесла перестройка Дальнему Востоку - геополитический аспект

530
12 декабря 2014 г.
Предлагаю вашему вниманию очередную статью моего коллеги по ПВО Артема Кривошеева из Хабаровска, посвященную геополитике Дальнего Востока и тому явлению, что навредило нашей Родине более всего. После Гитлера и его нашествия, конечно…
01
«В 1991 году с нашей страной случилось страшное – ее не стало. Только с началом 2000-х началось медленное, но верное возрождение. Можно долго перечислять, что мы потеряли, сдали, откуда ушли наши дивизии и другую скорбную статистику. О наших потерях писатели-патриоты написали сотни художественных, популярных, научных книг и работ.
Мне хочется рассмотреть геополитический аспект разрушения Советского Союза на Дальнем Востоке. С точки зрения геополитики Дальний Восток это ворота России в Тихий Океан. Здесь были расположены основные базы нашего Тихоокеанского флота, нашего основного инструмента по противодействию державам моря. На мой взгляд, сущность морской мощи государства прояснил наш поистине великий флотоводец – Адмирал Флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков:
«…никоим образом не означает, что морская мощь страны зависит только от реальной боевой мощи Военно-Морского Флота. Ее следует рассматривать, прежде всего, как способность государства все ресурсы и возможности, которыми располагает океан, поставить на службу человека и полностью использовать для развития экономики, состоянием которой, в конечном счете, определяются все стороны жизни нашей страны, в том числе и ее обороноспособность. В этом плане понятие морской мощи в какой-то степени идентифицируется с понятием экономической мощи государства. В соответствии с этим морская мощь может рассматриваться как составная часть экономической мощи. Так же как последняя определяет собой военную мощь, так и морская мощь, будучи опосредствована экономикой государства и оказывая на нее влияние, несет в себе экономическое и военное начало[1]».
Однако труды нашего гениального адмирала сегодня практически не изучаются в курсах геополитики высших учебных заведений. Вместе с тем, даже американцы называют Сергея Георгиевича «русским Мэхеном», хотя он скорее являлся анти-Мэхеном. Это и понятно. Основной целью СССР, как выразителя интересов «суши», согласно С. Г. Горшкову, должно стать освоение мирового океана. Весьма опасно закладывать такие мысли в головы русских студентов. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
С середины 1960-х годов на Дальнем Востоке СССР успешно складывалась инфраструктура для последующего броска в океан. Модернизировались порты, численно и качественно рос промысловый и транспортный флот. Вместе с тем, оставалась нерешенной главная задача. Не была создана система воспроизводства флота на Тихом Океане. То есть мощности имеющихся судостроительных заводов не могли обеспечить местную постройку судов всех размеров и классов. Особенно это делало уязвимым наш Тихоокеанский флот. Все крупные надводные корабли, согласно принятой классификации – корабли первого ранга, такие как крейсера, авианесущие крейсера, большие противолодочные корабли, для него строились либо в Николаеве, либо в Ленинграде. Почему это опасно и до сих пор таит угрозу, хорошо понимает человек, знающий историю России и географию. Так, во время русско-японской войны мы практически были лишены возможности быстро перебрасывать корабли с Черного и Балтийского моря на Тихий Океан для восполнения потерь. Вкупе с огромным расстоянием и действиями наших английских и французских «партнеров» это сыграло роковую роль для второй Тихоокеанской эскадры. Наш флот был разбит по частям. В случае обострения обстановки у нашей страны просто не будет возможности перебросить боевые корабли. Черное море по-прежнему сковано проливами, которые контролирует НАТО. Выход из Балтийского моря также контролируется в проливе Скагеррак. На Северном море переброска кораблей затруднена льдами.
Эту проблему осознал еще Сталин. И начал ее решать. В годы первых пятилеток было начато строительство судостроительных заводов в бассейне реки Амур (п. Кокуй – Сретенский судостроительный завод (ССЗ), Благовещенский ССЗ, Хабаровский ССЗ имени Кирова, Хабаровский ССЗ имени 60-летия СССР, Николаевский-на-Амуре ССЗ). Их строительство было закончено к началу 1960-х. Однако эти предприятия могли строить сравнительно небольшие суда и боевые корабли для охраны прибрежных акваторий и Амурской Военной Флотилии и, по сути, являлись малыми универсальными верфями. Для создания более крупных судов (крейсер, эсминец, атомная подводная лодка) были нужны заводы совершенно другого класса. Для этой цели в конце 1930-х было начато строительство целого города – будущего Комсомольска-на-Амуре. Основой стройки было два завода – авиационный и судостроительный завод № 199 (будущий завод имени Ленинского Комсомола). Это предприятие уже могло строить крейсера и эсминцы. Что характерно, согласно приказу Сталина, строительство боевых кораблей не прекращалось на нем и с началом Великой Отечественной войны. С конца 1950-х завод строил исключительно атомные подводные лодки, которые базировались на Камчатке. В пике своего развития завод насчитывал более 22 тысяч работников и одновременно строил более 5 атомных подводных лодок и несколько дизельных.
Но проблема оставалась. Завод имени Ленинского Комсомола решил проблему строительства подводных лодок для Тихоокеанского флота, но, были необходимы крупные боевые надводные корабли, которые СССР не мог строить на Тихом Океане. После окончания Великой Отечественной войны началась проработка возможности строительства первого на Дальнем Востоке завода крупнотоннажного судостроения, способного строить линкоры и авианосцы. В 1950 году вышло постановление Совета Министров, которое ознаменовало начало строительства в г. Советской Гавани нового завода. Все работы были прекращены после смерти Сталина.
В идее строительства нового завода вернулись только в первой половине 1970-х. Строительство началось в конце 1970-х. Размер предприятия поражал воображение: «Новый завод, получивший название «Паллада», предполагалось строить с огромным закрытым судостроительным эллингом, в котором могли бы строиться любые корабли и суда, включая атомные авианосцы»[2]. К середине 1980-х были возведены некоторые вспомогательные объекты нового предприятия. Сам завод должен был заработать в 1995 году…
Крушение СССР вновь отбросило нас от Тихого Океана. Понятно, что в условиях 1990-х о строительстве нового завода, так невыгодного нашим «партнерам» продолжаться не могло. Но Россия тем и отличается, что после каждого падения начинается возрождение. В 2009 году совместно с южнокорейским судостроительным гигантом DSME началось строительство суперверфи на базе судоремонтного предприятия «Звезда» в п. Большой Камень Приморского края[3]. «Верфь "Звезда-DSME" в бухте Большой Камень должна была стать единственным в России судостроительным производством крупнотоннажной морской техники водоизмещением до 300 тысяч тонн и объемом обрабатываемого металла в 220 тысяч тонн. У будущей верфи уже на первоначальном этапе появился ряд заказчиков, среди которых были такие крупные компании как ОАО "Роснефть", ОАО "Транснефть", ОАО "Газпром", ОАО "Совкомфлот"»[4].
Судя по публикациям в российской прессе, строительство верфи прямо как кость в горле у наших «партнеров». «Рукопожатные журналисты» и прочие «блогеры» рады любым трудностям и спешат делать выводы. Стоит лишь прочитать заголовки статей и все станет понятно:
- «Судоверфь в тумане. Новые инвестиции не позволяют запустить «Звезду-DSME» в обещанные сроки»[5],
- «Дальневосточный пузырь ОСК лопнул с треском. ОСК теряет всех партнеров по строительству дальневосточных верфей»[6],
- «Звезда» погасла, Кронштадт «уплыл»?[7],
- «Игры в судостроение. Верфи ОАО «Восток-Раффлс» и «Звезда-DSME», включенные в список приоритетных инвестиционных проектов края, стали жертвами большой политической игры и традиционной бюрократии»[8], «Суперверфь неприкаянная»[9].
Читаешь такое и диву даешься. Сколько негатива господа журналисты и «рукопожатные блогеры» готовы вылить по поводу любых трудностей – переговоров с корейскими партнерами, затягиванием сроков строительства и любым другим проблемам. Безусловно, трудности в ходе строительства есть и немалые. Иной раз складывается впечатление, что строительство верфи вообще саботируют. Впрочем, это тема для отдельного исследования.
А вот такие новости сопровождаются…гробовым молчанием: «Представители южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) посетили площадку в приморском городе Большой Камень, на которой строится новый судостроительный комплекс. Также гости приняли участие в совещании, где обсудили возможности сотрудничества в области проектирования и строительства судов…
После осмотра состоялось рабочее совещание в штабе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС). В нём приняли участие директор департамента локализации техники и технологий НК «Роснефть» Игорь Борбот, гендиректор Дальневосточного завода «Звезда» Юрий Фильчёнок, заместитель генерального директора ОАО «ДЦСС» Роман Горбунов.
Стороны обсудили возможности сотрудничества в области проектирования и строительства судов снабжения и морских платформ. Представители DSME и российских компаний утвердили план дальнейшей работы, сообщил РИА «Восток-Медиа» пресс-секретарь ДЦСС Данил Горчарук.
Ранее «Роснефть», «Газпромбанк», «Совкомфлот» и DSME подписали меморандум по основным принципам сотрудничества в рамках создания судостроительного и промышленного кластера на юге Приморского края. Стороны договорились завершить строительство и запустить новую верфь «Звезда» в 2016 году, создать российско-корейский инжиниринговый центр по судостроению и морской технике для шельфовых проектов, а также определили основные условия по обмену технологиями, локализации производства и размещению заказов.
Меморандум был подписан в присутствии президента РФ Владимира Путина и президента Республики Корея Пак Кын Хе в рамках официального визита Путина в Южную Корею.
Россия заинтересована в том, чтобы максимально локализовать производство судов на своей территории – морская техника на 70 % должна быть изготовлена внутри страны. В настоящее время 95 % судового оборудования поставляется из-за рубежа. Компания DSME способна помочь в оснащении производственных мощностей в России. Побывав на «Звезде», корейцы смогли убедиться, что строительство комплекса продвигается»[10].
Хоть верфь и позиционируется как исключительно гражданский проект, ежегодно его строительство инспектирует Вице-премьер Дмитрий Рогозин[11]. Фактически строительство находится под его личным контролем[12]. Спросите себя, чем вызван такой интерес Вице-премьера, курирующего оборонно-промышленный комплекс? Да, безусловно, новая верфь строится на базе судоремонтного предприятия «Звезда», которая осуществляет ремонт и модернизацию атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Но помимо этого предприятия, в России еще множество оборонных производств, где Дмитрий Олегович еще не бывал. Каждый может сделать вывод сам. Не иначе впоследствии, наряду с танкерами, там будут строиться и более «вежливые» корабли.
В любом случае, решение о строительстве завода крупнотоннажного судостроения на Дальнем Востоке было принято еще в 1950 году. Смерть руководителя страны и фактический государственный переворот не позволил этим планам осуществиться. «Перестройка» и либеральные реформы не дали возвести завод во второй раз. Третьего раза не будет! Завод для строительства нашего Тихоокеанского флота должен быть построен."
[1] Горшков С. Г. Морская мощь государства / С. Г. Горшков Адмирал Флота Советского Союза // М: Воениздат, 1976 г. URL:http://holmogorow.nigilist.ru/archive/gorshkov-morskaya-mosh/index.htm
[2] Васильев, А. М., Логачев С. И., Майданов О. П., Маринин В. Ю., Морин А. Б., Нарусбаев А. А., Скороход Ю. В. История отечественного судостроения. В пяти томах: Т.5: Судостроение в послевоенный период (1946 – 1991 гг.) / Под ред. И.Д. Спасского. – СПб.: Судостроение. – 1996. – С. 280.
[3]http://www.sdelanounas.ru/blogs/9399
[4]http://www.cniicentr.ru/news/prom/1785/
[5]http://www.kommersant.ru/doc/1634100
[6]http://mirage31.livejournal.com/240848.html
[7]http://www.vdvsn.ru/novosti/korabelnaya_storona/zvezda_pogasla_kronshtadt_uplyl_/
[8]http://old.konkurent.ru/list.php?id=2840
[9]http://esparus.com/shipbuilding/superverf-neprikayannaya/
[10]http://offshoremarintec-russia.ru/press-centre/news/news_113.html
[11]http://primamedia.ru/news/primorye/28.09.2012/230673/dmitriy-rogozin-osmotrel-zavod-zvezda-v-bolshom-kamne.html
[12]http://kommersant-irk.com/rosneft-zabiraet-u-osk-zvezdu/

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии