Не так давно в серии книг, которые я рекомендую прочитать, вышли мемуары русского генерала и национального героя Республики Парагвай И.Т.Беляева под названием «Где вера и любовь не продаются». Генерал Беляев приходится пращуром моему соавтору по книге «Россия. Крым. История» Дмитрию Беляеву. Российское военно-историческое общество при поддержке Министерства культуры выпустило фильм про русских в Парагвае, который вошёл в цикл фильмов «Русский след». Где только не ступала нога русского человека? И везде после него оставалась только добрая память, мир и порядок.
Скачать аудио
Источник: http://www.culture.ru
"Русский след. Парагвай
На флаге Парагвая – три знакомые русским полосы, белая, синяя и красная, только в другом порядке. После Октябрьской революции генерал Иван Беляев покинул Россию с остатками своей армии. Потеряв родину, в 1924 году он отправился за океан, в страну своей детской мечты Парагвай. Дмитрий Беляев прошел в буквальном смысле по следам своего предка Ивана Беляева, нашел тех, кто знал генерала лично, нашел его могилу. В 20-е годы в Южную Америку накатывают волны беженцев из послевоенной Европы. И кажется, что Иван Беляев – лишь один из миллиона несчастных, бежавших из большевистской России. Но в столице страны Асунсьоне генерал не просто устраивается преподавать в Военной школе, он знакомится с властями Парагвая и убеждает их, что государству необходимы русские военспецы. Он надеется, что создаст базу для массовой иммиграции соотечественников. Президент республики идею Беляева поддержал, но достойное жалованье гарантировать не мог – приезжим профессионалам могли платить столько же, сколько местным государственным служащим.
Парагвай и Боливия в первой половине 30-х годов отстаивали свои права на огромную территорию под названием Чако. Для страны это главная война столетия, основа национального самосознания – вроде Великой Отечественной для России, и в этой войне парагвайцев поддержали русские. Улицы Асунсьона неспроста носят имена героев Чакской войны из России: Касьянов и доктор Вейс, Гольдшмидт, команданте Саласкин и капитан Малютин.
Идея «русского мира» и «русского ковчега» в Парагвае продолжения не имела. Но русские в стране остались и живут до сих пор. Что дало им силы, что объединило их, как раз и выясняет одна из героинь фильма Люси Грамматчикофф. Она записывает интервью иммигрантов и их потомков, сохраняя подробности их судеб. Переселенцы 20–30-х годов не стали фермерами. Сюда ехали российские горожане с высшим образованием. Благодаря новым квалифицированным кадрам основали новый, физико-математический факультет, где и декан, и большинство преподавателей были русские. Недавно «русский физмат» переименовали в инженерный факультет. Настоящие специалисты, приезжая в Парагвай, становились для страны эксклюзивными профессионалами.
Русская классическая и народная музыка звучала и в радиоэфире. 20 лет на первом канале парагвайского радио выходила программа «Русский час».
Самым заметным русским следом в Парагвае стал балет. Дочка генерала Эрна, героя Чакской войны, Наталья, Тала Эрн, основала свою балетную школу. «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева – любимые балеты Эрн – снова и снова давали на сцене главного парагвайского театра.
Мемуары «белых русских» тоже дождались своего часа. Теперь их выпускают не иммигрантские издательства на деньги автора, а заметные компании российского книжного рынка. Спустя почти сто лет после вынужденной эмиграции переселенцы словно возвращаются домой".
Скачать аудио
Источник: http://www.culture.ru
"Русский след. Парагвай
На флаге Парагвая – три знакомые русским полосы, белая, синяя и красная, только в другом порядке. После Октябрьской революции генерал Иван Беляев покинул Россию с остатками своей армии. Потеряв родину, в 1924 году он отправился за океан, в страну своей детской мечты Парагвай. Дмитрий Беляев прошел в буквальном смысле по следам своего предка Ивана Беляева, нашел тех, кто знал генерала лично, нашел его могилу. В 20-е годы в Южную Америку накатывают волны беженцев из послевоенной Европы. И кажется, что Иван Беляев – лишь один из миллиона несчастных, бежавших из большевистской России. Но в столице страны Асунсьоне генерал не просто устраивается преподавать в Военной школе, он знакомится с властями Парагвая и убеждает их, что государству необходимы русские военспецы. Он надеется, что создаст базу для массовой иммиграции соотечественников. Президент республики идею Беляева поддержал, но достойное жалованье гарантировать не мог – приезжим профессионалам могли платить столько же, сколько местным государственным служащим.
Парагвай и Боливия в первой половине 30-х годов отстаивали свои права на огромную территорию под названием Чако. Для страны это главная война столетия, основа национального самосознания – вроде Великой Отечественной для России, и в этой войне парагвайцев поддержали русские. Улицы Асунсьона неспроста носят имена героев Чакской войны из России: Касьянов и доктор Вейс, Гольдшмидт, команданте Саласкин и капитан Малютин.
Идея «русского мира» и «русского ковчега» в Парагвае продолжения не имела. Но русские в стране остались и живут до сих пор. Что дало им силы, что объединило их, как раз и выясняет одна из героинь фильма Люси Грамматчикофф. Она записывает интервью иммигрантов и их потомков, сохраняя подробности их судеб. Переселенцы 20–30-х годов не стали фермерами. Сюда ехали российские горожане с высшим образованием. Благодаря новым квалифицированным кадрам основали новый, физико-математический факультет, где и декан, и большинство преподавателей были русские. Недавно «русский физмат» переименовали в инженерный факультет. Настоящие специалисты, приезжая в Парагвай, становились для страны эксклюзивными профессионалами.
Русская классическая и народная музыка звучала и в радиоэфире. 20 лет на первом канале парагвайского радио выходила программа «Русский час».
Самым заметным русским следом в Парагвае стал балет. Дочка генерала Эрна, героя Чакской войны, Наталья, Тала Эрн, основала свою балетную школу. «Лебединое озеро» Петра Чайковского и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева – любимые балеты Эрн – снова и снова давали на сцене главного парагвайского театра.
Мемуары «белых русских» тоже дождались своего часа. Теперь их выпускают не иммигрантские издательства на деньги автора, а заметные компании российского книжного рынка. Спустя почти сто лет после вынужденной эмиграции переселенцы словно возвращаются домой".
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии