Историю нужно знать по многим причинам. Хотя бы для того, чтобы отдать должное героям. Одна из таких историй, которую нужно знать каждому, как пример решимости и мужества защищать Родину, связана с белорусской столицей. Для справки: до 1 сентября 1939 года государственная граница СССР проходила в 12(!) км от Минска. Поэтому по всем довоенным планам РККА Минск планировалось оставить полякам. На время. После воссоединения Родины с Западной Белоруссией и Западной Украиной осенью 1939 года, граница ушла далеко на Запад. Но Минск все равно был захвачен нацистами через несколько дней после начала войны.
3 июля 1941 года в столице Белоруссии экипаж танка Т-28 совершил свой бессмертный подвиг. Он не стал отступать, не стал бросать боевую машину. А направил танк … прямо в захваченный немцами Минск. И устроил оккупантам кровавую баню…
Источник: http://tanki-v-boju.ru/
Весной в 1945 года американская контрразведка допрашивала взятого в плен в районе Рура немецкого майора Рудолфа Хале. В ходе допроса пленный майор поведал американским разведчикам о том, что летом 1941 года, когда он воевал на Восточном фронте и принимал участие в захвате Минска, его роту с техникой почти полностью уничтожил неожиданно появившийся на улицах оккупированного Минска советский танк Т-28. Эти показания Рудолфа Хале американское командование, невзирая на начинающиеся трения между союзниками, посчитало нужным предоставить соответствующим органам Красной Армии, которая в то время уже штурмовала Берлин.
Опытный механик-водитель танка старший сержант Дмитрий Малько встретил войну, проходя службу в танковой бригаде на Западном фронте. Бригада на начало боевых действий только формировалась и не имела достаточного количества ни личного состава, ни необходимой бронетехники. Командование принимает решение расформировать бригаду, а личному составу, взорвав оставшиеся танки, следовать к месту сбора отступающих частей в город Могилев.
Дмитрий Малько упрашивает командиров дать ему разрешение на ремонт двигателя единственного оставшегося в бригаде танка Т-28, после чего присоединяется к отступающей колоне, замыкая ее.
3 июля под Березино сводная колонна отступающих частей, в которой следовал и танк Т-28 Дмитрия Малько попадает под налет авиации противника и получает незначительные повреждения ходовой части танка. Малько получает команду поставить танк в строй и следовать к месту сбора самостоятельно.
Дмитрий Малько на протяжении суток ремонтирует ходовую и двигатель танка, приводя их в рабочее состояние. В это время к месту ремонта танка вышли отбившиеся от своих подразделений танкист майор Васечкин и четверо курсантов-артиллеристов. В ходе недолгого общения был быстро сформирован экипаж танка.
Тут же совместно было принято решение об изменении маршрута движения танка в сторону захваченного немцами Минска.
На оставленном в панике отступающими частями РККА складе, экипаж танка пополняет боекомплект.
Воспользовавшись отсутствием войск на трассе, танк Т-28 на максимальной скорости подошел к окраинам Минска.
Появление на улицах оккупированного города танка советского производства не встретило особого смятения со стороны немцев (захваченная советская техника, поставленная в строй Вермахта, в первые дни войны была не редкостью), единственное, что слегка обескураживало оккупантов, так это красные звёзды на башне и бортах танка.
Командир танка майор Васечкин принял решение не отвлекаться на одиночные цели по пути следования танка и не выдавать раньше времени свои замыслы. Единственное кому не повезло на этом этапе, так это немецкому связисту на велосипеде, который залихватски пытался обогнать на велосипеде танк, выкрикивая шутливые оскорбления в его адрес и эмоционально размахивая при этом руками. Малько резким маневром влево сбил незадачливого немецкого велосипедиста и тут же смял его гусеницами танка.
Таким образом, почти без приключений, танк доехал до здания спиртового завода на окраине города. Немцы в это время, ни о чем не подозревая, производили в автомашины загрузку емкостей со спиртом. Открыв огонь из башенного орудия и пулеметов, экипаж Т-28 за короткое время уничтожил два немецких грузовика, бронетранспортер Hanomag, приданный в виде охраны и до 30 человек личного состава противника.
Без ощутимого сопротивления танк Т-28 въехал на улицы города, преодолев реку Свислочь по мосту. Здесь в районе городского рынка была обнаружена колонна немецких мотоциклистов, как раз из роты упомянутого в самом начале Рудолфа Халле. Танк буквально врезался в колонну, давя на своем пути мотоциклы с колясками и живой силой противника. Бросившихся в разные стороны в панике фашистов расстреливали из башенного орудия и пулеметов.
После разгрома роты Р.Халле, на полном ходу танк выскочил на улицу Советская, где открыл огонь по группе немецкой пехоты, столпившейся у театра. На улице Пролетарской, которая была в это время забита живой силой и техникой противника, советский танк на полном ходу въехал в эту гущу, давя немцев гусеницами и расстреливая их из башенного орудия и всех пулеметов.
Ведя шквальный огонь из всех видов оружия Т-28, доехал, таким образом, до городского парка, где была обстрелян 37-миллиметровым противотанковым орудием, расчет которого первым справился с паникой и попытался организовать сопротивление. Лобовая броня Т-28 выдержала попадание выпущенного немецким орудием снаряда. Второго выстрела не произошло, поскольку майор Васечкин ответным выстрелом уничтожил пушку вместе с ее расчетом.
Майор Васечкин, понимая, что паника немцев пошла на убыль, принимает решение прорываться к Московскому проспекту с целью покинуть город. В районе старого городского кладбища танк попадает под фланговый огонь батареи зенитных орудий калибра 88 миллиметров. Снаряд, выпущенный 88-миллиметровым немецким орудием, в то время не могла выдержать броня ни одного известного в мире в тот период танка. Танк Т-28 получил бортовое попадание и загорелся. Майор Васечкин приказал всему экипажу покинуть подбитый танк.
Дмитрий Малько, покинув танк через люк для механика-водителя в передней части корпуса, отполз к ограде, где ему удалось некоторое время оставаться незамеченным немцами. Добравшись до ближайшего дома, он некоторое время укрывался там местными жителями.
Майор Васечкин покинул танк через верхний командирский люк и, отстреливаясь из ТТ, пытался скрыться в районе кладбища, но в ходе перестрелки он был убит гитлеровцами.
Курсант Николай Педан, покинув танк, был взят немцами в плен. Проведя в плену четыре года, он был освобожден и продолжал службу в армии до 1946 года.
Курсант Федор Наумов долгое время скрывался у местных жителей, а потом перебрался к партизанам. В 1943 году он получил тяжелое ранение и был эвакуирован на большую землю.
К старшему сержанту Дмитрию Малько судьба была более чем благосклонна. Уйдя из оккупированного Минска, он умудрился прорваться к своим и продолжал воевать дальше. В 1944 году по иронии судьбы он в качестве механика-водителя уже четвертого его танка освобождал Минск. Каково же было его удивление, когда он увидел на том самом месте свой Т-28, на котором совершил рейд в оккупированный Минск в июле 1941 года. После детонации боекомплекта главную башню танка оторвало и бросило на корпус, но немцы почему-то так и не убрали разрушенный полностью танк, и он простоял на том самом месте всю войну, как памятник героизму советских танкистов.
После войны Дмитрий Малько приступил к розыску членов героического экипажа. В 1964 году оставшиеся в живых Малько, Педан и Наумов встретились. От Наумова Малько узнал о том, что местная жительница Любовь Киреева похоронила погибших майора Васечкина и курсанта Александра Рачицкого. Третий погибший – курсант по имени Сергей (фамилия неизвестна) погиб еще в танке, и его похоронили немцы (место захоронения так же неизвестно).
В тот период беспорядочного отступления частей РККА от западной границы подвиг экипажа советского танка Т-28 становится, по истине, знаковым событием. Именно тогда уже закладывался фундамент будущей победы, и экипаж Т-28 своим героизмом вложил в него едва ли не первые составляющие.
Вот все, что удалось установить по героическому экипажу танка Т-28:
командир танка, он же башенный стрелок Майор Васечкин (имя неизвестно)
механик-водитель старший сержант Дмитрий Малько
башенный заряжающий курсант Фёдор Наумов
пулемётчик левой башни курсант Сергей (фамилия неизвестна)
пулемётчик правой башни курсант Николай Педан
пулемётчик кормового пулемёта курсант Александр Рачицкий.
P.S. Об описанных выше событиях 3-го июля в послевоенные годы П. Березняком была написана документальная повесть «Огненный танк», затем и снят художественный фильм «Чёрная берёза».
P.P.S. Реконструкция событий и интервью героя-водителя танка.
3 июля 1941 года в столице Белоруссии экипаж танка Т-28 совершил свой бессмертный подвиг. Он не стал отступать, не стал бросать боевую машину. А направил танк … прямо в захваченный немцами Минск. И устроил оккупантам кровавую баню…
Источник: http://tanki-v-boju.ru/
"БОЙ СОВЕТСКОГО ТАНКА Т-28 В ОККУПИРОВАННОМ НЕМЦАМИ МИНСКЕ 3 ИЮЛЯ 1941 ГОДА
Весной в 1945 года американская контрразведка допрашивала взятого в плен в районе Рура немецкого майора Рудолфа Хале. В ходе допроса пленный майор поведал американским разведчикам о том, что летом 1941 года, когда он воевал на Восточном фронте и принимал участие в захвате Минска, его роту с техникой почти полностью уничтожил неожиданно появившийся на улицах оккупированного Минска советский танк Т-28. Эти показания Рудолфа Хале американское командование, невзирая на начинающиеся трения между союзниками, посчитало нужным предоставить соответствующим органам Красной Армии, которая в то время уже штурмовала Берлин.
Опытный механик-водитель танка старший сержант Дмитрий Малько встретил войну, проходя службу в танковой бригаде на Западном фронте. Бригада на начало боевых действий только формировалась и не имела достаточного количества ни личного состава, ни необходимой бронетехники. Командование принимает решение расформировать бригаду, а личному составу, взорвав оставшиеся танки, следовать к месту сбора отступающих частей в город Могилев.
Дмитрий Малько упрашивает командиров дать ему разрешение на ремонт двигателя единственного оставшегося в бригаде танка Т-28, после чего присоединяется к отступающей колоне, замыкая ее.
3 июля под Березино сводная колонна отступающих частей, в которой следовал и танк Т-28 Дмитрия Малько попадает под налет авиации противника и получает незначительные повреждения ходовой части танка. Малько получает команду поставить танк в строй и следовать к месту сбора самостоятельно.
Дмитрий Малько на протяжении суток ремонтирует ходовую и двигатель танка, приводя их в рабочее состояние. В это время к месту ремонта танка вышли отбившиеся от своих подразделений танкист майор Васечкин и четверо курсантов-артиллеристов. В ходе недолгого общения был быстро сформирован экипаж танка.
Тут же совместно было принято решение об изменении маршрута движения танка в сторону захваченного немцами Минска.
На оставленном в панике отступающими частями РККА складе, экипаж танка пополняет боекомплект.
Воспользовавшись отсутствием войск на трассе, танк Т-28 на максимальной скорости подошел к окраинам Минска.
Появление на улицах оккупированного города танка советского производства не встретило особого смятения со стороны немцев (захваченная советская техника, поставленная в строй Вермахта, в первые дни войны была не редкостью), единственное, что слегка обескураживало оккупантов, так это красные звёзды на башне и бортах танка.
Командир танка майор Васечкин принял решение не отвлекаться на одиночные цели по пути следования танка и не выдавать раньше времени свои замыслы. Единственное кому не повезло на этом этапе, так это немецкому связисту на велосипеде, который залихватски пытался обогнать на велосипеде танк, выкрикивая шутливые оскорбления в его адрес и эмоционально размахивая при этом руками. Малько резким маневром влево сбил незадачливого немецкого велосипедиста и тут же смял его гусеницами танка.
Таким образом, почти без приключений, танк доехал до здания спиртового завода на окраине города. Немцы в это время, ни о чем не подозревая, производили в автомашины загрузку емкостей со спиртом. Открыв огонь из башенного орудия и пулеметов, экипаж Т-28 за короткое время уничтожил два немецких грузовика, бронетранспортер Hanomag, приданный в виде охраны и до 30 человек личного состава противника.
Без ощутимого сопротивления танк Т-28 въехал на улицы города, преодолев реку Свислочь по мосту. Здесь в районе городского рынка была обнаружена колонна немецких мотоциклистов, как раз из роты упомянутого в самом начале Рудолфа Халле. Танк буквально врезался в колонну, давя на своем пути мотоциклы с колясками и живой силой противника. Бросившихся в разные стороны в панике фашистов расстреливали из башенного орудия и пулеметов.
После разгрома роты Р.Халле, на полном ходу танк выскочил на улицу Советская, где открыл огонь по группе немецкой пехоты, столпившейся у театра. На улице Пролетарской, которая была в это время забита живой силой и техникой противника, советский танк на полном ходу въехал в эту гущу, давя немцев гусеницами и расстреливая их из башенного орудия и всех пулеметов.
Ведя шквальный огонь из всех видов оружия Т-28, доехал, таким образом, до городского парка, где была обстрелян 37-миллиметровым противотанковым орудием, расчет которого первым справился с паникой и попытался организовать сопротивление. Лобовая броня Т-28 выдержала попадание выпущенного немецким орудием снаряда. Второго выстрела не произошло, поскольку майор Васечкин ответным выстрелом уничтожил пушку вместе с ее расчетом.
Майор Васечкин, понимая, что паника немцев пошла на убыль, принимает решение прорываться к Московскому проспекту с целью покинуть город. В районе старого городского кладбища танк попадает под фланговый огонь батареи зенитных орудий калибра 88 миллиметров. Снаряд, выпущенный 88-миллиметровым немецким орудием, в то время не могла выдержать броня ни одного известного в мире в тот период танка. Танк Т-28 получил бортовое попадание и загорелся. Майор Васечкин приказал всему экипажу покинуть подбитый танк.
Дмитрий Малько, покинув танк через люк для механика-водителя в передней части корпуса, отполз к ограде, где ему удалось некоторое время оставаться незамеченным немцами. Добравшись до ближайшего дома, он некоторое время укрывался там местными жителями.
Майор Васечкин покинул танк через верхний командирский люк и, отстреливаясь из ТТ, пытался скрыться в районе кладбища, но в ходе перестрелки он был убит гитлеровцами.
Курсант Николай Педан, покинув танк, был взят немцами в плен. Проведя в плену четыре года, он был освобожден и продолжал службу в армии до 1946 года.
Курсант Федор Наумов долгое время скрывался у местных жителей, а потом перебрался к партизанам. В 1943 году он получил тяжелое ранение и был эвакуирован на большую землю.
К старшему сержанту Дмитрию Малько судьба была более чем благосклонна. Уйдя из оккупированного Минска, он умудрился прорваться к своим и продолжал воевать дальше. В 1944 году по иронии судьбы он в качестве механика-водителя уже четвертого его танка освобождал Минск. Каково же было его удивление, когда он увидел на том самом месте свой Т-28, на котором совершил рейд в оккупированный Минск в июле 1941 года. После детонации боекомплекта главную башню танка оторвало и бросило на корпус, но немцы почему-то так и не убрали разрушенный полностью танк, и он простоял на том самом месте всю войну, как памятник героизму советских танкистов.
После войны Дмитрий Малько приступил к розыску членов героического экипажа. В 1964 году оставшиеся в живых Малько, Педан и Наумов встретились. От Наумова Малько узнал о том, что местная жительница Любовь Киреева похоронила погибших майора Васечкина и курсанта Александра Рачицкого. Третий погибший – курсант по имени Сергей (фамилия неизвестна) погиб еще в танке, и его похоронили немцы (место захоронения так же неизвестно).
В тот период беспорядочного отступления частей РККА от западной границы подвиг экипажа советского танка Т-28 становится, по истине, знаковым событием. Именно тогда уже закладывался фундамент будущей победы, и экипаж Т-28 своим героизмом вложил в него едва ли не первые составляющие.
Вот все, что удалось установить по героическому экипажу танка Т-28:
командир танка, он же башенный стрелок Майор Васечкин (имя неизвестно)
механик-водитель старший сержант Дмитрий Малько
башенный заряжающий курсант Фёдор Наумов
пулемётчик левой башни курсант Сергей (фамилия неизвестна)
пулемётчик правой башни курсант Николай Педан
пулемётчик кормового пулемёта курсант Александр Рачицкий.
P.S. Об описанных выше событиях 3-го июля в послевоенные годы П. Березняком была написана документальная повесть «Огненный танк», затем и снят художественный фильм «Чёрная берёза».
P.P.S. Реконструкция событий и интервью героя-водителя танка.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии