5994
Экономическая политика сталинского рывка как основа чуда китайской экономики
Источник: «Партия Великое Отечество»
У нас много говорят о чуде китайской экономике. Член Петербургского отделения Партии Великое Отечество, ревизор регионального отделения фракции ПВО «Промышленников и предпринимателей», директор производства ПО «ЛенПластПолимер» Максим Владимирович Забординов считает, что во многом оно стало возможным благодаря использованию сталинской модели экономики. Как человек дела, Максим Владимирович полностью согласен с партийной точкой зрения о необходимости отказаться от всевозможных «измов» как в экономике, так как и в политике, и руководствоваться сугубо здравым смыслом. Похоже, именно так поступил китайский политик и реформатор Ден Сяопин, положив основу понимание: «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка». Об этом материал нашего партийного товарища, который изнутри оценил плюсы и минусы китайской экономики, основанной на модели сталинского рывка. Слово Максиму Забординову.
«Первый раз я приехал в Китай в 1993 году на международную выставку китайских производителей «Canton fair» в городе Гуанчжоу. Впечатления от города у меня были очень экзотические. Машин, кроме такси (старенькие Фольксвагены) и грузовичков, на улицах почти не встречалось. Огромное количество разнообразных двух и трехколесных транспортных средств. Только центр города был застроен новыми домами. Остальные районы напоминали наши спальные районы с пятиэтажными хрущевками, только гораздо худшего вида. Это были бетонные, серые коробки с решетками из арматуры от первого до пятого этажа. На мой вопрос, не тюрьмы ли это, китайский переводчик мне разъяснил, что эта конструкция от воров, так как они могут залезть по решеткам на любой этаж. Сейчас, спустя 22 года, Гуанчжоу третий по величине и значимости в Китае современнейший город с небоскребами, многоуровневыми развязками и морем машин самых современных марок.
Рывок Китая за столь короткий срок произошел после того, как китайский руководитель Дэн Сяопин отказался от модели хрущевского социализма и взял за основу экономическую политику сталинского рывка. Он изменил систему чисто государственной экономики на комбинированную. В стратегических отраслях сохранялась плановая государственная экономика под жестким контролем государства. В отраслях, занимавшихся небольшим производством, сельским хозяйством, сферой обслуживания, строительством и т.д., появилась возможность заниматься предпринимательством. Вводилась и государственная поддержка развития предпринимательства. Реформы в экономике начались с 1982 года. В отличие от СССР и «реформ» Горбачева, шедших сугубо под давлением сверху, китайцы опирались на низы - реформы в конкретных отраслях шли по инициативе местных партийных организаций. И это было правильно, поскольку именно на местах руководство знало реальные проблемы и трудности. Широко проводились экономические эксперименты. Удачно реализованные идеи тут же распространялись на всю страну. Были созданы свободно экономические зоны для привлечения иностранных компаний-производителей.
Не обошлось и без других «прогрессивных» веяний. Как и в СССР, времен «перестройки», в Китае активно подпитывалась с Запада всегда недовольная государством молодежь. Точно также финансировались аналоги нынешних НКО. В результате, в 1989 году в Китае произошли события, аналогичные событиям в Москве в 1991-м и в Киеве 2014 г. При поддержке западной «пятой колонны» была предпринята попытка государственного переворота. Но, в отличие от Горбачева и Януковича, китайские власти после многочисленных предупреждений жестко разогнали мятеж. Законы в государстве в сфере управления и информации были ужесточены. Экономического развития это не коснулось. Результат мы видим. За относительно короткий срок Китай из отсталой страны вышел на второе место в мире, а может, уже и на первое.
Так как нас интересует в этой статье малый и средний бизнес, и как государство помогает и способствует его развитию, я коснусь только этой темы, хотя она неотрывна от политики и системы управления государством. Развитие малого бизнеса происходило по двум направлениям: свободные экономические зоны для привлечения иностранных производителей, поддержка и развитие местной инициативы по созданию малых предприятий. Для малых предприятий были созданы благоприятные условия на основе опыта СССР и лучшего из западного опыта. Был создан целый «Институт изучения СССР».
Пообщавшись с нынешними малыми производителями в Китае, можно только позавидовать белой завистью. Они имеют полную поддержку и защиту государства.
Какие полезные вещи из китайского опыта мне показались наиболее актуальны для нынешней России:
Кредиты для малого бизнеса в Китае выдает государственный банк Китая под 3-4 % годовых, вне зависимости от курса национальной валюты к иностранной.
Количество малых предприятий одного направления не должно значительно превышать потребность. Государство осуществляет антимонопольную деятельность, путем выдачи разрешений. То есть ведет упреждающую работу, а не занимается мифической борьбой с результатами возникновения монополий.
Стимулирование налогами; премиями передовым предприятиям; создание более благоприятных условий для местных предпринимателей, чем для иностранных; сведение до минимума документооборота; ограничение произвола торговли по отношению к производителю.
Рассмотрим подробнее:
К сожалению, этот важный вопрос отпущен у нас государством в свободное плавание и результатом стало то, что крупные монополии и транснациональные корпорации заняли господствующее положение на рынке, почти вытеснив малый бизнес. Очень хорошо это видно на сфере торговли и сфере обслуживания. В Китае на пятимиллионный город Янгшоу я насчитал ПЯТЬ Гипермаркетов. Сетевая торговля есть, но с ограничением количества магазинов на определенной территории. Результат - огромное количество разнообразных магазинов, кафе, ресторанчиков, парикмахерских и т. Д, владельцами которых являются мелкие частники, а не ТНК.
Ведется жесткая антимонопольная политика. Иностранная компания не имеет права открыть предприятие в Китае, не имея в учредителях граждан Китая!
Очень важная вещь, которая контролируется государством – это ОГРАНИЧЕНИЕ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ!
Государство очень внимательно следит за тем, чтобы потребители могли получить дешевые и качественные товары. Если отбросить рынки, то вся остальная стационарная торговля имеет ограничение торговой наценки, устанавливаемой государством каждый год. Для стимулирования китайского производителя максимальная торговая наценка на китайский товар составляет в этом году 70%, а для импортных товаров – 30%. В связи с этим, наиболее выгодно продавать китайские товары. В гипермаркетах я увидел на 70-80% китайский товар. Также антимонопольная деятельность государства в сфере торговли создает условия для создания большого количества разнообразных магазинов и здоровую конкуренцию.
При ограничении торговой наценки у продавца исчезает смысл «душить» поставщика условиями по снижению себестоимости, т.к. маржа не увеличится. Также отпадает смысл в скрытых поборах, взятках-бонусах, т. к. этот товар будет дешевле у конкурента.
В случае с нашей страной, на мой взгляд, должно быть введено обязательство торговли иметь определенный процент товаров в каждом сегменте отечественного производства. Это поможет заставить торговлю искать хороший товар среди наших поставщиков, а не тупо возить из-за бугра.
Также государство жестко ограничивает сроки оплаты товара поставщику. Широко используется схема факторинга. Только банк берет низкий процент и оплачивает товар на любом этапе сделки поставщика и покупателя. Отличается только процент. Нам о таких условиях остается пока только мечтать. И это далеко не все, что государство делает для защиты китайского производителя.
Чудеса китайской экономики
В Китае существуют как государственные, так и частные технопарки. В государственных – аренда дешевле, а в частных – оказывается больше услуг. Можно выбирать. Для ряда важных направлений экономики возможны субсидии в государственных технопарках.
Земля под производство продается только после полной подготовки государством инфраструктуры и подведения всех коммуникаций.
На начальном этапе государство вводило запретительные пошлины для стимулирования развития китайского производителя. Пошлины доходили до 200%, как, например, на автомобили. Зато теперь в Китае есть все известные автозаводы и свои производители. Помните, сколько воплей у нас было, когда Путин ввел высокие пошлины на «автохлам» и импортные машины? Зато теперь какое количество фабрик. Но мы еще в начале пути. В Китае пошлина зависела от степени локализации производства и теперь, когда все известные марки имеют автозаводы с достаточной степенью локализации, пошлины вообще отменили. Вот что значит грамотная политика государства.
Для стимулирования экспорта в Китае существует, как и у нас, возврат НДС. В Китае он составляет от 10 до 17% . А также есть и премии-субсидии передовым экспортерам или тем, кто экспортирует ранее не экспортировавшийся товар.
Мне еще показалось интересным ноу-хау в Китае – это государственное стимулирование через планирование торговой палатой локализации производств. Сейчас уже даже существуют целые города, занимающиеся производством в определенном направлении. Например, город света – все, что связано с освещением, город мебели – все, что связано с мебелью и интерьером и т.д. Это очень удобно, так как все участники и поставщики комплектующих и услуг этого профиля концентрируются в одном месте. Это очень уменьшает издержки.
Вот так, коротко я попытался показать, как живут и развиваются малые предприниматели в Китае. Возникает резонный вопрос: если получилось у Сталина, у Дэн Сяопина, да и японцы признаются, что после войны использовали элементы сталинского рывка, то почему не должно получиться и у нас сейчас?»
У нас много говорят о чуде китайской экономике. Член Петербургского отделения Партии Великое Отечество, ревизор регионального отделения фракции ПВО «Промышленников и предпринимателей», директор производства ПО «ЛенПластПолимер» Максим Владимирович Забординов считает, что во многом оно стало возможным благодаря использованию сталинской модели экономики. Как человек дела, Максим Владимирович полностью согласен с партийной точкой зрения о необходимости отказаться от всевозможных «измов» как в экономике, так как и в политике, и руководствоваться сугубо здравым смыслом. Похоже, именно так поступил китайский политик и реформатор Ден Сяопин, положив основу понимание: «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка». Об этом материал нашего партийного товарища, который изнутри оценил плюсы и минусы китайской экономики, основанной на модели сталинского рывка. Слово Максиму Забординову.
«Первый раз я приехал в Китай в 1993 году на международную выставку китайских производителей «Canton fair» в городе Гуанчжоу. Впечатления от города у меня были очень экзотические. Машин, кроме такси (старенькие Фольксвагены) и грузовичков, на улицах почти не встречалось. Огромное количество разнообразных двух и трехколесных транспортных средств. Только центр города был застроен новыми домами. Остальные районы напоминали наши спальные районы с пятиэтажными хрущевками, только гораздо худшего вида. Это были бетонные, серые коробки с решетками из арматуры от первого до пятого этажа. На мой вопрос, не тюрьмы ли это, китайский переводчик мне разъяснил, что эта конструкция от воров, так как они могут залезть по решеткам на любой этаж. Сейчас, спустя 22 года, Гуанчжоу третий по величине и значимости в Китае современнейший город с небоскребами, многоуровневыми развязками и морем машин самых современных марок.
Рывок Китая за столь короткий срок произошел после того, как китайский руководитель Дэн Сяопин отказался от модели хрущевского социализма и взял за основу экономическую политику сталинского рывка. Он изменил систему чисто государственной экономики на комбинированную. В стратегических отраслях сохранялась плановая государственная экономика под жестким контролем государства. В отраслях, занимавшихся небольшим производством, сельским хозяйством, сферой обслуживания, строительством и т.д., появилась возможность заниматься предпринимательством. Вводилась и государственная поддержка развития предпринимательства. Реформы в экономике начались с 1982 года. В отличие от СССР и «реформ» Горбачева, шедших сугубо под давлением сверху, китайцы опирались на низы - реформы в конкретных отраслях шли по инициативе местных партийных организаций. И это было правильно, поскольку именно на местах руководство знало реальные проблемы и трудности. Широко проводились экономические эксперименты. Удачно реализованные идеи тут же распространялись на всю страну. Были созданы свободно экономические зоны для привлечения иностранных компаний-производителей.
Не обошлось и без других «прогрессивных» веяний. Как и в СССР, времен «перестройки», в Китае активно подпитывалась с Запада всегда недовольная государством молодежь. Точно также финансировались аналоги нынешних НКО. В результате, в 1989 году в Китае произошли события, аналогичные событиям в Москве в 1991-м и в Киеве 2014 г. При поддержке западной «пятой колонны» была предпринята попытка государственного переворота. Но, в отличие от Горбачева и Януковича, китайские власти после многочисленных предупреждений жестко разогнали мятеж. Законы в государстве в сфере управления и информации были ужесточены. Экономического развития это не коснулось. Результат мы видим. За относительно короткий срок Китай из отсталой страны вышел на второе место в мире, а может, уже и на первое.
Так как нас интересует в этой статье малый и средний бизнес, и как государство помогает и способствует его развитию, я коснусь только этой темы, хотя она неотрывна от политики и системы управления государством. Развитие малого бизнеса происходило по двум направлениям: свободные экономические зоны для привлечения иностранных производителей, поддержка и развитие местной инициативы по созданию малых предприятий. Для малых предприятий были созданы благоприятные условия на основе опыта СССР и лучшего из западного опыта. Был создан целый «Институт изучения СССР».
Пообщавшись с нынешними малыми производителями в Китае, можно только позавидовать белой завистью. Они имеют полную поддержку и защиту государства.
Какие полезные вещи из китайского опыта мне показались наиболее актуальны для нынешней России:
- Кредитование.
Кредиты для малого бизнеса в Китае выдает государственный банк Китая под 3-4 % годовых, вне зависимости от курса национальной валюты к иностранной.
- Планирование и контроль малого бизнеса филиалами торговой палаты Китая на местах и защита потребителя.
Количество малых предприятий одного направления не должно значительно превышать потребность. Государство осуществляет антимонопольную деятельность, путем выдачи разрешений. То есть ведет упреждающую работу, а не занимается мифической борьбой с результатами возникновения монополий.
- Защита китайского производителя и предпринимателя государственными законами.
Стимулирование налогами; премиями передовым предприятиям; создание более благоприятных условий для местных предпринимателей, чем для иностранных; сведение до минимума документооборота; ограничение произвола торговли по отношению к производителю.
- Государственные Технопарки.
- Создание условий для развития малого предпринимательства государством. Строительство инфраструктуры для возможности организации производств. Подводка коммуникаций.
- Стимулирование экспорта и ограничение импорта.
- Локализация производства.
Рассмотрим подробнее:
- По поводу процентной ставки кредита у меня просто нет слов. Получение кредита максимально облегчено. Кроме этого, есть специальные программы кредитования в важных для государства направлениях с ещё более лучшими условиями.
- В каждом городе и субъекте государства есть филиал торгово-промышленной палаты. Они занимаются планированием потребностей и развития территории в определенных предприятиях и направлениях бизнеса, а также антимонопольной деятельностью, не говоря о других мерах на благо развития своей провинции, а также потребностей всего государства. Для нас это пока не актуально, так как нам сначала нужно провести «размонополизацию».
К сожалению, этот важный вопрос отпущен у нас государством в свободное плавание и результатом стало то, что крупные монополии и транснациональные корпорации заняли господствующее положение на рынке, почти вытеснив малый бизнес. Очень хорошо это видно на сфере торговли и сфере обслуживания. В Китае на пятимиллионный город Янгшоу я насчитал ПЯТЬ Гипермаркетов. Сетевая торговля есть, но с ограничением количества магазинов на определенной территории. Результат - огромное количество разнообразных магазинов, кафе, ресторанчиков, парикмахерских и т. Д, владельцами которых являются мелкие частники, а не ТНК.
Ведется жесткая антимонопольная политика. Иностранная компания не имеет права открыть предприятие в Китае, не имея в учредителях граждан Китая!
Очень важная вещь, которая контролируется государством – это ОГРАНИЧЕНИЕ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ!
Государство очень внимательно следит за тем, чтобы потребители могли получить дешевые и качественные товары. Если отбросить рынки, то вся остальная стационарная торговля имеет ограничение торговой наценки, устанавливаемой государством каждый год. Для стимулирования китайского производителя максимальная торговая наценка на китайский товар составляет в этом году 70%, а для импортных товаров – 30%. В связи с этим, наиболее выгодно продавать китайские товары. В гипермаркетах я увидел на 70-80% китайский товар. Также антимонопольная деятельность государства в сфере торговли создает условия для создания большого количества разнообразных магазинов и здоровую конкуренцию.
При ограничении торговой наценки у продавца исчезает смысл «душить» поставщика условиями по снижению себестоимости, т.к. маржа не увеличится. Также отпадает смысл в скрытых поборах, взятках-бонусах, т. к. этот товар будет дешевле у конкурента.
В случае с нашей страной, на мой взгляд, должно быть введено обязательство торговли иметь определенный процент товаров в каждом сегменте отечественного производства. Это поможет заставить торговлю искать хороший товар среди наших поставщиков, а не тупо возить из-за бугра.
Также государство жестко ограничивает сроки оплаты товара поставщику. Широко используется схема факторинга. Только банк берет низкий процент и оплачивает товар на любом этапе сделки поставщика и покупателя. Отличается только процент. Нам о таких условиях остается пока только мечтать. И это далеко не все, что государство делает для защиты китайского производителя.
Чудеса китайской экономики
В Китае существуют как государственные, так и частные технопарки. В государственных – аренда дешевле, а в частных – оказывается больше услуг. Можно выбирать. Для ряда важных направлений экономики возможны субсидии в государственных технопарках.
Земля под производство продается только после полной подготовки государством инфраструктуры и подведения всех коммуникаций.
На начальном этапе государство вводило запретительные пошлины для стимулирования развития китайского производителя. Пошлины доходили до 200%, как, например, на автомобили. Зато теперь в Китае есть все известные автозаводы и свои производители. Помните, сколько воплей у нас было, когда Путин ввел высокие пошлины на «автохлам» и импортные машины? Зато теперь какое количество фабрик. Но мы еще в начале пути. В Китае пошлина зависела от степени локализации производства и теперь, когда все известные марки имеют автозаводы с достаточной степенью локализации, пошлины вообще отменили. Вот что значит грамотная политика государства.
Для стимулирования экспорта в Китае существует, как и у нас, возврат НДС. В Китае он составляет от 10 до 17% . А также есть и премии-субсидии передовым экспортерам или тем, кто экспортирует ранее не экспортировавшийся товар.
Мне еще показалось интересным ноу-хау в Китае – это государственное стимулирование через планирование торговой палатой локализации производств. Сейчас уже даже существуют целые города, занимающиеся производством в определенном направлении. Например, город света – все, что связано с освещением, город мебели – все, что связано с мебелью и интерьером и т.д. Это очень удобно, так как все участники и поставщики комплектующих и услуг этого профиля концентрируются в одном месте. Это очень уменьшает издержки.
Вот так, коротко я попытался показать, как живут и развиваются малые предприниматели в Китае. Возникает резонный вопрос: если получилось у Сталина, у Дэн Сяопина, да и японцы признаются, что после войны использовали элементы сталинского рывка, то почему не должно получиться и у нас сейчас?»
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии