Автору этих строк здорово повезло. В силу своей журналистской профессии мне удалось прикоснуться к судьбе первой чисто российской стратегической ракеты, которая в эти дни отмечает свой первый юбилей, и писать о ней. А началось наше знакомство за несколько лет до того, как она была принята на вооружение в Ракетные войска стратегического назначения.
Приглашение в святая святых
В конце 1994 года меня, тогда военного корреспондента газеты "Известия", пригласили в Главный штаб РВСН и предложили написать о дальнейшем развитии, а точнее о модернизации стратегического ракетного комплекса "Тополь". Теперь, рассказали мне, он мог располагаться не только на подвижной грунтовой платформе, но и в шахте. И стал называться РТ-2ПМ2 "Тополь-М", или SS-27 по западной классификации.
Накануне с полигона в Плесецке Архангельской области в сторону ракетного полигона Кура на Камчатке в ходе заводских испытаний была запущена первая такая ракета, что стало сюрпризом для всего мира. В том числе и для США, хотя их о таком пуске, как и положено по Договору СНВ-1, предупредили заранее. Но обещать — не значит жениться, помнили в Вашингтоне знаменитую русскую поговорку. И кто мог тогда поверить в Белом доме и в Пентагоне, что в стране, находившейся в глубочайшем экономическом кризисе, с разоренной оборонкой, потерявшей все деловые связи со своими партнерами в республиках бывшего СССР, все же смогут сделать такую совершенно новую ракету.
Правда, в руководстве страны и в Главкомате РВСН эти слова "новая стратегическая ракета" произносить категорически отказывались. По Договору СНВ-1, ни одна из стран — участниц этого соглашения не имела права создавать новую ракету — только модернизировать старые. Да и то с определенными ограничениями. В частности, забрасываемый вес "модернизированной" ракеты не должен был превышать исходный более чем на 21%.
И для того, чтобы подчеркнуть факт "модернизации" РТ-2ПМ, меня и пригласили в святая святых — главный штаб РВСН, предоставили для материала необходимые сведения, объяснили, что модернизированный "Тополь" должен в перспективе заменить все существующие ныне жидкостные стратегические ядерные ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. В том числе и упоминавшуюся "Воеводу" ("Сатану"), РС-22 "Молодец" (SS-24 Scalpel, она твердотопливная), РС-16 (SS-17 Spanker), РС-18 (SS-19 Stiletto), созданные в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века с использованием комплектующих двухсот предприятий России, Украины, Таджикистана и Прибалтики. Эти ракеты в начальные десятилетия ХХI века, рассказывали мне, полностью выработают свой технический ресурс и вынужденно уступят свое место одной универсальной, как для шахтного, так и мобильного способа базирования, моноблочной твердотопливной ракете, сделанной исключительно на российских предприятиях и в КБ.
А для того, чтобы мой материал получился глубоким и убедительным, мне предоставили все сведения, которые даже тогда, по моему мнению, составляли если не государственную, то военную тайну. Такой поистине сенсационной информации мне, полковнику, никогда не доводилось держать в руках. Надо ли говорить, что через пару дней статья моя была готова, представлена тогдашнему главкому РВСН генералу армии Игорю Сергееву. Она ему очень понравилась. Он подписал ее и разрешил опубликовать.
Достаточно сильно сокращенный материал "И все-таки мы делаем ракеты" появился в газете 20 января 1995 года. Тогдашнее ультралиберальное руководство издания считало невозможным пропагандировать, как говорили некоторые мои начальники, "милитаризацию страны". И хотя в заголовке присутствовала определенная ирония, напоминающая известную строку из песни Юрия Визбора "Еще мы делаем ракеты, перекрываем Енисей и даже в области балета мы впереди планеты всей", о "Тополе-М" удалось рассказать главное. То, что он полностью соответствует всем ограничительным параметрам Договоров СНВ-1 и СНВ-2. И то, что собран он на Воткинском машиностроительном заводе, выход продукции из которого круглосуточно контролируется американской инспекцией, но тем не менее появление модернизированной ракеты стало и для нее все же неожиданностью. По ряду параметров, заметили заокеанские специалисты, эта "машина" опережает американское ракетостроение на пять-шесть лет.
Предсказания эти оправдались не полностью. На сегодняшний день (предположительные сведения из открытых источников) из 532 развернутых носителей ядерных вооружений (в РВСН, на флоте и в авиации) у России осталось 45 РТ-2ПМ "Тополей" в Выползово и под Барнаулом, а также 60 "Тополей-М" РТ-2ПМ2 шахтного базирования в Татищево Саратовской области и 18 мобильных комплексов в Тейково Ивановской области. Производство "Тополей-М", как и "Тополей", на Воткинском заводе прекращено. Им на смену пришли РС-24 "Ярс", или РС-12М2Р, обладающие повышенной точностью и разделяющейся головной частью индивидуального наведения. Шахтного и мобильного способа базирования. Способные преодолеть любую систему ПРО, что нынешнюю, что перспективную. Также созданные в Московском институте теплотехники под руководством Юрия Соломонова.
Правда, кроме твердотопливных стратегических ракетных комплексов семейства "Тополь" в стране сейчас создается жидкостная шахтная ракета "Сармат", которая придет на смену РС-20 "Воевода" (SS-18 Satan), и еще остаются на боевой вахте несколько ракетных комплексов УР-100НУТТХ или РС-18 (SS-19 Stiletto). В конце прошлого года некоторые из этих ракет были оснащены боевым планирующим гиперзвуковым блоком "Авангард", в ходе испытания которого блок достиг скорости 27 махов. И, естественно, он не имеет никаких преград в виде любой системы ПРО и не будет их иметь еще много-много лет, надежно обеспечивая, как и "тополиная семья", сдерживание любого вероятного противника.
Заканчивая материал, не могу не сказать несколько слов о младшем из "тополиного семейства" — о твердотопливном "Ярсе"(шахтного и подвижного способа базирования). В договоре СНВ-III он обозначен как РС-12М2Р. Расшифровка его названия до сих пор остается тайной. Как остаются секретом для широкой публики и многие его тактико-технические характеристики. Известно только, что у него три твердотопливные ступени, что несет он к цели четыре боеголовки, как мы уже упоминали, индивидуального наведения, мощностью от 150 до 500 кт. Максимальная дальность полета боеголовок — 12 тыс. км, их круговое вероятное отклонение — 150 м, а длина ракеты вместе с головной частью — примерно 23 м.
Это можно определить на глаз, так как мобильные комплексы "Ярс" уже неоднократно участвовали в параде Победы на Красной площади. В том числе и в юбилейном — 24 июня нынешнего года, посвященном 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Можно было заметить, что движется РС-24 на платформе с восемью осями (у "Тополя", как мы помним, семь осей). По всей видимости, тележка комплекса создана на Минском заводе колесных тягачей.
В открытой печати сообщается, что для "Ярса" не нужна специальная инженерная подготовка местности. Комплекс может заходить в лесную местность и маскироваться под кронами деревьев, если ширина и длина пусковой установки позволяют пройти между деревьями. И может быть развернут в боевое положение в считаные минуты. Этот комплекс оснащен системой пересчета полетных заданий, что позволяет ему вести стрельбу ракетой мобильного комплекса с любой точки маршрута патрулирования и не привязываться к заранее назначенным позициям пуска.
"Ярс", как в свое время и "Тополь", продолжает модернизироваться. В ближайшее время, как сообщил командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, войска пополнят еще несколько таких модернизированных комплексов. До конца 2021 года ими будут оснащены еще три полка.
Вместе с другими ракетными комплексами РВСН, ВМФ и ВКС богатырская семья "Тополей" надежно защитит национальные интересы России. ЛИТОВКИН Виктор, Военный обозреватель ТАСС
Комментарии