Школа Геополитики Николая Старикова
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

30 лет назад. "Улыбка сибирской зимы" Вячеслава Молотова
11 ноября 2016 г.
9229

30 лет назад. "Улыбка сибирской зимы" Вячеслава Молотова

Источник: foto_history

В 40-е и 50-е годы портрет Молотова не раз появлялся на обложке журнала "Time"
Исполнилось 30 лет со дня смерти В. М. Молотова (1890—1986), одного из организаторов Октября 1917 года и бывшего главы Советского правительства. Когда-то имя Вячеслава Михайловича знал каждый советский школьник, а в 70-е годы, когда я начал учиться в школе — не знал ни один. "Молотов? — Кто такой Молотов?" — удивлённо спросили бы они все в один голос, включая и меня самого, услышав эту фамилию. А ведь биографическая справка о нём всё-таки сохранялась в советских энциклопедиях, причём его наделили невиданным титулом "советский политический деятель". (Дело в том, что написать о нём, как обычно было принято — "советский партийный и государственный деятель" — посчитали неуместным, ведь он был в то время исключён из КПСС). И в художественных фильмах тех лет он тоже присутствовал: например, в популярнейшем в 70-е годы сериале "17 мгновений весны" именно он даёт официальную выволочку британскому послу, хотя и показан в этой сцене в основном со спины.
Я ещё застал "последний взлёт" Вячеслава Михайловича: в 1984 году, во время недолгого правления К. У. Черненко, его пригласили в ЦК КПСС и состоялась историческая беседа тогдашнего генсека и упрямого лидера антихрущёвской "антипартийной группы". Константин Устинович лично вручил Молотову партийный билет и поздравил его с восстановлением в партии, чего тот добивался почти четверть века. Об этом сообщили в советской прессе. Западная печать оживлённо откликнулась на это событие, его комментировали "радиоголоса", которые тогда были аналогом нынешних оппозиционных интернет-сайтов. Одна западная газета поместила карикатуру, где пожилой Черненко вручает ещё более престарелому Молотову партбилет, с иронической подписью "Черненко готовит себе преемника"...


Вячеслав Михайлович в 20-е и 30-е годы, как известно, принял самое деятельное участие в разгроме "левой оппозиции" Троцкого. Но история — дама ироничная, и после победы над троцкистами Вячеслав Михайлович, по ряду вопросов расходившийся со Сталиным (чего он позднее нисколько не отрицал), сам оказался в роли своего рода "оппозиционера" в Кремле. Настолько, насколько это вообще было возможно в те времена. Так было и при Сталине, причём в последние годы его жизни расхождения между ними достигли наивысшего градуса. Но при этом Молотов был единственным человеком из выступавших на похоронах Сталина, в чьей речи сквозь сухие официальные слова пробилось живое чувство...
Ну, а потом был 1957 год, и Никита Хрущёв победоносно разгромил новую левую оппозицию в Кремле — т. н. "антипартийную группу" во главе с Молотовым, участников которой обозвали "начётчиками и догматиками". Потом был ещё 1961 год, когда на XXII съезде партии Молотова и его единомышленников ещё крепче заклеймили и исключили из партии.

"Молотов-коктейль". Карикатура из нидерландской печати: Никита Хрущёв стремится ещё плотнее "спрессовать" своего упрямого оппонента

Василий Ефанов. И. В. Сталин и В. М. Молотов с детьми. 1947 год
В 70-е и 80-е годы очень большую и ценную для истории работу сделал поэт Феликс Чуев, который на основании встреч с Молотовым составил книгу "140 бесед с В. М. Молотовым". В общем, эта очень ёмкая и содержательная книжка обязательно должна стоять на полке (ну, или находиться в закладках браузера) любого человека, всерьёз интересующегося советской историей, даже вне зависимости от его отношения к В. М. Молотову лично. (А желающие насладиться полной коллекцией симптомов заболевания "либерализм головного мозга", могут прочитать послесловие к книге, написанное доктором исторических наук, профессором кислых щей неким г-ном Кулешовым. Без такого антикоммунистического послесловия книжка эта выйти в годы перестройки, конечно, не могла).

Советский шарж на Молотова 1931 года
В 1986 году Молотова не стало. Последнего человека, принимавшего прямое участие в подготовке Октября. Но никто из тогдашнего советского руководства не посчитал нужным прийти на его похороны или прислать свои соболезнования... Официальное сообщение о смерти бывшего главы Совнаркома, сухое и краткое, появилось в газетах с опозданием. Впрочем, по случаю его смерти был объявлен государственный траур... в Албании.
«Вячеслав Молотов — человек выдающихся способностей и хладнокровно беспощадный, — писал о нём Уинстон Черчилль. — Его улыбка сибирской зимы, его тщательно взвешенные и часто мудрые слова, его любезные манеры делали из него идеального выразителя советской политики в мировой ситуации, грозившей смертельной опасностью... Дожив до старости, я радуюсь тому, что мне не пришлось пережить того напряжения, какому он подвергался, – я предпочел бы вовсе не родиться. Что же касается руководства внешней политикой, то Сюлли, Талейран и Меттерних с радостью примут его в свою компанию, если только есть такой загробный мир, куда большевики разрешают себе доступ».

Современная статуэтка В. М. Молотова для какой-то игры на историческую тему

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии