Интервью с директором Института востоковедения РГПУ им. А.И. Герцена, доктором философских наук Андреем Вассоевичем.
Чем пандемия коронавируса похожа на эпидемии прошлых лет? Какой опыт приобретали государства, победившие инфекцию? И как эффективность «борьбы за выживание» связана с общественно-политическим строем и доминирующей религией? Размышление о вопросах, появление которых спровоцировал коронавирус, – в интервью шеф-редактора Business FM Петербург Максима Морозова с директором Института востоковедения РГПУ им. А.И. Герцена, доктором философских наук Андреем Вассоевичем на встрече, которая состоялась в библиотеке им. В.В. Маяковского.
Максим Морозов: Какая из пандемий, эпидемий больше всего по разным показателям, критериям похожа на то, что мир переживает сейчас?
Андрей Вассоевич: Немногим более 100 лет тому назад на бескрайних просторах разрушенной Российской империи бушевала испанка, которая нанесла нашей стране больший урон и чем Первая мировая война, и чем события Гражданской войны. Но, помимо испанки, примерно в это же время разразилась эпидемия летаргического энцефалита.
Выдающийся русский врач-психиатр Викторин Сергеевич Дерябин, ученик первого Нобелевского лауреата в России, академика Ивана Петровича Павлова, в далёком 1927 году опубликовал на страницах Иркутского медицинского журнала замечательную статью «О закономерности психических явлений», в которой многие положения были продиктованы наблюдениями за больными летаргическим энцефалитом.
Обрушившаяся эпидемия летаргического энцефалита помогла осознать очень важное явление: человеческий интеллект вторичен по отношению к человеческим эмоциям. Именно поэтому сегодня, когда бушует пандемия коронавируса, сотни тысяч людей действуют не рационально, а эмоционально.
Максим Морозов: Хотел бы обратиться к вам, как к специалисту по Древнему миру. Какие есть пересечения, общие страхи, поведенческие тактики и принципиальные различия?
Андрей Вассоевич: Языческий мир, в отличие от мира монотеистического, к которому принадлежит сегодня большая часть человечества, обожествлял силы природы.
Такое страшное явление как «чума» имело в Древней Месопотамии своего бога – бога Эру. Существует клинописная поэма, посвящённая этому богу.
Древний человек воспринимал пандемии, эпидемии как божью кару. В монотеистических религиях происходит осмысление этих напастей как некое божье наказание людей за совершаемые ими грехи.
Мы хорошо помним, что страшная пандемия начала XX века, испанка, наслоилась на события Первой мировой войны и революции. И сегодня мир ведь ещё недавно балансировал на грани Третьей мировой войны. Как знать, может быть, когда люди сталкиваются с пандемией, происходит некое отрезвление, потому что люди видят гибель людей, видят смерть. Ведь президент Соединённых Штатов Америки признал, что пандемия COVID-19 унесла большее число жизней американских граждан, нежели все предыдущие войны, в которых участвовали Соединённые Штаты, включая Первую, Вторую мировую войну и войну во Вьетнаме.
Максим Морозов: Есть ли зависимость от того, как государства преодолевают пандемию, как организована кампания по вакцинации, от религии, которую в основном исповедуют в данных государствах?
Андрей Вассоевич: Лучше с пандемией боролись государства, в которых сильная государственная власть, существуют тоталитарные механизмы управления. В этом отношении очень успешно на пандемию COVID-19 реагировал Вьетнам. Китай показал блестящие результаты в противодействии пандемии. И Япония сегодня тоже многим представляется неким островом, на котором пандемия отступила.
Дальний Восток, благодаря социальным традициям, оказался лучше готов ко встрече с пандемией, чем Западная Европа.
Мы помним, что и в Советском Союзе очень успешно боролись с различными эпидемиями. Поэтому, несмотря на то, что сейчас принято ругать тоталитарные системы, у них оказываются некоторые преимущества.
Максим Морозов: Ретроспективно что вы могли бы отметить из предыдущих веков, из опыта народов, переживавших эпидемии и различные вирусные заболевания? Что-то принципиально трансформировалось в поведенческой психологии, в поведении социумов, которые смогли побороть вирус, инфекцию?
Андрей Вассоевич: Поветрия заставляли людей соблюдать определённые правила гигиены. Я приведу пример.
В Западной Европе не было привычки кипятить воду, поэтому вода зачастую была источником инфекций. И одно из последствий – это то, что народы Западной Европы стали предпочитать пиво. В ходе брожения происходила дезинфекция напитка.
Это способствовало развитию пивной культуры в странах Западной Европы.
Комментарии