Школа Геополитики Николая Старикова
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Атака на "Вильгельм Густлов". Как подводник Маринеско потопил немецкий лайнер

Атака на "Вильгельм Густлов". Как подводник Маринеско потопил немецкий лайнер

Источник: ТАСС
Автор: Алексей Исаев
4622
31 января 2020 г.
75 лет назад советская подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско потопила лайнер, использовавшийся немцами для эвакуации войск из Восточной Пруссии в январе 1945 года
Гибель судна стала одной из крупнейших морских катастроф в истории. "Вильгельм Густлов" (нем. — Wilhelm Gustloff) — самый большой по тоннажу теплоход из потопленных советскими подводниками.

Спешка и недооценка противника


Начавшееся с середины января 1945 года общее наступление Красной армии заставило немцев спешно эвакуировать из Восточной Пруссии морем всевозможные учебные подразделения военно-морского флота.
Вместе с солдатами и техникой по морю перевозились беженцы. Одним из кораблей, участвовавших в эвакуации, был лайнер "Вильгельм Густлов" водоизмещением 25 484 т. До войны использовался как круизный корабль на Балтике, с началом боевых действий теплоход мобилизовали, и к 1945 году он служил плавучей казармой для 2-й учебной дивизии подводных лодок Кригсмарине (официальное наименование германских военно-морских сил в те годы — прим. ТАСС).
Приказ главнокомандующего германским флотом гроссадмирала Карла Деница о скорейшей эвакуации курсантов-подводников в Киль сыграл роковую роль в судьбе корабля. Командир учебной дивизии корветтен-капитан Вильгельм Цан требовал от командира "Густлова" капитана Фридриха Петерсена перехода на максимальной скорости — его подопечные должны были принимать новые подводные лодки. Помимо подводников на борт было принято более 4000 беженцев и вспомогательный персонал ВМФ.
© ullstein bild/ullstein bild via Getty Images
Петерсен осознавал все грозившие ему опасности и поэтому решил идти на максимальной скорости (12–14 узлов) по глубоководному фарватеру. Это снижало вероятность подрыва на мине. Для экономии времени капитан повел лайнер по прямой, без противолодочного зигзага.
Обнаружение и атаку "Густлова" подводными лодками Петерсен считал маловероятным. Действительно, если бы противником немцев оказалась одна из лодок типа "Щ" Балтийского флота, то никаких шансов его догнать в шторм у подводников не было бы. "Щуки" были самыми массовыми советскими подлодками Великой Отечественной войны, надводная скорость составляла порядка 11,5 узла (более 20 км/ч), подводная — 8,5.
Александр Маринеско командовал куда более совершенной лодкой типа "С" с лучшими ходовыми качествами (надводная скорость — порядка 18 узлов). Выход из войны Финляндии позволил советским подлодкам не прорываться через перегороженный противолодочной сетью и минными заграждениями Финский залив, а использовать в качестве баз финские порты. Именно из Финляндии С-13 вышла в свой ставший знаменитым боевой поход.
В качестве сопровождения "Вильгельму Густлову" был выделен миноносец "Лёве" и судно-торпедолов. Торпедолов вскоре был вынужден вернуться из-за течи в корпусе, а миноносец отстал от своего подопечного ввиду плохих погодных условий. Опасаясь столкновений с другими конвоями больше, чем лодок противника, капитан Петерсен включил ходовые огни. Спешка и недооценка противника привели "Густлов" к гибели.

Обнаружение


К вечеру 30 января 1945 года С-13 находилась в море уже почти три недели. Однако подводной лодке и ее экипажу не везло — даже обнаруженные цели мешал атаковать шторм, а один из атакованных кораблей оказался судном-ловушкой. Тем не менее измотанный штормом экипаж продолжал упорно искать встречи с противником на подступах к Данцигской бухте.
Наконец в сумраке зимнего вечера показался силуэт крупного корабля, следующего с включенными ходовыми огнями встречным курсом на большой скорости. Именно по ходовым огням в 21:10 "Густлов" обнаружила верхняя вахта лодки С-13, которая на тот момент находилась в надводном положении, заряжая аккумуляторные батареи.
Александр Маринеско © ТАСС

Возможность атаковать лайнер с носовых курсовых углов командир С-13 Александр Маринеско упустил: ввиду быстрого сближения не успели вычислить элементы движения цели и подготовить данные для стрельбы. Стрелять вдогон по замысловатой траектории Маринеско не мог. Он принял решение догнать и потопить корабль противника.




ПОДВОДНЫЕ АТАКИ ВРЕМЕН ВОЙНЫ

В 1945 году на советском флоте практиковали только так называемый искусственный веер. Программировать курс торпед прямо в аппарате было еще невозможно, но торпеды заряжались в него с установкой на доворот после выстрела на несколько градусов. Это позволяло им расходиться веером и с большей вероятностью поражать вражеские суда, перекрывая ошибки в прицеливании.

Более часа лодка шла на полной скорости за темным силуэтом лайнера. Экипаж смог добиться скорости 18 узлов, перекрыв результат сдаточных испытаний. То, что С-13 смогла не упустить "Густлов", в немалой степени заслуга ее дизелистов. Наконец советская субмарина обогнала лайнер.




Атака


В 23:04 С-13 легла на боевой курс и в 23:08 последовала команда "Пли!". Лодка выстрелила четырьмя торпедами. Дистанция до цели была небольшой — около 4,5 кабельтовых (меньше километра). Одна торпеда не вышла из аппарата из-за неисправности, зато три другие попали в цель. Через 37 секунд первая торпеда поразила "Густлов", практически сразу же последовали еще два взрыва.
Попаданием в машинное отделение лайнер был обесточен и погрузился во тьму. В вахтенном журнале С-13 появились следующие строки: "23:09... Лайнер накренился и начал тонуть... 23:10. Левый борт лайнера ушел под воду..." Только после этого на горизонте появился свет прожектора корабля охранения. Это был миноносец "Лёве". Именно он передал сигнал о случившемся — на обесточенном "Густлове" рация не действовала. Тем временем Маринеско приказал погружаться. В 0:10 "Вильгельм Густлов" лег на борт и затонул. К тому времени С-13 уже погрузилась и начала уход с места атаки.
Начавшаяся спасательная операция с участием в том числе немецкого тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер" оказалась прервана ложным сообщением еще об одной обнаруженной подводной лодке. Поднять из воды удалось около 1300 человек, погибли в море, замерзли в шлюпках или уже на кораблях более 5300 человек.
Тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" © ullstein bild/ullstein bild via Getty Images

Сообщение о победной атаке передал радиотелеграфист старшина 1-й статьи Михаил Коробейник, который в годы войны служил радистом на подлодке С-13 под командованием Маринеско. В одном из интервью он так вспоминал тот знаменитый поход: "Зашифровывал текст радиограммы наш лодочный шифровальщик Федя Егоров, а отправлял историческое — теперь об этом так говорят — донесение я. Радиорубка моя находилась в четвертом отсеке. Передатчик у нас стоял не шибко мощный — "Дозор", но связь с базой обеспечивал".



Когда потопили "Густлов", никто, конечно, и подумать не мог, что мы пустили на дно такую махину. Даже сам Маринеско написал в радиограмме, что торпедировали транспорт, занизив водоизмещение в два раза.


Михаил Коробейник








"Маринеско был очень живой, энергичный, веселый человек. Экипаж его очень любил — за человечность, за храбрость, за боевой опыт", — вспоминал о легендарном командире Коробейник.

Потери


Некоторые немецкие историки заявляют, что при катастрофе "Вильгельма Густлова" погибло более 9000 человек: по их мнению, на борту находились тысячи неучтенных беженцев. Если бы это было так, то потопление "Густлова" стало бы крупнейшей катастрофой в морской истории.
Согласно данным ведущего отечественного специалиста по войне на море, сотрудника Научно-исследовательского института (военной истории) при Академии Генерального штаба ВС РФ Мирослава Морозова, на борту "Густлова" погибло из 918 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил 406 человек (44%), из 173 членов экипажа — 90 (52%), из 373 военнослужащих вспомогательной службы ВМФ — 250 (67%), из почти 5150 беженцев и раненых — 4600 (89%).
В списке потопленных союзниками немецких кораблей "Густлов" занимает третье место. На первом — потопленный подводной лодкой "Л-3" теплоход "Гойя" — 7000 человек, в большинстве своем немецкие военнослужащие. Второе место у лайнера "Кап Аркона", который был потоплен авиацией союзников в Кильской бухте 3 мая 1945-го (на его борту погибло 5594 человека, в большинстве своем гражданские).
Именно атака на "Вильгельм Густлов" по праву вошла в историю как "атака века", а Александр Маринеско стал рекордсменом среди советских подводников по суммарному тоннажу потопленных судов противника в годы Великой Отечественной войны.


Алексей Исаев
Обложка: Лайнер "Вильгельм Густлов" © Culture Club/Getty Images

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии