22.03.2024
Помним. Скорбим
4 апреля встречаемся в Якутске →
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

"Мягкая сила" - это кастет под лайковой перчаткой

"Мягкая сила" - это кастет под лайковой перчаткой

6609
18 ноября 2015 г.
11 ноября 2015 года я принял участие в работе конференции "Мягкая сила" и культурная дипломатия в XXI веке", которая прошла в РУДН (Российский университет дружбы народов). Предлагаю вашему вниманию мое выступление.

 


"Мы с вами собрались на этой конференции в Российском университете дружбы народов. Это название символично для всей политики России. Россия всегда и везде всем народам несла дружбу, мир и процветание. Какие бы народы ни входили в состав Великого русского государства, они никогда не исчезали, а наоборот, находясь в составе российской государственности, увеличивались в численности, приобретали национальную интеллигенцию, приобретали письменность, одним словом, развивались.
Я ради интереса посмотрел, какие государства обязаны своей государственностью России, за кого она не просто ратовала или дипломатическим образом поддерживала, а кому она принесла саму государственность. В данном случае я не говорю о государствах постсоветского пространства, потому что это результат предательства и трагедии, а не доброй воли России. Это совершенно отдельный вопрос. Я имею в виду, когда Россия осуществляла сознательные действия, чтобы создать отдельные государства. Повторюсь, это разные периоды истории. И, наверное, список не полный. Это Румыния, Болгария, Сербия, Польша, Австрия, которая была Гитлером воссоединена с Рейхом и, соответственно, как Австрия перестала существовать, Чехия, Греция, Люксембург, который тоже был включен в состав третьего Рейха, а, в конце концов, Корея. Вот смотрите, как много государств, за которые мы проливали свою кровь, наши солдаты отдавали свою жизнь, а наши дипломаты отстаивали их право на существование. Вопрос. Все ли эти государства теперь помнят об этом, не говоря о том, чтобы они были признательны нам за эту нашу деятельность. Я думаю, что за исключением Северной Кореи и Сербии, наверное, другие государства уже забыли. И Румыния не помнит, откуда она взялась на карте Европы, почему она появилась, и пытается сегодня выступать против той страны, того народа, который когда-то её создал.
Из этого мы должны сделать целый ряд выводов. Хватит односторонних уступок. Их не должно быть. Мы живем в жестком мире, где красивые слова существуют только на страницах газет. Все остальное очень жестко, очень прагматично и, к сожалению, иногда кроваво. Поэтому никаких уступок в международной политике в одностороннем порядке в какой бы то ни было сфере Россия не должна больше осуществлять. Хватит уступок. Они должны быть только на взаимной основе, причём, я подчеркну, с подписанными договоренностями. Потому что наши партнеры уже нас научили, что верить на слово им нельзя.
Теперь хотелось бы сказать несколько слов о «мягкой силе» и культурной дипломатии. Заголовок нашей конференции, на мой взгляд, очень показателен. Тут я соглашусь с одним из предыдущих ораторов, что 21 век не будет веком «мягкой силы» в том понимании, в котором некоторые коллеги эту силу воспринимают. Потому что словосочетание «мягкая сила» состоит из двух слов. Во-первых, она «мягкая», но главное слово там «сила». Это лайковая перчатка, надетая на руку с кастетом, а не просто лайковая перчатка, надетая на изящную дамскую ручку. Если вы не будете сильным, у вас не будет никакой силы. Ни твердой, ни мягкой, ни газообразной. Вас самих не будет в перспективе. Поэтому первичное слово в словосочетании «мягкая сила» - это «сила». Когда у вас есть сильная армия, сильный флот, сильная экономика, вы можете создавать какие угодно силы. В том числе и мягкие. То есть «мягкая сила» на самом деле – это всего лишь псевдоним грубой силы. Когда одна угроза этой перчатки, под которой проступают контуры кастета, заставляет других игроков международного политического поля соглашаться с происходящим. То есть, можете перчатку не снимать, мы всё поняли.
Но, в 21 веке «мягкая сила» работает, на мой взгляд, в комплекте с грубой силой, когда перчатка все-таки снимается. И яркий пример тому – Украина. Здесь я уже вступаю в некую полемику с некоторыми предыдущими ораторами, которые больше внимания уделяли все-таки «мягкой силе». Да, конечно, все элементы того, что мы сегодня называем «мягкой силой», на Украине присутствуют. Огромное количество денег. 5 миллиардов, которые выделили американцы, это всего лишь видимая часть айсберга. Денежные переводы, от которых остались «корешки». А то, что они чемоданами раздавали «борцам за свободу» - это списано по другой части. Конечно, там огромное количество некоммерческих организаций, конечно, платные историки и штатные пропагандисты, но государственный переворот на Украине произошел в форме грубой силы, а не мягкой. «Мягкая сила» на Украине провалилась. Государственный переворот произошел в виде вооруженного захвата власти. Когда снайперы были не финальной точкой, как это было в других местах, а стартовым пистолетом. И если бы не было боевиков с автоматами, никакого бы захвата власти на Украине бы не произошло. Это первое. Второе. Когда мы говорим о поражении России в борьбе за Украину, это и да, и нет. Потому что бороться можно за то, что борется само за себя. Мы не имели на Украине пророссийской власти никогда, начиная с 1991 года. Сегодня на Донбассе мы имеем первую на Украине пророссийскую власть. Посмотрите на территорию остальной Украины. Вы можете там назвать хоть одного пророссийского политика? Я - нет. Тот блок, который называет себя оппозиционным, таковым называться не может. Он голосует за всё, за что голосуют все остальные. Разве что с вилами в парламент не ходит и не устраивает безобразных давок. В этом его единственное отличие от всех остальных сил. То есть антироссийская риторика либо приглушена, либо не звучит, но с ней никто не спорит. Никто сегодня на Украине не выступает в парламенте, не встает и не говорит: «Россия – это друг Украины. Только с Россией Украина вообще может существовать. Не говоря о каком-то развитии национальной культуры или чего бы там ни было». Никто этого не говорит.
Такая ситуация была и раньше. Совершенно справедлива статистика, что большинство украинцев, которых опрашивали, хотели вступать в Европейский союз. Почему? Ответ простой. Я был на Украине, принимал участие в ток-шоу, в различных собраниях, за евроинтеграцию выступали все. Начиная от «Партии регионов», и дальше все остальные говорили одно и то же. То есть все говорили одно и то же: «Европа – наш выбор. Наш путь – туда». Естественно, у украинского обывателя мозги в ту сторону и начали работать. И проблема заключалась в том, что говоря о вступлении в Европу, Янукович вдруг в последний момент очень резко накренил корабль, когда это уже запахло жареным. Всё. Для оппонентов было легко подать ситуацию так, что якобы Януковича перекупили, что он стал пророссийским. Он никогда таким не был.
Поэтому, возвращаясь к «мягкой силе» и культурной дипломатии, мне хотелось бы сказать, что мы сначала должны стать сильными. Только тогда элементы нашей «мягкой силы» будут работать. На сегодняшний день Россией в мире создано и работает одно НКО. Подчеркиваю – одно. Совсем недавно их было в два раза больше. То есть два. Одно в США, которым руководил Андраник Мигранян, оно теперь закрыто. Второе НКО работает во Франции, и руководит им уважаемая Наталья Нарочницкая. Это показатель того, что у нас нет денег? Да нет. Мы не такие бедные и не такие сирые и убогие, что у нас денег хватает только на двух председателей в двух НКО. Дело в том, что у нас не выработана и не сформулирована идея, которую мы несем. Это первое. И второе. Не сформулировано то, что мы будем делать через 20-30 лет. Мы не знаем, куда движется Россия. Соответственно, мы не знаем, что предложить миру. Но здесь ситуация выправляется. За последнее время у нас появилась идея. Она появилась по принципу «горе помогло». Появилась идея, которую мы можем донести до мира. А именно. Сегодня Россия – это единственный центр силы, за исключением, наверное, Китая, который выступает за сохранение государственности, за сохранение суверенности государств. Этот вопрос становится актуальным для тех, кто еще вчера считал себя американским сателлитом. Американцы рубят налево и направо, не взирая, куда и как. При этом, «мягкая сила» прекрасно работает именно там, где стоят проамериканские режимы. Попробуйте «мягкой силой» свергнуть Лукашенко. Попробуйте. Выделите деньги, проведите симпозиумы, боевиков там обучите где-нибудь, снайперов на крыше положите. Что-нибудь получится? Ничего не получится. Потому что элементы «мягкой силы» работают только там, где режимы проамериканские. Где элита начинает предавать и продавать свою страну. Так что в перспективе, мне кажется, что «мягкая сила» будет работать исключительно вкупе с грубой силой. И что касается России, а нас в первую очередь беспокоит, конечно же, Россия, не то что бы мы не любим Белоруссию, Армению, Казахстан и всё остальное человечество, а потому, что мы прекрасно понимаем, если удастся совершить государственный переворот в Москве, то ни Казахстан не устоит, ни Белоруссия не устоит, и в Армении они будут творить всё, что захотят. Только Россия может быть стержнем того сопротивления глобализации и уничтожению суверенности государств, которое сегодня существует. Поэтому давайте зададим себе вопрос, какой вид государственного переворота они готовят для нас? Вот какой вопрос мы с вами должны рассматривать. На мой взгляд, этот вид – попытка резкого ухудшения экономической ситуации в стране и дальше под красивую риторику о суверенности России, модернизации и нано-технологиях и т.д. плавная замена тех Личностей с большой буквы в российском руководстве, которые сумели развернуть наш государственный корабль в правильную сторону. Вот тот государственный переворот, который они готовят для нас.
Выводы из этого следующие. Власть должна очищаться от личностей с маленькой буквы, которые в нужный момент будут плыть на корабле в любую сторону и будут радоваться телефону или гаджету, который им подарят. Вот таких личностей во власти больше не должно быть. Экономический блок правительства на сегодняшний день занимается чистым вредительством и готовит почву для того государственного переворота, который американцы у нас готовят. Уверен, что ничего у них не получится. Но, тем не менее, сегодня, мне кажется, лучшим способом предотвращения будущего государственного переворота была бы отставка правительства."




Скачать аудио

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии