👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

О продлении санкций и приватизации в России
7 апреля 2016 г.
6826

О продлении санкций и приватизации в России

Очередной выпуск видеоблога на ресурсе “Политическая Россия” посвящен двум вполне взаимосвязанным вопросам: санкции и приватизация.


Моя позиция в двух словах такова:


https://twitter.com/nstarikov/status/714516393283207168

А подробнее смотрите тут:


https://www.youtube.com/watch?v=dodXSxb6Syw
Видео ВКонтакте
Скачать аудио

Источник: «Политическая Россия»
В пятом выпуске передачи «Исторические параллели» Николай Стариков ответит на вопросы о том, как долго продлятся санкции против России и что нужно делать государству в сложные для нашей экономики времена: национализировать или приватизировать предприятия.
Вопрос:
Как долго продлятся санкции против России? Кто выигрывает от продления санкций?
Николай Стариков:
Давайте вообще поставим вопрос по-другому: что такое экономические санкции? Это когда одна страна стремится оказывать давление на другую страну путем изменения правил в экономике.
Нам говорили всегда, что в либеральной экономике нет никаких ограничений, и государство в экономику не должно вмешиваться. Мы вроде бы как бы с этим согласились, мы вступили в ВТО, и тут нам показали, что Запад, который пишет правила сам для себя, в любое время их может поменять.
Политика государства самым жестким образом вмешалась в экономику. Ведь что такое санкции? Они запрещают коммерческим компаниям осуществлять свою деятельность даже если они получат космическую прибыль. То есть политика мешает экономике.
Вопрос: готова ли Россия изменить свою политику и свое отношение к воссоединению с Крымом для того, чтобы кто-то похлопал нас по плечу и отказался от экономического давления на нашу страну. Очевидно, что нет.
Мы с Вами ни в коем случае не собираемся плевать на волеизъявление миллиона наших сограждан. Либералы говорят: «давайте вернем Крым Украине». А два миллиона российских граждан мы куда вернем? Мы просто вычеркнем их? Как этот процесс вообще может быть осуществлен?
Об этом думать даже невозможно, не то что делать. Это значит, что Россия свою политику менять не будет, с Крымом разъединяться не собирается и не собирается делать то, что может понравиться нашим западным партнерам.
Будут ли после этого санкции, не будут – нас вообще не должно волновать. Если США вопрос ставят настолько принципиально, то санкции будут вечно, потому что мы распадаться на части не собираемся.
Хотите вечно конфликтовать с Россией? Пожалуйста, будем конфликтовать. Но конфликт этот будет не по нашей инициативе и в интересах США, а не Европы. Как только в ЕС к власти придут проевропейски ориентированные лидеры, они постараются выйти из этой системы санкций.
И, наконец, давайте вспомним о реальности, которая добавит нам оптимизма. В 1989 году в Китае была попытка государственного переворота, которая в историографию вошла как студенческий мятеж на площади Тяньаньмэнь. Это была попытка, очень похожая на то, что мы видели на Украине. То же самое оружие, те же самые массы людей, те же самые абстрактные требования о свободе. Только, в отличие от Киева, в Пекине и других городах китайская власть проявила мужество и волю и подавило антигосударственный мятеж.
Запад в ответ немедленно ввел санкции против Китая. Сегодня эти санкции действуют? Нет. Китай извинился за свои действия? Нет. Китай пошел на поводу у Запада? Нет, он четко соблюдает свою политику в своих собственных интересах. А вот Запад от санкций отказался.
Поэтому ничто в этом мире не может быть вечно. И если мы будем четко следовать своим интересам, то Запад рано или поздно санкционную войну закончит. Но нас с вами это вообще никак не должно волновать. Хотят конфликтовать, будем конфликтовать. Хотят поддерживать режим санкций, значит, будут санкции.
Но я убежден, что при жесткой политике, которая следует интересам самой России, Запад очень скоро откажется от попыток давления.
Вопрос:
В период кризиса российские власти, с одной стороны, готовят к приватизации ряд крупных компаний, а с другой – обсуждают национализацию природных недр и некоторых отраслей промышленности. Есть ли вероятность, что в дальнейшем Россия вернется к полному государственному управлению предприятиями?
Николай Стариков:
Хочется отметить, что в различных сложных ситуациях всегда бывает несколько взглядов на то, как нужно действовать. Обычно их два. Например, когда наши советские солдаты сидели в окопе, а на них двигались немецкие танки, у них было две точки зрения: выбросить белый флаг и сдаться или стоять насмерть и отбросить врага, не пропустив его через свои окопы.
К счастью, второй точки зрения придерживалось большинство наших сограждан. Мы фашистов остановили, разбили и отбросили.
Сегодня в сложной ситуации в нашей экономике мы тоже видим два подхода.
Провести волну приватизации значит, что нужные, важные, очень дорогие наши активы, фактически курочки, несущие золотые яйца, предлагается продать, когда они стоят дешево и когда они особенно подешевели в валюте. Это первое.
Второе. Давайте зададимся вопросом: предыдущие волны приватизации очень удачно прошли? Мы увидели какой-то эффект от передачи госпредприятий в руки собственников? Мне лично этот эффект незнаком. Я, конечно, с уважением отношусь к частной собственности, но хочу заметить, что за более чем два десятилетия так называемых реформ ничего похожего на ту индустриализацию, которая была осуществлена в 30-е года, не произошло. Тогда было построено 1500 предприятий, причем в основном предприятий тяжелого машиностроения. Не заводы по производству молока, красивых упаковочек или йогуртов, что тоже, конечно, важно для населения, а заводы по производству машин для производства машин. Мы не йогуртами встречали фашистов в 1941 году, а танками, самолетами и пушками. Все это создало наше тяжелое машиностроение.
Так вот сегодня без государства невозможно провести такую же индустриализацию. Частный капитал не в состоянии вложить огромные средства на очень долгий срок. Никто не вкладывает средства в фундаментальные научные разработки, потому что непонятно, когда будет получен эффект от этого.
Это значит, что государство не только не должно уходить из экономики, но должно там присутствовать обязательно вместе с частным капиталом, направляя его, осуществляя для него необходимые изменения инфраструктуры, кредитуя частный капитал под реальные проценты, а не грабительские, как сегодня. Государство организует экономическую жизнь.
Вот только тогда экономика начнет развиваться. У нас огромная страна, в этой огромной стране роль государства всегда была основополагающей. Если бы наши предки надеялись на невидимую руку рынка, то эта невидимая рука рынка разорвала бы наше государство на части.
Поэтому государство, частный капитал, партнерство – для каждого предприятия в нашей стране, для каждого сегмента собственности найдется применение. Не нужно это противопоставлять. И государство, и частная инициатива всегда в истории России двигали нашу страну вперед.
Вспомните времена Петра I, вспомните времена Екатерины II. Тогда заводы военные на Урале строили частные промышленники по заказу государства и при помощи государства. Вот яркий пример сотрудничества в нашей истории.

 

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии