Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Как следует оценивать ленинский план создания СССР?

Как следует оценивать ленинский план создания СССР?

1438
23 апреля 2016 г.
Источник: историк.рф
Журнал «Историк» попросил ответить на этот вопрос историков, занимающихся изучением событий начала ХХ века: «Как следует оценивать ленинский план создания СССР?».


Ленинский принцип формирования Союзного государства был существенно деструктивнее сталинского. Сталин предлагал россиецентричный вариант Союза. Ленин же выдвинул идею равноправия республик и даже формальное право выхода из СССР.
Право республик на выход из Союза являлось миной замедленного действия, хотя оно и не было до конца прописано. Однако распад СССР был вызван в первую очередь не конституционными статьями.
Если во главе государства встанет слабый человек или предатель, тут самая лучшая Конституция не поможет.


Союзные республики СССР обладали формальным правом выхода из состава Союза. Они получили его в 1922 году, когда Ленин, занимаясь собиранием земель бывшей Российской империи, наделил её бывшие окраины равными с РСФСР правами.
Чтобы союзные республики захотели и смогли воспользоваться правом на выход из СССР, должны были возникнуть социально-политические причины. Они возникли к концу 80-х годов прошлого века. В итоге в декабре 1991 года Советский Союз рухнул.


Что касается Союзного договора 1922 года, то он придал неустойчивость структуре Советского Союза. Об этом думали и говорили давно. 30–40 лет назад, изучая историю партии, мы подробно рассматривали дискуссии той поры и приходили к выводу, что прав был не Ленин, а Сталин.
Он впоследствии и создал единое государство вне правовых норм. До поры до времени система работала, но юридически, нормативно она была уязвимой.


Несомненно, появление в 1922 году новых границ было предвестием будущего распада. В Российской империи таких границ не существовало, границы губерний формировались не в качестве национальных перегородок, а более естественным образом.
Большевики считали, что границы будут вечными. Это оказалось утопией. Они переоценили сплачивающую силу коммунистической идеи, напоминая своих французских предшественников, которые были уверены, что создают новый календарь, новый уклад навечно.
Большевикам казалось, что право на самоопределение вплоть до отделения — это ерунда, руководящая роль партии защитит от распада.
В этом и заключался серьёзный просчёт. Малейшие колебания в партийных структурах раскалывали фундамент государства. Как это происходит, мы видели в конце 1980-х.
line
 

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии