Термин "государство" употребляется очень часто, а о том, что он означает, и как государства сложились, сегодня мало кто вспоминает. А вот постоянный комментатор ресурса nstarikov.ru, член ПВО и муниципальный депутат из Санкт-Петербурга, Вадим Викторович Рыбин не толко вспомнил, но и написал материал. Который предлагается вашему вниманию.
Возникновение государства
Удивительно, но современные правоведы, не говоря уже об остальных людях, в своём большинстве не знают, или не помнят об основах государства и права. Что такое государство? Чем оно отличается от остальных общественных образований? Является ли, например, современная Испания государством, а король Испании — государем?
Предлагаю, чтобы разобраться, обратиться к истокам. Практически, эта статья — воспоминание о школьном курсе основ государства и права времён СССР.
Жили — были древние люди. Жили племенами, родами, и семьями.
Когда у них стали возникать товарные излишки, они начали ездить к своим соседям менять свои излишки на чужие. Возник товарообмен.
Когда в товарообмене стало участвовать более двух сторон, его участники стали договариваться о постоянных местах товарообмена. Например, на слиянии рек.
Вслед за товарообменом возникли товарообменные споры. Вслед за спорами — правила их разрешения, прообраз закона.
Но закон на каждый случай не напишешь. В ходе разрешения споров выявились самые рассудительные люди, заслужившие всеобщее уважение — судьи. Уже не все участники товарообмена отвлекались от дел на разрешение споров, а только судьи. Возможно, судьями были старейшины — самые мудрые и опытные. К тому же, старейшины уже не могли сами работать, и всё равно находились на иждивении у трудоспособных своих потомков.
Не забудем про язык. Приезжающие для товарообмена люди могли говорить на разных языках. Для товарообмена это не помеха, а вот для разрешения споров нужно хорошо понимать друг друга. Значит, все должны говорить на языке судьи.
Но не все слушались судей. Некоторые хитрецы пытались обмануть других, а судиться отказывались, зная, что они не правы. Судьи стали призывать участников товарообмена к применению силы к мошенникам и обманщикам. Но людям не нравилось то и дело отвлекаться от своих дел, не хотелось пострадать в драке со злоумышленниками. Возникла потребность в «силовом ведомстве». Часть мужчин согласилась отказаться от своих обычных дел, и заниматься только принуждением участников товарообмена к соблюдению закона и к подчинению судьям. Назовём этих мужчин стражами.
Но стражами не могли быть дряхлые старики. Это были вполне трудоспособные мужики, которым нужно было кормить свои семьи. Поэтому пришлось всем участникам товарообмена скидываться на содержание стражи. Возникли правила такой складчины, возникли и мытари — люди, занимающиеся сбором с приезжих на товарообмен купцов содержания для стражи и для судей.
Для упрощения товарообмена и взимания пошлин появились первые деньги, но о них — ниже.
В тех местах товарообмена, где были справедливые законы, разумные судьи, хорошая стража, умеренные сборы и надёжные деньги — торговля бурно развивалась.
В других же местах, где чего-то из перечисленного не хватало, торговля чахла.
Конечно, появились и первые разбойники. Грабить лучше сразу много, а много излишков — в местах товарообмена. Пришлось людям огораживать места торговли от разбойников. Возникли города.
Тогда разбойники стали грабить купцов на подъезде к городам. Купцы стали просить стражу догнать и покарать разбойников. Но на всё — и на защиту города, и на разъезды в поисках разбойников — стражи не хватало. Пришлось стражу увеличивать, и защищать купцов от разбойников вдоль торговых путей. А затем и по всей округе городов — в полях и в лесах.
Все люди радовались, что с приходом стражи жить стало безопаснее, и участвовать в содержании стражи стало всё население окрестностей городов, а не только участвующее в товарообмене.
Так ездила стража с судьями по землям, ловила разбойников, судила людей в их спорах, собирала подати, возможно и товары какие-то с собой возила — до тех пор, пока не встречалась со стражами и судьями из соседних городов. Там они договаривались о пределах своих сударств.
Да, слово «государство» и означает «его сударство». Где он судит. То есть, строго говоря, главами первых государств были судьи. Мудрейшие и самые уважаемые люди.
Таким образом, необходимые признаки государства:
— закон и судебная система,
— органы принуждения к исполнению закона,
— государственный язык,
— налоги и казна,
— денежная единица,
— земли (территория),
— вооружённая сила для защиты земель от разбойников и от вооружённых сил соседних государств.
Другими словами, моё сударство — это земли, на которых сужу я, по своему закону, на своём языке, в своих денежных единицах, и где я могу силой заставить подчиниться моему суду.
Отдельно разберёмся, почему в своём сударстве сударь не допускал чужих денег.
Обычно первыми деньгами были слитки ценных металлов — золота и серебра.
К судьям часто обращались для разрешения споров о размерах слитков, о чистоте металла. Тогда судьи стали клеймить слитки своей печатью. Так возникли монеты.
При возникновении сомнений в подлинности монеты люди обращались к судьям, клеймившим эти монеты. Если к судье обращались с просьбой определить подлинность монеты с клеймом другого судьи, он разумно отсылал к тому судье, чьё клеймо стоит на монете — ведь своё клеймо он знает, а чужо — нет.
Слитки с клеймом стоили дороже слитков без клейма, поскольку они надёжнее. За подделку клейма, то есть за фальшивомонетчество, в старину обычно варили людей живьём, это считалось тяжким преступлением. Возникла разница в цене слитков с клеймом и без него. Эту разницу судья присваивал себе, как плату за надёжность, за ответственность за подлинность слитка и его вес. В современном языке эту разницу называют сеньораж.
Чем больше слитков золота и серебра заклеймил судья, тем больший сеньораж он получил в свою казну. Тем больше он нанял стражей, лучше их вооружил, лучше укрепил свой город. Каждый судья стремился отчеканить как можно больше монет, и препятствовал хождению в своём сударстве чужих монет.
Но один человек не мог справляться с возросшими обязанностями — и судить людей, и руководить стражей, охранять свои земли от набегов разбойников, считать казну, собирать подати. Тогда старший судья назначил судей, назначил воевод, мытарей, счетоводов — а сам стал князем. Оставив за собой право верховного суда — то есть верховную власть. По-французски — суверенную власть. Власть, над которой нет другой власти, кроме Бога.
Нам пришла пора вернуться в современность и разобраться. Например, является ли Испания государством? Суверенен ли король Испании?
Практически, самовольно он не может ничего. Ни издать закон, ни наложить на закон вето. Не назначает судей. Не может судить. Не чеканит монету.
В споре с испанцем о том, является ли их король королём, последним доводом испанца был такой: «наш король встречается с другими королями, и они признают его».
Что ж, пусть признают. Но признаем ли мы? Кого можно признать королём, а кого «как бы королём»? Какая страна независима полностью, а какая — лишь частично?
Надеюсь, что повторение основ возникновения государства поможет читателю самостоятельно разобраться в сложных вопросах современной политики и экономики.
Вадим Викторович Рыбин
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии