Ровно 80 лет назад состоялось ныне замалчиваемое политическое событие, которое по праву можно и нужно считать пусковой точкой Второй мировой войны. Это – Мюнхенский сговор. Когда главы Германии, Англии, Франции и Италии подписали соглашение, передававшее Третьему Рейху значительную часть территории Чехословакии. Через несколько дней Польша предъявила чехам ультиматум и также «отгрызла» себе кусок новой территории.
Чехословакию по частям передавали Гитлеру для развязывания войны в Европе и уничтожение СССР. Весь процесс сдачи Западом Чехословакии подробно описан в двух моих книгах «Война. Чужими руками» и «Кто заставил Гитлера напасть на Сталина»
Предлагаю вашему вниманию статью читателя ресурса nstarikov.ru Владислава Сергеевича Терпигина из Москвы, в которой дается краткий анализ Мюнхенского сговора.
Чехословакию по частям передавали Гитлеру для развязывания войны в Европе и уничтожение СССР. Весь процесс сдачи Западом Чехословакии подробно описан в двух моих книгах «Война. Чужими руками» и «Кто заставил Гитлера напасть на Сталина»
Предлагаю вашему вниманию статью читателя ресурса nstarikov.ru Владислава Сергеевича Терпигина из Москвы, в которой дается краткий анализ Мюнхенского сговора.
В ночь с 29 на 30 сентября 1938 года в Мюнхенской резиденции Гитлера «Фюрерблау» было подписано межправительственное соглашение о передаче населенных этническими немцами «спорных» территорий Чехословакии под юрисдикцию Третьего Рейха. Свои подписи под этим документом оставили руководители Англии, Франции, Германии и Италии. Сейчас, по прошествии восьми десятка лет, западные историки и дублирующие их слова политики, практически убедили простых обывателей, что это была чудовищная ошибка, что политика «умиротворения» Гитлера потерпела фиаско. Конечный итог этих «ошибок» известен: Чехословакия порвана на части, между Германией, Польшей и Венгрией. Но самое главное не это, а то, что подписи политиков, руководивших ведущими европейскими странами того времени, стали прологом, напрямую открывшим путь к новой мировой бойне.
По окончанию Первой мировой войны Англии и Франции удалось установить в большинстве европейских странах как минимум лояльные, а как максимум, полностью подконтрольные режимы. Не случайно Адольф Гитлер больше всего ждал одобрения на аннексию чехословацких Судетов именно из Лондона. Точно так же, весной 1938 года, принципиальный вопрос об «объединении» Германии с Австрией, решался совсем не в Берлине или Вене. Первый этап продвижения гитлеровского Рейха к рубежам Советского Союза был сделан, далее на пути к созданию прямой германо-советской границы стояла лишь Чехословакия.
Поводом к подписанию мюнхенского сговора послужили несколько судетских кризисов, заключавшихся в претензиях Германии, на населенные преимущественно этническими немцами территории. Прага начала активно сопротивлялась разворачивающемуся маховику германских территориальных аппетитов. Была проведена мобилизация, войска чехословацкой армии были введены в Судеты. Усилились дипломатические контакты Праги с имевшими с ней договоры о взаимной безопасности СССР и Франции. Советский Союз выразил готовность поддержать Чехословакию в войне с Германией при любых условиях, даже в случае отказа Франции. Забавно, но на первых порах Франция тоже заявила о поддержке чехов и незыблемости границ. А вот дальше началось самое интересное - в дипломатическую игру вступил Лондон. На состоявшейся конференции лидеров Англии и Франции, по вопросам Чехословакии, Чемберлен «убедил» французского коллегу в политике «умиротворения» Гитлера. Итогом конференции стало совместное заявление о необходимости чехословакам удовлетворить требования Германии.
Британские дипломаты отправились и в Прагу, где после недолгих бесед, заявили о «естественности требований отделения Судетской области от Чехословакии и присоединения её к Германии». Что же именно наплели англичане чехословацкому руководству доподлинно не известно, но оно отказалось от всякой помощи со стороны СССР и покорно пошло на убой. Эпилогом этой дипломатической игры Туманного Альбиона и стал мюнхенский сговор.
Достаточно интересным представляется вопрос, о том, как события 80-летней давности преподносятся современному человеку. Так, например, статья в русскоязычной википедии, воспринимаемая многими, как истина в последней инстанции, говорит нам, что, подписаный в мюнхенской резиденции Гитлера, документ, ныне принято называть на западный манер соглашением, а старый, излишне критичный, термин сговор или как в осколках бывшей Чехословакии – мюнхенский диктат остались в прошлом. Казалось бы, ну какая разница, сговор или соглашение, а разница есть, и она принципиальна. Договор о ненападении за который СССР и лично Сталина до сих пор клеймят, подписанный спустя 11 месяцев советским нарком иностранных дел В. М. Молотов и его германским визави Риббентропом, до сих пор упорно называют «пактом», придавая тем самым этому историческому документу оттенок негатива. Хотя стоит заметить, что аналогичное соглашение, британский премьер Чемберлен подписал лично с Гитлером сразу по окончанию хищнического раздела Чехословакии. Именно этой бумажкой, почему то названной деклараций, он и тряс по прилету обратно в Лондон у трапа самолета в окружении ликующей толпы. Ну, не видели тогдашние верные сыны Туманного Альбина ничего зазорного в активном дипломатическом сотрудничестве с Гитлером. Немецкий фюрер до начала Второй мировой был вполне себе рукопожатным политиком. В дальнейшем Европа и «весь цивилизованный мир» весьма снисходительно отнеслась к тому, что помимо Германии, куски Чехословакии, в виде части Тешинской Силезии урвали поляки, а венгры забрали себе Закарпатье, формально входившее в состав Словакии. Любопытно, что английское правительство объявило свое соглашение с Гитлером недействительным лишь 5 августа 1942 года, то есть по прошествии нескольких лет войны с ним!
Стоит отметить интересный момент, сам Гитлер, комментирую произошедшее в марте 1939 года, высказался так: «Я не хвалюсь, но должен сказать, что сделал я это действительно элегантно». Однако, если у кого то еще остались сомнения, что мюнхенский сговор был преднамеренным и вполне просчитанным ходом по развязыванию Второй мировой войны, а вовсе не фатальной ошибкой со стороны Лондона и Парижа, приведем еще один исторический факт «бескомпромиссной» политики англичан. К сожалению, малоизвестным в нашей стране, является англо-японское соглашение от 24 июля 1939 года, вошедшее в иностранную историографию под названием соглашение Ариты—Крейги или «Дальневосточный Мюнхен». Суть этого документа, подписанного министром иностранных дел Японии Хатиро Аритой и британским послом в стране восходящего солнца Робертом Крейги, заключалась в том, что Англия закрывает глаза на экспансию Японии на континенте, а Япония обязуется не предпринимать действий, способных затронуть британские интересы в Китае.
А дальше уважаемые дамы и господа, как говорится, следите за руками. Сразу после подписания этого соглашения, Япония пошла на резкую эскалацию приграничного конфликта с СССР на Халхин-Голе. В результате действий советско-монгольских войск под командованием Г.К. Жукова японцы получили достойный отпор и 16 сентября 1939 года, к тому же, обескураженные заключенным между СССР и Третьим Рейхом договором о ненападении, капитулировали.
Вновь сказать, что достопочтенные английские джентльмены, что-то «не понимали», «не знали», «не предполагали» или попросту переборщили с политикой «умиротворения» на Дальнем Востоке уже куда сложнее. Поэтому эту страницу собственной дипломатии политики и историки Туманного Альбиона предпочли «забыть». Оправдаться же за мюнхенский позор им всегда можно, используя практически беспроигрышную тактику англосаксов. Виноват, всегда конкретный министр иностранных дел или глава правительства, но Англия, со своей «многовековой демократией и свободами», абсолютно непогрешима. Это и произошло в 1940 году, когда на смену умершему премьеру Чемберлену пришел его ярый оппонент Уинстон Черчилль. Отличительной особенностью политической системы Англии является то, что оппозиционный политик, получив власть в стране, начинает делать все тоже самое, за то что критиковал своего предшественника. Не стал исключением и этот случай: Черчилль, встав на капитанский мостик, активно принялся исправлять ошибки предшественника и попытки перенаправить агрессию гитлеровской Германии в сторону Советской России вскоре все же увенчались успехом.
Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Автор статьи: Владислав Сергеевич Терпигин
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии