Сейчас много разговоров о мобилизационных возможностях ВСУ, о том, сколько людей может призвать и поставить под ружье киевский режим. В этой связи есть удивительно подходящее к ситуации мнение. Его высказал … Сталин. Генерал армии С.М.Штеменко рассказал в своих мемуарах, как однажды Иосиф Виссарионович поделился размышлениями о причинах поражения Германии. Летним вечером 1946 года Штеменко, тогда начальник Генерального штаба, готовился докладывать главе СССР о состоянии и развитии советского ПВО. Когда Сталин неожиданно спросил:
— А как думает молодой начальник Генерального штаба, почему мы разбили фашистскую Германию и принудили её капитулировать?
В такой ситуации Штеменко сначала просто «завис», а потом не нашел ничего лучшего, как начать пересказывать Сталину… тезисы его же выступления, которое было опубликовано в «Правде» и широко обсуждалось. Послушав слова о том, что в СССР подлинно народный строй, выросший из недр народа и пользующийся его могучей поддержкой, о сплочении народа вокруг Коммунистической партии, о ее руководстве, и другие общеполитические рассуждения, Сталин сказал, что все это важно верно, но не исчерпывает всего объема вопроса.
– Какая у нас была самая большая численность армии во время войны? – спросил он.
11 млн человек с небольшим, последовал ответ Штеменко. На вопрос «а какой это будет процент к численности населения», последовал и второй ответ - «около 6 процентов».
— А теперь,— продолжал Сталин,— давайте подсчитаем, как обстояло дело у Гитлера, имевшего с потерями более чем 13-миллионную армию при численности населения в 80 миллионов человек.
– Получается, что больше 16 процентов, – сказал Штеменко.
— Такой высокий процент мобилизации — это или незнание объективных закономерностей ведения войны, или авантюризм, – сказал Сталин, указывая дымящейся трубкой, – Скорее, последнее. Опыт истории, общие законы ведения войны учат, что ни одно государство не выдержит столь большого напряжения: некому будет работать на заводах и фабриках, растить хлеб, обеспечивать народ и снабжать армию всем необходимым. Гитлеровский генералитет, воспитанный на догмах Клаузевица и Мольтке, не мог или не хотел понять этого. В результате гитлеровцы надорвали свою страну. И это несмотря на то, что в Германии работали сотни тысяч людей, вывезенных из других стран...
– Немецкие правители дважды ввергали Германию в войну и оба раза терпели поражение,— продолжал Сталин, шагая по балкону.— Подрыв жизнеспособности страны в первой и второй мировых войнах был одной из причин их краха... А какой, между прочим, процент населения был призван кайзером в первую мировую войну, не помните?
Все стоявшие на балконе военные и члены Политбюро промолчали. Из них никто этой цифры не знал, а скорее всего, и не интересовался ей. Не думал на эту тему и в этом направлении.
А Сталин размышлял об этом. Он отправился в комнату и через несколько минут вышел с какой-то книгой. Полистал её, нашел нужное место и сказал:
— Вот, девятнадцать с половиной процентов населения, которое составляло в 1918 году 67 миллионов 800 тысяч.
Большой процент призванного в армию населения неизбежно означает крах государства – вот, что хотел сказать Сталин. Он назвал это «подрывом жизнеспособности страны». Именно это сейчас и происходит на Украине.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии