Николай Стариков

Евроценности и мракобесие: физика из России шокировал уровень образования во Франции

18.03.2016 19

Источник: РИА ФАН

Сергей Сальников — инженер Государственного университета авиационного приборостроения. Поговорив с 15-летним французским школьником, отличником одной из лучших школ миллионного города Лиона, отец которого обеспечен и прилагает максимум усилий, чтобы дать детям хорошее образование, Сергей выяснил, как во Франции обучают детей физике, получил когнитивный шок и поделился им в своем блоге.

Открыв французский учебник на теме последнего урока «Электролиты», Сергей обнаружил массу красивых фотографий, на которых были в разных ракурсах изображены пробирки с разноцветными жидкостями, розетки, но не нашел схем, поясняющих процесс электролиза, или хоть какой-то информации, представляющей истинно научную ценность.

«Несмотря на красоту оформления, что-то обеспокоило, — пишет Сергей Сальников. — Догадался не сразу, ибо предположить подобное было просто немыслимо: в тексте нет формул! Глянул на обложку — «Учебник физики и химии». 130 страниц. Картинки, картинки, исторические экскурсы, фотографии…»

Для справки: во Франции на обучение физике и химии отводится 1,5 часа в неделю.

Лабораторные работы, предлагаемые французским министерством образования своим школьникам, заключаются в том, чтобы, например, подсоединить дрель к оси маломощного моторчика, включить в цепь лампочку, которая, разумеется, загорится, и наслаждаться чувством познания мира. На этом возвышенном чувстве лабораторная работа оканчивается — понимание причин, по которым горит лампочка, в задачи французского школьника не входит.

«Ладно, вернёмся к электролитам, — вздыхает Сергей. — Объясняю, что с повышением температуры электролита увеличивается средняя кинетическая энергия молекул, что приводит к…»

«А что такое кинетическая энергия?» — прерывает его вопросом школьник.

Немая сцена. Возникает когнитивный диссонанс: мальчик — один из лучших учеников в классе. Но он не в курсе, что такое кинетическая энергия. Не может он ответить и на вопрос, что такое потенциальная энергия. Да и что такое энергия, он не знает в принципе.

«Начинаю объяснять на пальцах. Мол, энергия тела — это его способность совершать работу. Энергия может быть разной природы: потенциальная, кинетическая, тепловая и т.д. Проводим мысленный эксперимент. Вставляем между половицами гвоздь, сбрасываем с уровня стола мышку от компьютера. Предполагаем, что гвоздь углубится на миллиметр. Затем с того же стола сбрасываем чугунную гирю. Анализируем результат, приходим к выводу, что потенциальная энергия зависит от массы. Потом увеличиваем расстояние, догадываемся, что существует и зависимость от высоты. Пишу формулу: E = mgh».

— А что такое g? — удивляется французский отличник.

— Ускорение свободного падения. Вы его какой буквой обозначаете?

— …

— Что такое ускорение — вам объясняли?

— Нет.
Так вот ты какое, образование по-французски.

«Сильно, не правда ли? Это — самое настоящее, без прикрас и идеологических лозунгов европейское качество. Вот так обучают детей в передовой стране ядра капитализма, просвещённой Франции, — пишет Сергей Сальников. — То, что лично я испытал когнитивный шок — значит ничего не сказать. Это просто что-то немыслимое, невообразимое».

Уже прощаясь, автор спросил юное дарование, надеясь хотя бы раз услышать содержательный ответ, какова связь между силой тока и напряжением. А в ответ — тишина.

«Полная постмодернистская мракобесная тишина», — уточняет Сергей.

«Вы всё ещё мечтаете о евростандартах, вы, любители евродемократии и прав евроличности?!» – задает Сергей риторический, просто гоголевский по своему эмоциональному пафосу вопрос.

image_pdfimage_print
Система Orphus

Поделитесь

Комментарии

  • Denis Ezrer-Ozerov

    Чё то я не сильно подивился. Меня другое интересует — каким образом французы всё же коменсируют разрыв в образовании и фактом наличия высокотехнологичной экономики? Где, и как добирают нужные знания?

  • Галым Т.Б.

    На самом деле, во многих «лучших» школах по СНГ такая же ситуация.Я, например, будучи гуманитарием по профессии, до сих пор помню школьные курсы физики и химии на 90-95% (неоднократно из интереса проходил тесты, да и просто когда начинаю что-то объяснять, в голове все всплывает, как-будто вчера мне учитель объяснил). В школе в один день участвовал и в олимпиадах по математике и физике. На другой — по химии. Побеждал до уровня района, на областных брал третьи места. Я общался со многими подростками от 12 до 16 лет, хорошистами и отличниками. Все-все они слабее советских троечников. У меня почти не осталось желания общаться с подрастающим поколением, чтобы не выглядеть в их глазах брюзгой и придирой. Вчера только побеседовал с пацаном, что они проходят. Парень реально ни бум-бум в теме. Спросил, как же он получил пятерку. Ответ: их на уроке разбивают по группам, чтобы был отличник, пара хорошистов и пара троечников. И всей группой работают над простенькой проблемой. И всей группе ставится одна оценка. То есть, что-то решит один, что-то где-то подскажет другой, третий просто присутствует, витая при этом в облаках, но все получат пять или четыре. И называется это «командная работа». Деградация.

  • sergey pavlov

    Гуна Тамас (Темнота) — невежество — основа контроля в рабовладельчестве. Капитализм — всего лишь следующий этап рабовладельческого строя (он же модерн). и за ним маячит желание создать общество роботов, которые с человеком уже ничего общего иметь не будут (пост-модерн). Ведь роботам не нужен пол, семья, образование и культура. Но главное, — роботам-паразитам не нужна Любовь, ни к чему Ум, а тем паче РА-с-Ум.

  • Сан Саныч

    Утечка мозгов из других стран, в том числе из России…

  • Vik Kar
  • onix_form

    а постройку мистралей французам заказали…

  • Alligator

    В принципе в Boulevard Molier не однократно обсуждались вопросы образования. И я читал массу гневных отзывов французов по поводу планируемых образовательных реформ.
    К стате, во французских учебниках по физике, пардон в «учебниках физики и химии» нет тем по магнитам. А знаете почему? Потому что магниты притягиваются только противоположными полюсами, а одинаковые полюса отталкиваются друг от друга. Следовательно магниты не толерантны и способны воспитать нетолерантность в подрастающих поколениях. Надо полагать, по этой же причине, из французских школьных учебниках по математике (у них отменено разделение на алгебру и геометрию) вычеркнуты дискриминанты многочлена. Таким образом они спасают одночлены от дискриминации со стороны многочленов:)))))) (слова дискриминант и дискриминация во французском тоже созвучны).
    Однако маразм крепчает.

  • Валерий

    ЦПШ и то круче была.

  • Natalia Power

    Ничего удивительного. 25 лет реформировали образование по американскому образцу и вот вам и результат. У нас в Америке такая же фигня с науками. Те же учебники с картинками и ноль информации и те же работы в группах, чтобы подтянуть тех, кто вообще ничего не знает.

  • Jekis

    Пора возрождать былую мощь и славу Советского Союза и преумножать её.
    Брать только самое лучшее из нашего прошлого, привносить новое и строить
    будущее!

  • Gena Kitskaylo

    Вы не правы: сравнивать надо французскую школу с нашими школами для умственно отсталых. Возможно во Франции в аналогии под эти школы свои методики обучения подстраивают. ) Притом. что Франция занимается переработкой ядерных отходов, строительством Мистралей каких нибудь…, вроде нужны люди для работ у них со знаниями в области физики)

  • Alexey Zakharov

    Он ещё в австралийской школе не был.Советский троечник легко прослывёт за гения.Но то же самое уже не за горами и в России

  • Диана Мальгинова

    В Сталинские времена учились все, кто хотел. И Сталин хотел, чтобы учились как можно больше.

  • Dmitri Eremeev

    В Российских школах слабый уровень сейчас. Поэтому, не надеясь на то, что он изменится я стал направлять своих детей в ЗФТШ/МФТИ. Старший уже поступил в МФТИ. Пообщавшись с ребятами (поступившими и поступающими в МФТИ), я понял — у нас в России далеко не все так плохо, как кажется. Есть и желающие учиться и реально учатся ребята и учатся много и каждый день (и ночь). Возможностей для школьников много — и курсы хорошие и репетиторы отличные (свой опыт только рассказываю) и через интернет (используем в Москве, чтоы не ездить никуда). На контрактном обучении в ВУЗах наше образование по стоимости в долларах находится в лучшем соотношении цена/качество. И при этом 62% хотят сдавать обществоведение (ЕГЭ), то есть идти по гуманитарной стезе. Видимо, в годы перестройки снижен престиж инженера (подняться никак не может статус в массовом сознании). Читаю комментарии тут и вижу: «ах какие они [французы] тупые». А может это нам, россиянам, шанс?

  • elo5

    Если срочно не принять меры, то наши школьники от французских скоро недалеко уйдут!

  • Виктор Макаров

    Из моих китайских диалогов:
    «-Ян, я поражён. Ваша система образования достойна уважения
    Ему явно понравилось моё откровение, но вдруг он задумался и произнёс:
    — Если честно, то ничего удивительного. В условиях конкуренции работает естественный отбор. Это просто теория больших чисел. На миллион населения будет 10% талантов и 1 гений. Нас много и есть из кого выбирать. Меня удивляет другое. Вас, русских, очень мало, но ваша советская школа боролась за каждого ученика. Вы не подчинились естественному отбору и теории больших чисел. Вы лепили гениев из того что было. Это у вас даже в песне есть. Я тебя слепила из того что было. Вот это на мой взгляд удивительно. Как из ограниченных людских ресурсов добыть столько учёных, инженеров и военачальников? Это заслуга вашей школы. И мы многому учились у вас.»

  • Denis Ezrer-Ozerov

    Мой опыт жизни в Израиле, говорит о том, что не всё так однозначно.Да, советский троечник мог дать фору многим здешним отличникам. Но, факт, что Израиль флагман современного хай тека. Многие американские фирмы в этой области изначально были израильскими стартапами. Конечно, приезд мозгов из Союза дал огромный толчок этому. Но, есть что то ещё. Пока пытаюсь понять, что именно.

  • Мне кажется, что уровень образования в Германии еще хуже!

  • Galina Filimonova

    наши могут придумать что-нибудь эдакое,но дальше ходу не дать. Вот тогда и появляются рядом предпреимчивые люди,которые могут чужую идею поставить на поток. Так от нас и телевидение и компы и др. перетекло плавно в другие страны,а мы уже это всё покупаем за валюту. Единственно,что ещё держится в России — это ВПК,т.к. секрет