Николай Стариков

«Моральное разложение детей внушает мне большую тревогу». Письмо 1943 года Чуковского Сталину

24.09.2017 (24.09.2017) 31

Источник: https://stalist.livejournal.com/
Глубоко уважаемый Иосиф Виссарионович!

После долгих колебаний я наконец-то решил написать Вам это письмо. Его тема – советские дети.Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что в огромном своем большинстве они благородны и мужественны. Уже одно движение тимуровцев, подобного которому не существует нигде на земле, является великим триумфом всей нашей воспитательной системы. Но именно потому, что я всей душой восхищаюсь невиданной в истории сплоченностью и нравственной силой наших детей, я считаю своим долгом советского писателя сказать Вам, что в условиях военного времени образовалась обширная группа детей, моральное разложение которых внушает мне большую тревогу.

Хуже всего то, что эти разложившиеся дети являются опасной заразой для своих товарищей по школе. Между тем школьные коллективы далеко не всегда имеют возможность избавиться от этих социально-опасных детей.Около месяца назад в Машковом переулке у меня на глазах был задержан карманный вор. Его привели в 66-е отделение милиции и там оказалось, что этот вор-профессионал, прошедший уголовную выучку, до сих пор как ни в чем не бывало учится в 613-й школе!

Он учится в школе, хотя милиции отлично известно, что он не только вор, но и насильник: ещё недавно он ударил стулом по голове свою мать за то, что она не купила ему какой-то еды. Фамилия этого школьника Шагай. Я беседовал о нем с директором 613-й школы В.Н.Скрипченко и она сообщила мне, что он уже четвертый год находится во втором классе, попрошайничает, ворует, не хочет учиться, но она бессильна исключить его, так как РайОНО возражает против его исключения.Я не осмелился бы писать Вам об этом случае, если бы он был единичным. Но к сожалению, мне известно большое количество школ, где имеются социально-опасные дети, которых необходимо оттуда изъять, чтобы не губить остальных.

Вот, например, 135-я школа Советского района. Школа неплохая. Большинство её учеников – нравственно здоровые дети. Но в классе 3 «В» есть четверка – Валя Царицын, Юра Хромов, Миша Шаковцев, Апрелов, – представляющая резкий контраст со всем остальным коллективом. Самый безобидный из них Юра Хромов (с обманчивой наружностью тихони и паиньки) принес недавно в класс украденную им женскую сумочку.

В протоколах 83-го отделения милиции ученики этой школы фигурируют много раз. Сережа Королев, ученик 1-го класса «В, занимался карманными кражами в кинотеатре «Новости дня». Алеша Саликов, ученик 2-го класса «А», украл у кого-то продуктовые карточки. И т.д. и т.д. Стоит провести один час в детской комнате любого отделения милиции, чтобы убедиться, как мало эффективны те меры, которые находятся в распоряжении милицейских сержантов, – большей частью комсомолок 17-летнего возраста.

Комсомолки работают очень старательно, с большим педагогическим тактом, но вряд ли хоть один вор перестал воровать оттого, что ему в милиции прочитал наставление благородный и красноречивый сержант. Особенно смущают меня проявления детской жестокости, которые я наблюдаю все чаще. В Ташкентском зоологическом саду я видел 10-летних мальчишек, которые бросали пригоршни пыли в глаза обезьянкам, чтобы обезьянки ослепли. И одна из них действительно ослепла.

Мне рассказывали достоверные люди о школьниках, которые во время детского сеанса, воспользовавшись темнотою зрительного зала, стали стрелять из рогаток в актеров, – так что спектакль пришлось отменить. Но как бы я ни возмущался проступками этих детей, я никогда не забываю, что в основе своей большинство из них – талантливые, смышленые, подлинно-советские дети, которых нельзя не любить. Они временно сбились с пути, но ещё не поздно вернуть их к полезной созидательной работе.Для их перевоспитания необходимо раньше всего возможно больше трудколоний с суровым военным режимом типа колонии Антона Макаренко. Режим в этих колониях должен быть гораздо более строг, чем в ремесленных училищах. Основное занятие колоний – земледельческий труд. Во главе каждой колонии нужно поставить военного.

Для управления трудколониями должно быть создано особое ведомство, нечто вроде Наркомата Безнадзорных детей. В качестве педагогов должны быть привлечены лучшие мастера этого дела, в том числе бывшие воспитанники колонии Макаренко. При наличии этих колоний можно произвести тщательную чистку каждой школы: изъять оттуда всех социально-опасных детей и тем спасти от заразы основные кадры учащихся. А хулиганов – в колонии, чтобы по прошествии определенного срока сделать из них добросовестных, дисциплинированных и трудолюбивых советских людей!

Может быть, мой проект непрактичен. Дело не в проекте, а в том, чтобы сигнализировать Вам об опасности морального загнивания, которая грозит нашим детям в тяжелых условиях войны.Прежде чем я позволил себе обратиться к Вам с этим письмом, я обращался в разные инстанции, но решительно ничего не добился. Зная, как близко к сердцу принимаете Вы судьбы детей и подростков, я не сомневаюсь, что Вы, при всех Ваших титанически-огромных трудах, незамедлительно примете мудрые меры для коренного разрешения этой грозной проблемы.

С глубоким почитанием писатель К.Чуковский
Ул. Горького, 6, кв. 89.К-5-11-19

Архив президента РФ. Ф.45. Оп.1. Д.885. Л. 85-87.

 

Система Orphus

Поделитесь

Комментарии

  • Oleg80

    Интересно как Иосиф Виссарионович решил этот вопрос. Пришлите ссылку кто в курсе.

  • Оксана Клементьева

    Как я понимаю Чуковского! Я сейчас работаю в школе, и сколько вижу бесполезной «педагогической» работы с трудными ребятами. Разве может женщина, одними нравственными речами изменить ситуацию?! И больно слышать нарекания от некоторых, классный руководитель не справляется….а как справиться с 15 летним подростком, у которого уже сформировано хамское отношение к людям в целом? Как актуальна данная тема и в наше время!!!

  • LAD

    Сложно представить, что о-о-чень, я бы даже сказал, супер, талантливому писателю, который является самым издаваемым писателем, который способен был в годы войны, когда Ленинград ещё был в блокаде, НАПИСАТЬ Иосифу Виссарионовичу о своих недовольствах детьми, даже 1 класса, что такой человек мог бы не написать о своём недовольстве некоторыми взрослыми своего времени. Короче, по мне, именно от таких представителей элиты и поступали основные доносы на своих близких, знакомых, коллег, противников, соперников, не сторонников и т. д. и т. д. . А » кровавому режиму» ничего не оставалось, как реагировать на такие без обидные «информационные» сигналы.
    Так, кто был инициатором, так называемого » Архипелага ГУЛАГ-а» ????

  • наталья архипова

    спасибо сотрудникам сайта Николая Старикова, что постоянно знакомят нас, подписчиков, с такими замечательными материалами!!! Сейчас же деятели либеральной культуры пишут письма не в защиту детей, а в защиту всевозможных Серебренниковых((((

  • al56

    Правильные вопросы ставил К.Чуковский (по тем временам), а вот что делать
    с этим:

    1.
    «АУЕ: уголовная романтика за школьной партой»-
    http://topnewsrussia.ru/aue-ugolovnaya-romantika-za-shkolnoj-partoj.html

    2.
    «»Вечер в хату»: насколько опасна субкультура АУЕ «-
    http://matveychev-oleg.livejournal.com/5818170.html

  • daf daf

    Интересно, а сейчас как то решается этот вопрос? Мне скоро сына в школу отдавать, интересно как сейчас обстоят дела с трудными детьми в школах…

  • Sina Seibert

    ИБО ЭТИ СЕРЕБРЕННИКОВЫ И ЯВЛЯЮТСЯ ДВИГАТЕЛЯМИ ЭТОГО РАЗЛОЖЕНИЯ. А ТАКИМ ОБЩЕСТВОМ ЛЕГКО УПРАВЛЯТЬ ВОРАМ И ГРАБИТЕЛЯМ СТРАНЫ И НАРОДА, ОБЕСПЕЧИВАЯ СЕБЕ РАЙСКУЮ ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ,

  • Алексей Луга

    Место пионеров кто то должен был занять.
    Вот и появилось детище демократии…

  • Батырхан Калменов

    Надо прекратить спонсировать из вне образование и вернутся на советскую систему образования. Ниче лучшего не придумали. Сдвига нет и не будет

  • al56

    Да и у школы отняли функцию — ВОСПИТАНИЕ…. Услуги, услуги…

  • LAD

    Не могу возразить, по поводу правильности вопросов К. Чуковского. Однако, возникает вопрос, неужели тогда , больше некому было заняться, такой проблемой, как «Сережа Королев, ученик 1-го класса «В», занимался карманными кражами в кинотеатре «Новости дня»…. «, кроме как, Иосифу Виссарионовичу?

  • al56

    Сложно сказать, возможно ЗНАЧИМОСТЬ проблемы превысила
    реагирование на неё.

  • Сергей Бояров

    В каждом поколении такое явление,где меньше,где больше.Где нет закона а если и есть,то он спит.Время потребления и выколачивания денег,любым способом.Общество возмущается,вот мол,молодежь ничего не хочет,пьет,курит,наркоманит..дебоширит и так далее.Многие родители спихивают на школу,мол,она должна воспитывать и учить.Глубочайшее заблуждение.В первую очередь сами родители и учителя,и воспитателя.От них в первую очередь зависит,каким путем и дорогой пойдет ребенок.А примеров у меня на такую тематику куча.

  • Anatoly Kovtun

    Всякие письма… , это шелуха, оттого, что происходит на самом деле. Против России идёт самая настоящая война. Идёт идеологическая, на подрыв изнутри. У русских, достойная генетика, которая выдерживала непрерываемые войны, катаклизмы. И вот, по этой черте «русского, Ваньки- встаньке» и бьют разные серебрянниковы — райкины, в надежде расшатать, посеять сомнения, привить другие ценности.

  • Iskra

    То, что беЗпокоило в то время Чуковского, это цветочки. А точнее, не вырванные с корнем сорняки, из которых образовались сегодняшние ягодки. План Даллеса в отношении растления молодёжи успешно выполняется. Какая молодёжь — такое у страны и будущее. Аксиома! :(
    Надо незамедлительно и кардинально менять всю нынешнюю систему образования, лишённую всякого истинного воспитания. Образование прежде всего должно быть воспитательным!!

  • Тамара Грачёва

    Детей нужно приобщать к событийной жизни страны. Например ввести УРОК ПАМЯТИ , и каждый ученик должен найти, выучить и потом на уроке рассказать о каком-нибудь герое и его подвиге.1 раз в неделю-для младших и средних классов…а для старших -политинформацию (как было раньше)… Если это делать » С УМОМ «( т.е. кроме политики добавить культуру,литературу , искусство-типа краткого обзора: кто что прочел или интересный факт узнал ), то мы воспитаем неравнодушных граждан, не апатичных потребителей , а ПАТРИОТОВ НАШЕЙ РОДИНЫ ! И решение президента РФ Владимира Путина о создании Российского движения школьников очень своевременно и полезно! Хорошее начало ! Правильно воспитанное поколение-достойное будущее России! Иначе получим майданутых «онижедетей»,на площадях наших городов, что и показали прошедшие события на Тверской.

  • Nik Kulinicha

    Положение дел в школе и за её пределами в детской,подростковой среде в настоящее время значительно хуже, чем описывает Чуковский. Не мудрено.Бытие определяет сознание.А бытие таково: частная собственность, индивидуализм, право сильного и подлого, сплошная коррупция и отсутствие правосудия. Дети усваивают не то, чем их потчуют в ходе «воспитания» в семье,саду и школе, а то,что видят и слышат в реальной жизни. Видят наглую рожу коллективного «Абрамовича» на футбольном матче.Слышат мат в эфире от «Собчачки».Видят как образец «культуры» оголённый зад распутного Бори Моисеева и очередной припадок Лолиты.

  • Павел Ткаченко

    Не очень понял, на что обида. Если Вы про «написать о своём недовольстве некоторыми взрослыми своего времени», так такие «взрослые своего времени» есть всегда. И ведут они себя всегда подло, трусливо. Обидеть слабого, отобрать у неимущего, нарушить обязательства, прикрываясь всоей силой и/или административным ресурсом. Короче- нарушить Закон. А если вдруг появится защитник или не на того нарвутся- получат по зубам, то громче всех начинают орать, что их обидели и бегут искать защиты у того же Закона. Гниды и то себя приличней ведут. Это если про взрослых.
    Это такие придумали термин «стучать» и они же чаще всего им пользуются. Так что если и был какой то Гулаг и проч- считаю, что дыма без огня на бывает. А если туда попадали невиновные- то благодаря таким «взрослым своего времени».

  • LAD

    Я не уверен, что Вы меня правильно поняли. Однако, я с Вами во многом согласен.

  • LAD

    Вы верно заметили про обиду.
    Скажу, что талантливый писатель К. Чуковский ( 1882 — 1969 г), будучи столь чутким к неподобающим поведениям детей своего времени, считающим возможным, во имя торжества добра и справедливости в стране, попранные детьми, обратиться, к И. В. Сталину, не мог не заметить попирание добра и справедливости со стороны хрущёва и Ко ? А ведь, никто из таких талантливых писателей не решился обратиться к хрущёву, по поводу его «вшивых» деяний против Сталина….
    Более, того, по мне, многие талантливые писатели, своим молчанием, иные, подобные гроссману, арбатову. соЛЖЕницину, своими неправедными пасквилями и родили сегодняшнюю 5-ю колонну….

  • Victorya

    Дело в том, что новые установки ВОЗ, которые были подписаны и Россией и усердно проводятся у нас, еще больше усугубят ситуацию. Там не разрешается принуждать детей, особенно — родителями и родственниками, не говоря о том что бы наказать по заслугам. За секс-просвет вообще молчу. Вот можете представить к чему нас ведут?

  • Victorya

    пионеров — мало. нужна общая обстановка в обществе, помогающая правильному воспитанию. а то пионерия будет говорить про уважать людей, не воровать, «не пить, не курить, Родину любить», а социум, книги, глянец и СМИ — «…люби себя и плюй на всех и в жизни ждет тебя успех…».

  • Павел Ткаченко

    «Сложно представить, … … … что такому человеку не приходило в голову написать о своём недовольстве некоторыми взрослыми своего времени.» Это я попытался несколько упростить для понимания Ваш тезис в предыдущем комментарии.
    Мы обсуждаем одно отдельно взятое письмо.
    Вы, если внимательно прочтете текст письма, увидите, что писатель пишет в основном даже не о плохом поведении детей (война, разруха, голод, сиротство- это все понимали), а об недостаточности/отсутствии инструментов для коррекции этого поведения, воспитания, ограждения от них «основных кадров учащихся». Статья написана в 1943 году. Тогда Хрущев еще был «нормальным» (или умело маскировался уже), был «на фронте». И знать про его «вшивые» деяния К.Чуковский, полагаю, не мог.
    Про период после смерти И.В.Сталина здесь, полагаю, рассуждать некорректно. Возможно, есть и другие письма, уже этого периода, где К.Чуковский высказывает какую то свою точку зрения. Возможно, когда нибудь, мы про них узнаем.
    А огульно обвинять человека, (которого к тому же уже нет в живых)- недостойно. Сейчас не то время. Давайте не будем уподобляться «взрослым того времени».

  • Павел Ткаченко

    А 5- колонну никто не рождал. Ога всегда была, есть и будет. Всегда найдутся люди, у которых на что то да «осадочек остался».
    Вопрос в том, насколько им позволить поднять голову!

  • Оксана Клементьева

    благодарю за информацию!

  • Оксана Клементьева

    Вообще-то в школах проводится воспитательная работа)) Толька её формат — это просто смех. И моё мнение, работать необходимо с семьями!!! Ну привела я беседу с ребёнком, и что?! пришёл он домой, а там воспитание без воспитания…ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО С НАЧАЛА 20 ВЕКА, У НАС В СТРАНЕ ПО ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ПРИЧИНАМ РАЗРУШЕНА КУЛЬТУРА И ИНСТИТУТ СЕМЬИ. Кто у нас является первичными агентами социализации детей? — семья. Только почему то воспитывать должна школа? — с м е ш н о!Пока этого понимания не будет в обществе, мы никуда не сдвинемся…

  • al56

    Согласен — семья!!! Но дети «половину» жизни проводят в школе,
    а у школы теперь только функция оказывать услуги… :-((
    Поищите, сколько увольнений учителей, за попытку воспитания…

  • LAD

    Совершенно верно! Только, ещё вопрос в сознательном содействии этой 5-й колонне со стороны совестливой интеллигенции во все времена.

  • al56

    Несколько случаев увольнения «педагогов старой школы» за отстаивание принципов воспитания…
    Уже могу ошибиться — в Новосибирске. Уволили через суд за конфликт с учеником… Резонанс был большой.
    Тогда и прошла серия статей на подобную тему в других местах.

  • Диана Мальгинова

    После войны, на нашей улице были шайки воров, но это длилось не долго. Куда они делись, не знаю. Но их не стало. У нас в школе дело дошло до того, что ученики нападали на учителей и грабили их. Потом нам прислали нового директора. Что, он первым делом сделал, это всех переростков, которые сидели в одном классе по несколько лет, отправили кого в ремесленные училища, кого посадили и школа стала образцовой. Без возврата к социализму мы просто не справимся. Во первых, что нужно сделать в первую очередь,, это закрыть все НКО, удалить излишних иностранных дипломатов, чтобы не могли проводить лекции в институтах. уменьшить их передвижение по стране. Ведь нашим дипломатам не больно разрешают передвижение по их странам. Сейчас вспоминаю, что железный занавес был для нас благом.

  • Анатолий Плужников

    Я помню свой учебу в школе во время войны и после.Действительно война и безотцовщина сказывались на недостатке внимания к подросткам не только со стороны матерей,но и родственников!Большинство оказались стойкими и не требовали к себе особого отношения.Однако нужда и голодное детство ломали характеры и сказывались на формировании личностей!Пионерия и комсомольская организация давали хоть какую-то организованность и способность действовать сообща,но все это не исключало и, как говорят теперь,негативные проявления:воровство,хулиганство и многое другое — бандитизм и помощь «лесным братьям» в Прибалтике и бандеровцам на Украине.Поэтому такие письма Сталину были криком души неравнодушных к судьбам потомков!И сейчас мы продолжаем бороться за счастье своих детей,внуков и правнуков!И горько бывает от того,как современную молодежь настраивают на акции против государства, против граждан всех возрастов.