Николай Стариков

Режиссер «28 панфиловцев» не ожидал такой ненависти

17.11.2017 (17.11.2017) 29

Источник: histrf.ru

Почему художественное кино и исторические факты – это не всегда одно и то же и как к этому относиться, в интервью порталу «История.РФ» рассказал режиссер и сценарист фильма «28 панфиловцев» Андрей Шальопа.

Премьера фильма о великом подвиге 28 панфиловцев состоялась ещё в 2016-м, но споры о нем не утихают по сей день. Несмотря на успех картины, далеко не все отзывы были положительными. Как это ни странно, самая ожесточенная критика противников касалась именно исторической, а не художественной стороны картины.

Почему художественное кино и исторические факты – это не всегда одно и то же и как к этому относиться, в интервью порталу «История.РФ» рассказал режиссер и сценарист фильма «28 панфиловцев» Андрей Шальопа.

«Художнику позволительна невнимательность к истории»

– Андрей Геннадьевич, художественное кино редко соответствует реальной истории?
– Я вообще затрудняюсь назвать картину, которая соответствовала хотя бы историческим документам… Я уже не говорю об историческом факте. Такое случается крайне редко. Художник – автор, который создает произведения. Он преследует цель передать какие-то свои чувства, ощущения, мысли. С этой точки зрения, например, наша картина («28 панфиловцев». – Прим. ред.) чрезвычайно близка к историческим документам. Я бы сказал, просто выдающимся образом близка! Тем не менее, несмотря на то что мы старались быть точными, это все равно художественное произведение, наше видение.

– Каким в таком случае должно быть отношение художника к историческим фактам?
– Понимаете, в чем дело… Понятие исторического факта очень сложное, чтобы не сказать лукавое. По большому счету мы с историческими фактами не работаем. Мы работаем с историческими документами. А документы не всегда показывают наличие факта. Они дают право предполагать или полагать, что такое событие было. Из этого состоит вся история. Она крайне неоднородна. Часть из нее покрыта документами, а какая-то часть не покрыта вообще. В этом смысле понятие «исторический факт» – очень неоднозначное.

– Получается, художник не должен ощущать ответственности перед историческими фактами?
– Слово «ответственность» здесь не очень уместное… Извините, пожалуйста, но это очень важно. Ответственность – это когда человек чем-то отвечает. Чем отвечает художник? Может быть, он отвечает только собственной репутацией, и то вряд ли…

Французский писатель Александр Дюма написал свои произведения про мушкетеров. На этих книгах выросло несколько поколений людей. Они [книги] очень далеки от исторической правды. «Три мушкетера» – это произведение художественное, которое несет в себе и смысл, и ценности, и воспитывает людей, в общем-то… Я совершенно уверен, что у Дюма было огромное количество противников, которые его очень жестко критиковали. Он, кстати, далеко не один. Множество людей, создававших историческую литературу, в качестве историков не брали на себя никакой ответственности.

– Тогда правильно ли я вас понимаю, что кино, пускай и на исторические темы, говорит скорее о ценностях, нежели о фактах?
– Безусловно! Понимаете, история существует в двух измерениях: в качестве науки и в качестве культуры. Если произведение возникает на основании культурного опыта народа – фольклора и сказаний, – то это все равно культура. Культура передает некий код. Вы совершенно верно сказали, что она передает ценности. Ценности этноса, того или иного народа, являются фундаментом его идентичности. Истории, передающие эти ценности, могут обрасти некоторыми гиперболами, а все ненужное отшелушится.
Поэтому художники не всегда внимательно относятся к историческим фактам. Хотя, повторюсь, для нас они были важны, и мы хотели быть здесь точными. Другое дело, что это скорее из ряда вон выходящий случай. Принцип соответствия историческим фактам не мешал нам передавать важные вещи.

«Вскрылась сторона развенчания…»

– Создав фильм, вы встали в один ряд с людьми, сделавшими из панфиловцев легенд исторического масштаба. Однако ваша интерпретация истории проникнута скорее не героической патетикой, а реализмом. Почему?
– Дело в том, что я сам видел живых людей, которые являются героями, и они вызывают искреннее восхищение. Но, несмотря на свой подвиг, они простые и доступные. Ну и честно говоря, нельзя сказать, что я ставил перед собой определенную цель – показать как-то так, а не иначе. Воззвать к каким-то чувствам или сделать ещё что-то. Такой цели не было… Мы вместе с моими товарищами делали кино, которое нам самим очень хотелось бы посмотреть. Мы просто сами нуждались в этих образах! Мы делали это очень искренне! Мне кажется, что отсутствие в фильме гиперболизации героизма никак не умаляет подвига. И он, подвиг, не выглядит от этого менее великим.

– Премьера вашего фильма состоялась в 2016 году. Вам удалось изменить отношение к легенде о 28 панфиловцах?
– В какой-то момент я думал, что так оно и произойдет: после того как выйдет наша картина, мы изменим это отношение. Но, откровенно говоря, я не ожидал такого количества негатива, которое возникло в преддверии появления фильма. Я не ожидал такой ненависти, такого негодования, такой огромной волны сопротивления… Причем негодования, основанного не на реальных знаниях, а просто на вбросах. Я сомневаюсь, что мы смогли поменять отношение вот у этих людей.
Но хотелось бы думать, что фильм что-то поменял. Возможно, что люди, которые пришли с замутненным сознанием – не были ни на нашей стороне, ни на стороне наших противников, – сформировали свое мнение об этой легенде. Может быть, они пришли и прочитали потом что-то в интернете. Я надеюсь, что какое-то влияние мы оказали, но, насколько оно большое, я не знаю.

– Те, от кого исходила ненависть, это была какая-то конкретная группа?
– Мне кажется, это была молодежь. В основном пользователи интернета, которые по какой-то причине были настроены негативно. Может быть, из-за родителей или какого-то своего окружения… Они слышат мем «28 панфиловцев – вымысел», идут в «Википедию» или находят иной близкий источник. Берут информацию на верхней строчке поисковика, после чего радостно пишут об этом мне. Мол, оказывается, вы и не знали, что этого ничего не было. Они приводят цитаты из документа, который приводил в свое время бывший директор госархива Сергей Мироненко. Естественно, никто из них этого документа не читал, хотя он был выложен за полгода до премьеры. Его можно было весь прочитать и сделать из него выводы. Но это, думаю, мало кто сделал…

Кроме того, часть людей, находящаяся в оппозиции по отношению к сегодняшней власти, была против. Но среди них есть и умные люди, которым кино могло и понравиться.

– А ваше понимание самого подвига 28 панфиловцев изменилось?
– Отношение к подвигу сформировалось у меня ещё на этапе работы со сценарием. Я считал, что история о 28 панфиловцах – это знаменитая легенда, о которой толком ничего не известно. Оказалось, что довольно много всего есть. Тогда и вскрылась сторона развенчания. Я могу вам сказать, что весь фильм – реплики, строение боя и так далее – это мое отношение. Премьера и прокат моего отношения к фильму не изменили.

– Какие подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, пока ещё не получили достойного художественного воплощения?
– Вы знаете, я думаю, что таких подвигов очень много. Их просто несметное количество. Многие из них никогда не станут знаменитыми. Но это совершенно естественно! Популярность получают далеко не все исторические события, а лишь небольшая их часть. Несмотря на это, они будут храниться в народной памяти, в архивах, наградных листах, записях и прочем. Эти истории со временем превращаются в легенду, становятся частью культуры. Таким образом и создается национальная идентичность.

– В своих интервью вы не раз говорили, что кино в наше время стало бизнесом, а государству трудно помогать талантливым новичкам из-за отсутствия информации. Краудфандинг, к которому вы прибегли, – это главный способ для художника сказать то, что он хочет?
– Наше национальное кино можно разделить на две части. Причем критерием для разделения можно назвать деньги. Девяносто девять процентов кино – это бизнес, а один процент – это кино, которое, в общем-то, является искусством. Искусство существует! Есть фестивальное кино, есть кино короткометражное. Существует ниша, в которой это можно увидеть. Тем не менее основное его отличие заключается в том, что оно низкобюджетное. Оно с ограниченными возможностями. И лишь малая его часть обладает высоким уровнем ремесла.
Большие бюджеты получить крайне сложно. Если бы краудфандинг действительно развился бы и позволял деньги собрать, то это дало бы возможность каким-то независимым режиссерам создавать высокобюджетный продукт.

Фильм «28 панфиловцев» с самого начала должен был стать кино для зрителей. Учитывая то, что у нас проект краудфандинговый, мы перед людьми чувствовали ответственность колоссальную! Разочаровать их мы никак не могли.

И очень приятно, что Российское военно-историческое общество наградило нас премией «За верность исторической правде». Очень приятно, что вообще есть кому у нас в стране это оценить и отметить…

АЛЕКСАНДР РОЖКОВ

Система Orphus

Поделитесь

Комментарии

  • Pavel

    Есть закрытая каста блатных «творческих личностей» и конкурентов они не терпят.С их стороны и последовала организованная травля.А уж в процессе травли хорош весь набор «Огонька» времен Горбачева : с полным набором
    ярлыков, включая и подлоги в стиле ХХ съезда с выливанием помоев содержащих «всю правду истории».
    И наймом «историков » которые будут используя много слов выливать «перестроечное дерьмо» на могилы павших.
    Ну и,разумеется,эти помои не могут не задеть режисера-сталиниста…А чего он ожидал от «демократической общественности»?
    И самое глупое в данной ситуации пробовать оправдыватся.

  • Сергей Илюхин

    мы выросли на подвигах наших отцов. Нам было с кого брать пример. Только многие из нас за последние десятилетия обмельчали и обнищали духовно. мало что наше поколение передает своим детям и внукам. Согласились с обществом безудержного потребления. А ведь раньше потребительское отношение к чему-либо ругали и высмеивали. Сдались. Перестали пропагандировать и продвигать истинные ценности, да и сами решили жить «покрасивше» как-бы. Но всё это внешнее, наносное, чужое. Болезненно будем возвращаться на круги своя. Если вообще БУДЕМ

  • Иван Иванов

    Вот когда 99% новостного потока будут составлять подобные материалы, тогда и будет надежда на возрождение социального государства.
    Спасибо!

  • Sergei Denisov

    Песня «Дядя Вова, мы с тобой» показывает, что и ныне не все так плохо. Сегодняшним детям тоже есть, с кого брать пример. Хорошо, если рядом с ними есть взрослый, который объяснит и научит… А вот это зависит уже от нас.

  • Nurzifa Nurzi

    Вы молодцы, что сделали этот фильм. А то знаете, наше старое кино ( я говорю о военных) не всегда заинтересовывает молодежь, иной раз им не хватает терпения до конца досмотреть или в силу возраста, или из-за засилья голливудской «моды» быстрого кино.
    Моему внуку было 10 лет, когда мы с ним смотрели «28 панфиловцев», а в этом году он сказал, что ваш фильм лучший российский фильм наряду с «Первый в космосе» про Леонова.
    Так что я сама горжусь и внуком, и вашей работой, и тем, что наконец-то стали появляться «наши» фильмы.
    Спасибо, работайте)

  • Фильм отличный, пересматривал не раз. А знаете как долго школьники будут искать всякие косяки? А до тех пор пока невнимательные редакторы или авторы будут вставлять в шапку статьи кадры не из фильма который обсуждается, а из трейлера к игре War Thunder. https://www.youtube.com/watch?v=VTzHj-R9McA

  • al56

    «…Показательна реакция Сталина на попытку сравнить его с Петром Великим
    во время беседы с немецким писателем Эмилем Людвигом 13 декабря 1931 года:

    Людвиг. Допускаете ли Вы параллель между собой и Петром Великим? Считаете ли
    Вы себя продолжателем дела Петра Великого?

    Сталин. Ни в каком роде. Исторические параллели всегда рискованны. Данная
    параллель бессмысленна.

    Людвиг. Но ведь Пётр Великий очень много сделал для развития своей страны,
    для того, чтобы перенести в Россию западную культуру.

    Сталин. Да, конечно, Пётр Великий сделал много для возвышения класса помещиков и развития нарождавшегося купеческого класса. Пётр сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев…

    Задача, которой я посвящаю свою жизнь, состоит в возвышении другого класса,
    а именно рабочего класса. Задачей этой является не укрепление какого-либо
    «национального” государства, а укрепление государства социалистического,
    и значит интернационального, причём всякое укрепление этого государства
    содействует укреплению всего международного рабочего класса. Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению социалистического государства этого класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной.

    Вы видите, что Ваша параллель не подходит

    Сталин И.В. Соч. Т.13. С.104–105″…
    https://www.prometej.info/blog/istoriya/sin-rabochego-klassa/

  • Sunsmoke1

    Почему картинка из не из фильма, а из минифильма «war thunder победа за нами»?

  • LGI59

    16 ноября 1941 года при новом наступлении фашистской армии на Москву у разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова/
    https://www.youtube.com/watch?v=3199Gwmg5T8

  • LGI59

    Панфиловцы. Легенда и быль. Документальный фильм
    https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=VeNCK1CPK9c

  • Nany

    .Если для молодого поколения-жертв болонской системы образования единственным источником знаний по истории станут сомнительные сайты, создаваемые на средства НКО и прочих русофобов, то и документальная видео хроника в последствии будет восприниматься молодежью как результат видео редактирования.
    Что касается самого фильма «28 панфиловцев»: за исключением небольших неточностей «бытового» характера фильм в целом качественный, лишенный излишнего пафоса. По-моему, убедительно создана атмосфера войны в разгаре. Лично мне очень запомнились кадры подготовки к бою и момент, когда солдаты под утро уходят из деревни. Впечатление, что для этих солдат война — не героический экшн, а рутинная работа на выживание через уничтожение врага. Режиссеры и сценарист-умнички так построили фильм, что в отсутствие главных персонажей и кульминационных плакатных сцен защиты Родины, сюжет затягивает . Этот фильм-посвещение простому солдату, простому старшине,лейтенанту чьими руками, смекалкой, усилием воли, превозмоганием боли ковалась победа. Это фильм-память и благодарность. Никто не знает и никогда не узнает в деталях что произошло у д. Дубосеково, потому что после боя почти все участники боя погибли. Но таких примеров героизма было достаточно по всем фронтам ВОВ. Режиссеры создали ХУДОЖЕСТВЕННОЕ произведение, а не историческо-документальный фильм, претендующий на истину в последней инстанции. Когда фильм заканчивается титрами и ты ловишь себя на мысли посмотреть фильм еще раз-значит фильм имеет глубокое содержание и смысл. «28панфиловцев» смотрела 2 раза и еще посмотрю, потому что артисты молодцы -вжились в образы.
    100%, что большинство отрицательных комментариев о фильме написаны за пределами РФ ненавидящими Россию и героическое прошлое СССР.

  • Павел Ткаченко

    Очень хороший фильм!
    Каждый человек волей- неволей примеряет то, что видит на экране к себе. Куда как проще смотреть фильм про домохозяек или придурковатых сватов или недоделанных студентов. Там все просто- никаких подвигов. Каждый среднестатистический зритель так может. Да и смех за кадром подскажет, когда смеяться. Когда на экране фантастика или ужасы, тоже можно примерить к себе рубашку героя. Ведь это все невзаправду или, если и будет, то не с ними, или фиг знает когда.
    Другое дело, когда видишь на экране подвиг, который может быть совершили твои деды/прадеды. Тут уже включается у кого что. У кого не было такого деда. У кого предок был осужден/расстрелян. А кому то проще поверить, что его дед преступник, убивавший цивилизованных европейцев, принесших ему «освобождение от проклятого коммунизма». Но главное, что человек начинает примерять ситуацию к себе. Смог бы он? Он это делает как правильно подсознательно. А кто то просто не знает… Вот тут очень часто и выплывает «не может быть/не было». Ведь стоять насмерть- может случиться с каждым. Не обязательно на войне. Даже просто в быту. Отстоять свое мнение. Вступиться. Даже за своих предков, которые жизни отдавали, чтобы он сейчас сидел перед экраном.
    Сидя на диване, оказывается быть смелым тоже не просто. Велико искушение поддаться «моде» (ненавижу это слово). Покинуть «колею», отойти от «тренда». Хвала богам, что не все такие.
    В 90е-00е (да и сейчас немало) часто попадались «мнения» в интернете, что гранатой уничтожить танк и остаться в живых- невозможно. Что после выстрела из ПТР человек практически гарантированно остается без руки (перелом ключицы/вывих/ушиб плеча и проч.). Мне ни тем, ни другим пользоваться не приходилось. Но, полагаю, что все таки проводилось обучение. Такой момент в фильме показан, кстати.
    Я фильм про панфиловцев посмотрел на одном дыхании. Очень понравился. Местами пересекается с тем, что читал/слышал эпизодически про этот подвиг.
    Спасибо!

  • Павел Ткаченко

    Нормального государства!

  • LGI59

    СерьГа «Победа БелогоСвета», 2017
    https://www.youtube.com/watch?time_continue=85&v=KcMECR9y6iM

  • Виктор Макаров

    Плохой трейлер? Не нравится? А о чём он? Разве не о подвиге наших солдат? А фильм разве не посвящается всем защитникам Родины? Такие игры порой делают больше для воспитания молодёжи чем фильмы. Я вот например фильм смотрел вместе с детьми. Домой шли молча, под впечатлением. Переживали. И мне и в голову не пришло придраться к фотографии в шапке сайта. Она о подвиге. Так же как и фильм.

  • Next

    Пора найти и своих блогеров, которые достаточной динамикой и живостью тем и общения смогут заинтересовать молодежь больше всяких пoдлецов-фарс-рэволюцыонэрофф. Тем на самом деле масса.

  • Next

    Будем. Вы здесь — значит уже на одного патриота в нашем лагере больше. Значит у нас все получится, так как русский — человек государства.
    Помните, как Людовик XVI-й сказал: «Государство — это я»? Так вот, он заблуждался. Каждый достойный духом гражданин — это государство. Вы не пройдете мимо творящейся несправедливости и беззакония? Значит и государство в вашем лице стало больше своей величиной.
    Так что не сдавайтесь, держитесь, это высокая честь и ответственность — быть частью государства.

  • Next

    Спасибо, замечательный комментарий. Сам фильм пока смотрел только кусками, после такого хочется все-таки добраться и посмотреть его целиком.

    PS. Был бы очень благодарен за обратную связь по поводу нашей предыдущей переписки, устроит любой ответ, так как тяжело вкладывать в это много энергии и не получать никакой реакции.

  • LGI59

    ЛОМОВОЙ — Пропустите Дюжева
    https://www.youtube.com/watch?time_continue=72&v=aNmEe9H1NQQ

  • Next

    Низкий поклон и Вечная слава Воинам-Освободителям за мирное небо над нашей землей. Пусть сгинут в небытие все те, кто хотели и хотят окрасить его в цвет крови.

  • lisa

    И эта бешеная ненависть либеральных деятелей культуры сродни зоологической ненависти западных политиков — как посмели эти русские вообще что-то снимать про войну, когда монополия на киношные подвиги принадлежит голливуду.

  • Next

    Подытожим: «альтернативных блогеров должно быть очень много. И реакция их должна быть быстрой.» Известные личности сами примкнут к массам, как ветер переменится.
    План хороший. Выполняем.)
    А бесталанных людей не бывает, надо только свой талант в правильное русло направить и из земли выкопать.

  • Павел

    Кино очень сильное! Не на секунду не отпускает напряжение боя.

  • Батырхан Калменов

    Хороший фильм

  • DSc

    Создателям фильма — респект и уважуха, противников — на кол!

  • Виктор Макаров

    А когда миллионы зрителей спасали рядового Райна, они не понимали что это бред? Я на самом деле не геймер и на детали внимание не обращаю. Честно говоря вообще не понимаю зачем взрослые мужики убивают своё время за игрушками как дети. Я лучше денег заработаю, если уж время есть. Это гораздо приятней и полезнее для семьи. А детали разглядывать и спорить о них … Мне кажется это проявление тоннельного зрения. Когда человек привыкший к гаджетам видит часть вместо целого. И если ударяться в частности и мелочи, то ни одной картины снять не удастся. Потому что, как там что было на самом деле, не знает не только режиссёр со сценаристом, но и сами критики .

  • Фильм отличный. А по поводу историчности, по-моему, лучше всего сказал Д. Ю. Пучков (aka Гоблин): «Бой за Москву был? Был. Немцев под московой остановили? Остановили. Дивизия под командованием Панфилова в этом бою участвовала? Участвовала. Так в чём же «неисторичность» фильма?».

  • Браво! Гениально. :-)

  • Геймер, холивар, вайн — вот он, Великий и Могучий, во всей красе! :-)