22.03.2024
Помним. Скорбим
4 апреля встречаемся в Якутске →
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Рыть назло соседу. Зачем Польша строит канал через Балтийскую косу?

Рыть назло соседу. Зачем Польша строит канал через Балтийскую косу?

8300
16 января 2019 г.

Источник: www.aif.ru
В Варшаве уверены, что новый судоходный канал должен «положить конец российской диктатуре».


Правительство Польши планирует соорудить огромный искусственный остров в Калининградском (Вислинском) заливе. Площадь насыпного острова составит 181 гектар, а его строительство станет частью другого масштабного проекта: прокладки судоходного канала через Балтийскую косу.
Сооружение канала началось в ноябре 2018 года. Согласно проекту, он должен соединить Гданьскую бухту и Вислинский залив. Разработка проекта началась с подачи бывшего премьер-министра, председателя правящей партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, брата погибшего в 2010 году в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши Леха Качиньского. Польская пресса пишет, что канал ни много ни мало должен положить конец «российской диктатуре». Дело в том, что сейчас пройти в Калининградский залив корабли могут только через территориальные воды РФ, а именно — через российский порт Балтийск, главную военно-морскую базу Балтийского флота. Все суда, направляющиеся этим путем, должны запрашивать специальное разрешение.
По словам Качиньского, новый канал, во-первых, экономически важен для Польши, прежде всего — для портового города Эльблонга. Во-вторых, он укрепит польский суверенитет, поскольку позволит польским кораблям свободно проходить домой без согласования с российскими властями. «Времена, когда русские указывали нам, что мы можем, а что не можем делать на нашей территории, закончились», — подчеркнул политик.
Стоимость проекта оценивается в 880 млн злотых (236 млн долларов). Завершить строительство планируют к 2022 году. По каналу протяженностью около 1 км смогут проходить суда длиной до 100 метров и шириной до 20 метров.


Угроза экологии


Однако новый польский проект уже вызвал опасения экологов. Польские и российские специалисты высказали предположение, что строительство канала нанесет вред экосистеме Балтийской косы.
«Во-первых, при строительстве канала неминуемо изменится коэффициент солености воды. Во-вторых, оно приведет к изменению мест нереста рыб, причем не только в польских, но и в российских территориальных водах. Поэтому мы изначально говорили о том, что нужно было проводить международную экологическую экспертизу данного проекта, прежде чем приступать к нему», — говорит АиФ.ru руководитель калининградского отделения экологической организации «Зеленый фронт» Олег Иванов.
После того как в 2017 году польский Сейм одобрил проект, в то время исполняющий обязанности губернатора Калининградской области Антон Алиханов объявил о создании рабочей группы, которая занялась изучением экологических аспектов польского плана. По итогам работы группы тогдашний глава Минприроды РФ Сергей Донской направил министру окружающей среды Польши Яну Шишко обращение. В нем было сказано, что экосистема Балтийской косы очень чувствительна к антропогенным воздействиям. Донской попросил коллегу предоставить информацию о проекте всем странам Балтийского региона для изучения до начала строительства. Также в Минприроды указали, что рассчитывают на ответственный подход польской стороны к строительству. Однако ответа на российское обращение не последовало.
Более того, когда проект вызвал возражения польских экологов, в Варшаве заявили, что те «действуют в интересах Кремля». Именно так, например, на негативное заключение по проекту со стороны Поморского воеводства отреагировалзаместитель главы Министерства морского хозяйства Польши Гжегож Витковский.
А Ярослав Качиньский, реагируя на аргументы о потенциальном вреде для экологии от данного проекта, привел в пример «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Эти газопроводы нарушают экологическую безопасность Балтийского моря, а при строительстве канала нет никаких угроз», — заявил он.
По словам Олега Иванова, потребовать изменить проект и привести его в соответствие с требованиями экологов может только Европейский союз. «Польша — часть ЕС, а Балтийское море — общее для всего союза. Если бы Брюссель принял решение о запрете строительства, то, возможно, оно было бы остановлено», — говорит эколог. Однако пока ЕС свою официальную позицию никак не обозначал.

Канал для военных целей?


Между тем российские власти считают, что за строительством канала стоят не экономические, а политические и военные соображения. «Экономики в этом проекте крайне мало, потому что есть другие порты совсем рядом с Эльблонгом: Гдыня, Гданьск. На наш взгляд, это исключительно политическая инициатива, а может быть, даже имеющая какой-то двойной военный, геостратегический подтекст», — заявил в интервью радиостанции «Спутник» Антон Алиханов.
Стоит заметить, что, говоря о военном подтексте, российский чиновник лишь повторил слова польского руководства. О том, что идея строительства канала возникла в польском Министерстве обороны, польским СМИ говорил еще бывший руководитель Генерального командования вооруженных сил Польши генерал Ружаньский. Он занимал свой пост как раз во время разработки проекта в 2015-2016 гг.
Тем не менее сами польские эксперты признают, что в военном плане канал бесполезен. «Он находится в зоне досягаемости русской ствольной артиллерии и в случае начала конфликта может быть легко уничтожен», — рассказал «Газете Выборчей» польский военный эксперт Максимилиан Дура. По его словам, проект имеет скорее политическую составляющую. «Однако выделенные на канал деньги мы могли бы потратить гораздо эффективнее», — считает он.
Автор: Глеб Иванов

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии