День Победы над Японией и симбиоз беззакония

26.08.2021

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Источник: regnum.ru @ Сергей Пономарёв

Новость из мира правоприменения: органы прокуратуры настояли на неприменимости критериев объективности и всесторонности, предусмотренных пунктом 1) части 1 статьи 10 федерального закона №59-ФЗ от 2 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в отношении порядка рассмотрения обращений в органах прокуратуры. Федеральные суды согласились с этой позицией.

В практической плоскости органы прокуратуры отвоевали себе возможность (не пишу «право», так как это не право, а эксклюзивное беззаконие) писать любую чушь и глупость, врать в ответах гражданам. Лишь бы ответ на обращение был дан в срок. Суды, ссылаясь на «сложившуюся практику», отказались от проверки объективности и всесторонности ответов прокуратуры.

Фактически это отказ в правосудии, нарушение статей 45 и 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующих государственную и, в частности, судебную, защиту прав и свобод человека. Конкретно — отказ в защите права на объективный и всесторонний ответ, даваемый государственным органом на обращение граждан.

Усугубляет ситуацию то, что предметом обращения граждан было не частное дело, а общественно значимое — Праздник Победы над Японией, который, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года (в редакции 1947 года), должен отмечаться ежегодно 3 сентября.

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Боец РККА устанавливает красный флаг на крыше дома в одном из населенных пунктов Южного Сахалина. 1945

Рассказываю по порядку.

По поручению общественности Сахалинской области, многие годы добивающейся исполнения этого Указа в Российской Федерации, во время пребывания в нашей области генерального прокурора И. В. Краснова в октябре 2020 года я обратился к нему с просьбой сообщить, почему данный Указ ПВС СССР не исполняется, а прокуратура не надзирает за его исполнением?

Прокуратура — орган централизованный, и ответ был дан 22 октября 2020 года и. о. начальника управления по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Сахалинской области А. А. Кучиным.

В ответе сообщалось, что Федеральным законом от 13.03.1995 №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» одним из дней воинской славы определено 3 сентября — День окончания Второй мировой войны, а День Победы над Японией в этом законе не указан. Официальный перечень нерабочих (а этот довод здесь при чём, если мы о нерабочем дне вообще вопрос не ставили? — С.П.) праздничных дней установлен статьей 112 Трудового кодекса РФ, среди которых значится — 9 мая — День Победы (?! — С.П.). Завершался ответ утверждением, что названные акты с учетом положений Раздела 2 Конституции Российской Федерации имеют большую юридическую силу по отношению к Указу Президиума ВС СССР от 2.09.1945 «Об объявлении 3 сентября Праздником Победы над Японией».

«При таких обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется».

Таким образом, отсутствие прокурорского надзора за исполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 3 сентября Днём Победы над Японией мотивировалось тем, что данный Указ якобы уже не действует.

Ответ от 22 октября 2020 года был обжалован нами как необъективный.

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Колонна советских САУ СУ-76М на марше в южном Сахалине

Первый заместитель прокурора Сахалинской области М. Н. Попов 30 октября 2020 года расширил аргументацию своего подчиненного, сообщив, что статьей 11 Соглашения между Республикой Белоруссия, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании Содружества Независимых Государств (от 8 декабря 1991 года) установлено, что с момента его подписания на территориях подписавших его государств не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего Союза ССР.

Имеет ли право прокурор ссылаться на антиконституционный правовой акт, не действовавший с момента его принятия и не действующий в настоящее время?

Риторический вопрос! Конечно нет!

Всё это Соглашение о развале СССР от 8 декабря 1991 года изначально противоречило конституциям СССР 1977 года и РСФСР 1978 года. Тогдашним высшим органом власти и народного представительства — Съездом народных депутатов России — оно никогда не утверждалось. Даже Верховный Совет Российской Федерации при ратификации Соглашения 12 декабря 1991 года не ратифицировал статью 11 Соглашения, сделав оговорку в пункте 2 Постановления Верховного Совета от 12.12.1991 года, указав, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР.

Наконец, в следующей, ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 года прямо говорится, что «законы и другие правовые акты (читай — Указы ПВС СССР и пр. — С.П.), действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Разве Указ Президиума Верховного Совета СССР противоречит Конституции?!

Наоборот, с учётом статьи 67.1 Конституции, гласящей, что Российская Федерация правопреемник Советского Союза и «чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды, а умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается», выполнение и защита этого Указа — конституционный долг правоохранительного органа!

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Группа советских офицеров и партработников на Курильских островах. Август 1945 года

Данная статья Конституции в ответе прокуратуры Сахалинской области от 22 октября 2020 года вообще проигнорирована, хотя, как известно, Конституция страны действует непосредственно. В ответе прокуратуры Сахалинской области от 30 ноября 2020 года соответствие Указа Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 3 сентября Праздником Победы над Японией статье 67.1 Конституции России не оспаривается, а лишь неконкретно указывается на связь её положений с положениями раздела 2 Конституции Российской Федерации.

Между тем фактом является то, что Советский Союз, продолжателем и правопреемником которого на своей территории является Российская Федерация, одержал Победу над Японией в войне 1945 года и 2 сентября 1945 года вместе с союзниками принял её капитуляцию. Следует учесть, что учрежденная 30 сентября 1945 года официальная государственная награда — медаль с надписью на аверсе (лицевой стороне) «За победу над Японией» имеет надпись на реверсе «3 сентября». Этой медалью, согласно официальным и общеизвестным данным, награждено более 1,8 млн человек. Во многих семьях, в том числе и моей, эта медаль бережно хранится.

Ссылка прокурора А. А. Кучина на пункт 2 Раздела 2 Конституции Российской Федерации как обоснование приоритета Федерального закона №32 — ФЗ от 13.03.1995 «О днях воинской славы и памятных датах России» над Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября Днём Победы над Японией» — неосновательна и незаконна, т.к. данный пункт Конституции России вообще не регламентирует соотношение данного федерального закона и названного Указа Президиума Верховного Совета СССР.

Этот пункт указывает лишь на то, что на территории России не применяются правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации.

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Советские солдаты на захваченном полицейском посту Хандаса, Южный Сахалин. Август 1945 года

Ссылка в ответе прокуратуры от 22 октября 2020 года на статью 112 Трудового кодекса РФ, содержащую перечень нерабочих праздничных дней, среди которых значится упомянутое г-ном Кучиным 9 мая — как День Победы, не имеет никакого отношения к нашему обращению в прокуратуру. Эта ссылка сделана по принципу «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Ведь вопрос о нерабочих днях в нашем обращении вообще не поднимался.

Если же рассматривать сообщение г-на Кучина как предложение праздновать Победу над Японией 9 мая, то это антиисторично. Война с Японией 9 мая (1945) ещё не была объявлена, она началась спустя три месяца. 9 мая знаменует Победу в Великой Отечественной войне, а война с Японией находится за её пределами, и её успешное завершение и знаменует другой День Победы — Победы над Японией, а не над Германией и её европейскими сателлитами.

Довод прокуратуры о том, что раз День Победы над Японией не упомянут в статьях 1. и 1.1 федерального закона №32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России», т. е. не установлен ни в качестве дня воинской славы России, ни в качестве памятной даты, имел бы значение, если бы этот закон и содержащиеся в нем перечни носили исчерпывающий характер. Но этого нет!

Перечень дней воинской славы, памятных дней и дат, дней памяти и скорби, профессиональных праздников в настоящее время кодифицирован лишь частично.

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Советские танкисты преодолевают хребет Большой Хинган. Маньчжурия, август 1945 года

Этот вопрос регулируется и другими источниками права.

Во-первых, Трудовым кодексом РФ. Его статья 112 перечисляет те праздничные дни, которые являются нерабочими.

Во-вторых, указами президента Российской Федерации.

Так, День инженерных войск — 21 января, День Военно-Морского Флота — последнее воскресенье июля и День российской гвардии — 2 сентября — установлены Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2006 года №549.

День работников дорожного хозяйства — третье воскресенье октября — Указом Президента Российской Федерации №556 от 23 марта 2000 г. и т.д.

В-третьих, Постановлениями Президиума Верховного Совета РСФСР. Например, от 28 декабря 1991 №3043−1 «О Дне российской печати».

В-четвертых, указами Президиума Верховного Совета СССР. Например, от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» — День работников торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства; День медицинского работника; День рыбака и т.д.

Отсутствие упоминания Дня Победы над Японией — относящегося к некодифицированной категории «дней всенародного торжества» — в Федеральном законе №32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», означает, что этот праздник действует самостоятельно, вне рамок этого закона, на других, соответствующих Конституции Российской Федерации основаниях.

В ответе прокуратуры была сделана также попытка противопоставить День Победы над Японией Дню окончания Второй мировой войны, перенесенному федеральным законом №126-ФЗ от 24 апреля 2020 года «О внесении изменений в статьи 1 и 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России», со 2 сентября на 3 сентября. Однако этим федеральным законом вообще не отменено ни одного правового акта. Достаточно посмотреть текст закона №126-ФЗ! (Собрание законодательства Российской Федерации 2020, № 17, ст. 2704).

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Полковник РККА с капитулировавшими солдатами 88-й японской пехотной дивизии в районе Котона на Сахалине. Август 1945 года

Согласно данным Системы обеспечения законодательной деятельности, вносился он в Государственную думу как законопроект №922513−7 и в пояснительных документах, являющихся обязательным компонентом законодательного процесса, чётко указано, что им и не предусматривалось отмены или признания утратившими силу каких-либо правовых актов.

Таким образом, прокуратурой Сахалинской области изменение Федерального закона №32-ФЗ от 13.03.1995, произведенное Федеральным законом №126-ФЗ от 24.04.2020, необоснованно связано с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября Днём Победы над Японией».

Повторюсь, что из текста федерального закона это не вытекает. Эти нормативные акты действуют самостоятельно и независимо друг от друга. А попытка заровнять исторически, геополитически и духовно важный День Победы с помощью толерантного «Дня окончания Второй мировой войны» — искусственна и неконституционна, а потому — противоправна.

Все эти доводы были приведены в исковом административном заявлении в суд. Два почетных гражданина Сахалинской области, руководители областных общественных организаций Сахалинской области, в том числе и ветеранской, просили признать ответы прокуратуры Сахалинской области необъективными, недостоверными и нарушающими их право на адекватный и всесторонний ответ, а также их право на доступ к культурным ценностям, предусмотренное статьей 44 Конституции России, противоречащими статье 55 Конституции.

К исковому заявлению были приложены документы о том, что Указ ПВС СССР от 2 сентября 1945 года (в редакции 1947 года) продолжает действовать. Это Справка Правового управления Совета Федерации от 28 мая 2019 года и Заключение НИИ Военной истории Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 30 января 2020 года.

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Советские офицеры и японские полицейские на улице города Сикука (в настоящее время город Поронайск в Сахалинской области) на Южном Сахалине. Август 1945 года

Отзыв на наше исковое заявление был подписан 24 февраля 2021 года прокурором Сахалинской области В. Р. Шайбековым. В нём он повторил все доводы прежних ответов, анализа доводов заявителей давать не стал, ограничившись утверждением, что им дан мотивированный ответ.

Отзыв усугублен новым доводом в виде утверждения, что истцами, дескать, избран ненадлежащий способ отстаивания своей правовой позиции (примечательно, что в отзыве написано «правой» позиции — С.П.), «так как органы прокуратуры не являются органом, уполномоченным на учёт действующих нормативных актов, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований».

Какая-то странная логика, характерная для подросткового ответа: «Я не знал, и я забыл». Так и просится на язык актуальный мем: «Они же дети!» («онижедети»).

Во-первых, прокуратуру никто и не упрекал в недостатках государственного учета действующих нормативных актов.

А во-вторых, без внутриведомственного учёта нормативных актов никакой прокурорский надзор за законностью невозможен. Для меня, начинавшего свою службу в прокуратуре в 1976 году и прослужившего без малого полтора десятка лет на следствии, в общем надзоре, затем в уголовно-судебном надзоре, такая аргументация прокурора области выглядит одновременно и смешной, и дикой.

Честнее было бы написать, что мы люди приезжие, не знали, дескать, о существовании Указа 1945 года. Но такое утверждение в Сахалинской области выглядело бы удивительно. Здесь с послевоенных времён не прерывалась традиция отмечать 3 сентября как День Победы над Японией. Даже законом области ещё в 2008 году 3 сентября установлено как День освобождения южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов. Однако надзором за его исполнением прокуратура Сахалинской области особо не отягощена. А ведь поводы для этого есть!

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Белые флаги капитуляции на здании центрального почтамта в городе Тойохара (современный Южно-Сахалинск). Август 1945 года

Решением Южно-Сахалинского городского суда (судья О. И. Еремеев) 15 апреля 2021 года исковые требования о признании ответов прокуратуры необоснованными оставлены без удовлетворения. Мотивируя это, суд указал, что обращения рассмотрены стороной ответчика по существу, на поставленные вопросы в части, касающейся компетенции ответчика, даны развернутые ответы в срок и в порядке, установленных Инструкцией о порядке рассмотрения обращений граждан.

Видимо, имелась в виду Инструкция, утвержденная приказом генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.№45. Получается, что эта Инструкция выше, чем федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года №59-ФЗ, нарушение которого нами обжаловалось и который даже не удостоен упоминания в решении суда.

Никакого анализа нарушений в прокурорских ответах названного закона, в частности, пункта 3) статьи 5 — права на ответ, пункта 4) статьи 5 — дача ответа не по существу обращения, пункта 1) части 1 статьи 10 — принципов объективности и всесторонности — судом не дано. Самодельное понятие развернутого ответа подменило законное понятие объективного и всестороннего ответа.

«Такова судебная практика» сообщил нам Сахалинский областной суд, рассмотревший дело №33А-1444/2021 5 августа 2021 года и отказавший в удовлетворении нашей апелляционной жалобы (председательствующий Н. А. Крылов, судья-докладчик Н. А. Седых, судья Качура И. О.). Примечательно, что мотивированное решение до сих пор судом не изготовлено. Трудно описывать черное как белое.

Прокуратура создана в России как орган защиты безгласного интереса. День Победы над Японией сам по себе безгласен, и кому как не прокуратуре стоять на страже законности в деле охраны нашего культурного наследия, традиционных духовно-нравственных ценностей от фальсификаций, как это предусматривает общеобязательная для всех органов власти Стратегия национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации №400 от 2 июля 2021 года. Равно эта Стратегия касается и нашей судебной системы.

День Победы над Японией и симбиоз беззакония

Экипаж бомбардировщика СБ-2 старшего лейтенанта М. Г. Додонова рядом со своей боевой машиной на Сахалине во время Южно-Сахалинской наступательной операции. Август 1945 года

Важность проблемы, приближающаяся 76-я годовщина Победы над Японией обусловливают необходимость публичного обращения к генеральному прокурору Российской Федерации Игорю Викторовичу Краснову и председателю Верховного суда Российской Федерации Вячеславу Михайловичу Лебедеву с просьбой ответить:

  • согласны ли они с тем, что к ответам прокуратуры на обращения граждан критерии объективности и всесторонности не применяются?
  • согласны ли они с тем, что судебная практика создала для прокуратуры такой правоприменительный офшор-оазис?

Не считают ли они, что этим серьёзно нарушены права граждан?

И, наконец, почему органы прокуратуры и суды противятся празднованию в России Дня победы над Японией?

Кому же это выгодно, кроме недругов России?

Обложка: Иван Шилов © ИА REGNUM

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТАРИИ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: