Дорогами Сергея Прокудина-Горского

22.08.2021

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Источник: rgo.ru @ Наталья Мозилова

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку «Империя, которой была Россия». 122 фотографии стали настоящей сенсацией во всём мире: дети в цветастых сарафанах, золотые купола церквей, невероятная синь Самарканда. Зрители охотнее верили в подлог, чем в то, что эти снимки сделаны за век до этого. Все изображения Российской империи, известные на тот момент, были чёрно-белыми. А тут — такое сокровище. Автор фотографий — пионер цветной фотографии в России, русский фотограф, химик, изобретатель, член Императорского Русского географического общества Сергей Прокудин-Горский. Большая часть этих фотографий сделана во время экспедиций по стране по заказу императора Николая II.

Успеть везде

Когда смотришь снимки Сергея Прокудина-Горского, то помимо невероятной современности работ подмечаешь ещё невероятно широкий географический охват. Сто пятнадцать лет назад существовал только наземный транспорт, а он и в Самарканде, и в Уфе, и в Торжке, и на Чусовой, и в Дагестане. Но как ему это удавалось?

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Грузинская женщина. Фото: Сергей Прокудин-Горский

Ответ находим в дневнике Прокудина-Горского. Вот его запись после визита в Царское Село, где он делал доклад о цветной фотографии перед Николаем II и членами его семьи. Во время перерыва царь подошёл к фотографу: «Я изложил ему свои взгляды на различные применения, которые моя работа могла иметь, и прибавил: «Вашему Величеству было бы, быть может, также интересно видеть время от времени истинную Россию и её древние памятники, а равно и красоты разнообразной природы нашей великой Родины». Государь отнёсся с большим одобрением к моим словам и сказал: «Поговорите с С.В. Рухловым, сообщите ему, что именно вам для этого нужно, и пусть он сделает об этом доклад».

Сергей Рухлов — тогдашний министр путей сообщения Российской империи. После поручения императора он обсудил с фотографом его экспедиции и выделил различные транспортные средства для того, чтобы Прокудин-Горский мог быстро перемещаться по стране и всегда иметь под рукой удобную фотолабораторию.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Молодые русские крестьянки недалеко от реки Шексна. 1909. Фото: Сергей Прокудин-Горский

По высочайшему повелению Прокудину-Горскому предоставили для работ на суше специально оборудованный пульмановский вагон, для работы на водных путях — пароход с командой и маленький пароход, способный идти по мелководью, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского горного хребта в Екатеринбург прислали автомобиль Форда, пригодный для трудных дорог. Выданные царской канцелярией документы обеспечивали доступ во все места Российской империи, а местные администрации обязали содействовать.

По планам за 10 лет Прокудин-Горский хотел сделать 10 тысяч снимков, которые должны были использовать для народного просвещения: показывать на цветных слайдах-диапозитивах подрастающему поколению всё богатство и красоту бескрайней страны.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Вход во двор церкви Святого Георгия. Фото: Сергей Прокудин-Горский

Техника Прокудина-Горского

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе доктора Адольфа Мите. Он создал модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране. В конце того же года Прокудин-Горский объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии Мите, а в 1905 году запатентовал сенсибилизатор — вещество, которое делало бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. Он значительно превосходил по качеству аналогичные разработки иностранных химиков. В 1905 году Прокудин-Горский поразил присутствовавших на заседании Общества фотолюбителей 70 цветными снимками. Это были виды Дагестана и Кавказа, осенняя Финляндия, зимние пейзажи, жанровые картины, эффекты заходящего солнца. Снимки поражали верностью передачи ярких красок природы и вызвали долго несмолкающие аплодисменты.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Автопортрет. Фото: Сергей Прокудин-Горский

Дороги, которые мы выбираем

За дело Прокудин-Горский взялся ответственно и фанатично, словно чувствовал, что вскоре случится революция и ему придётся уехать из страны. Первая экспедиция состоялась через несколько дней после встречи с царём — летом 1909 года. Он выбрал водную артерию — Мариинский водный путь от Петербурга почти до самой Волги. Съёмку приурочили к 200-летнему юбилею этой водной магистрали. Следуя на пароходе «Шексна», Прокудин-Горский снял живописные пейзажи Русского Севера, монастыри, крестьян, всевозможную инфраструктуру. Он проплыл от Санкт-Петербурга через ладожские каналы: Свирь — Онежский канал — Вытегру — Мариинский канал — Ковжу — Белозерский канал до Шексны. Несколько раз фотограф отступал от заранее продуманного маршрута, чтобы посетить Старую Ладогу, Александро-Свирский и Кирилло-Белозерский монастыри.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

На реке Суне. Фото: Сергей Прокудин-Горский

К осени для Прокудина-Горского подготовили специальный пульмановский вагон, изготовленный по указаниям фотографа, и он поехал на Урал. В багаж входило огромное количество тяжёлых и очень дорогих предметов: массивные фотокамеры, ёмкости с химикатами, ящики со стёклами для пластин. Фотограф несколько дней разворачивал в вагоне лабораторию, позволявшую немедленно обрабатывать материалы. В своей автобиографической записке 1932 года он с нежностью вспоминал свой вагон: «Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в тёмную, для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих сотрудников, — вспоминал Прокудин-Горский. — Вагон этот предоставлен был в полное моё распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать, и ставился на это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своём вагоне, совершали поездки для съёмки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт. При вагоне был проводник, вагон снабжался, где было нужно, льдом и т.д.».

Этот спецвагон несколько раз попадал в кадр. Самым крупным планом он представлен на снимке станции Бородино в сентябре 1911 года. Оставив его на станции, Прокудин-Горский отправился снимать окрестные достопримечательности.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Женщина прядёт пряжу в деревне Изведово. Фото: Сергей Прокудин-Горский

 

На Урале фотограф посетил Пермь, Екатеринбург, Чёртово Городище, Каменск-Уральский, Верхотурье, сделал там фотографии, а на обратном пути в Екатеринбург сфотографировал Кушвинский завод, Нижний Тагил, Березовский завод.

После этого фотограф отправился на Южный Урал. Осень там ещё не чувствовалась. В объектив попали Верхний Уфалей, Касли, Кыштым, Челябинск, Ильменское озеро, Златоуст. В Златоусте погода внезапно испортилась, пришлось возвращаться домой. По пути Прокудин-Горский снял станцию Вязовую. Примечательно, что на станции лежал снег, а снимки датированы 12 (25) сентября 1909 года.

В 1910 году Прокудин-Горский совершил два путешествия по Волге от Селигера до Нижнего Новгорода, снимал там ярмарку. А летом снова снимал южную часть Урала. В этой поездке он отчасти доснял то, что не успел в предыдущую поездку. Поездка началась в Уфе. Затем Прокудин-Горский поехал по железной дороге на восток, по пути сделал фотографии на станции Шакша. Далее — реки Сим и Юрюзань; Катав-Ивановский завод, Саткинский завод, Бакальские рудники, гора и озеро Зюраткуль, а затем опять окрестности Златоуста — станция Уржумка и Александровская сопка. По пути фотограф посетил башкирскую деревню Эхья.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Нило-Столобенская пустынь на озере Селигер. Фото: Сергей Прокудин-Горский

Всю эту экспедицию Прокудин-Горский перемещался по железной дороге, поэтому большая часть снимков сделана возле станций. Многие из достопримечательностей из окна вагона можно увидеть и сейчас. У поклонников творчества Прокудина-Горского существует даже такой квест — найти и заснять как можно больше достопримечательностей с его снимков.

Примечательно, что фотограф пытается передать и национальный колорит. Так, стрелочник-башкир запечатлён возле рельсов в халате.

Весной 1912 года Прокудин-Горский опять надолго переселился в вагон-лабораторию. Новое путешествие — от Малоярославца до Вильны, во Владимир и Суздаль, в Рязань, дважды в разное время года на Кавказ, снова на Урал и в Западную Сибирь — длилось семь месяцев.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Карта съёмок С. М. Прокудина-Горского (1904—1916) в Европе, Сибири и Средней Азии. Фото: wikipedia.org

В конце марта он писал из Батума: «Таким образом, горные красоты близ Черноморья есть и докончу их осенью. Теперь снимаю Зелёный Мыс, Чакву, Цихин-дири. Думаю, что погода смилостивится, а затем двинусь пароходом дальше. Вагон будет стоять здесь, и всё, что желаете мне сообщить, прошу направлять: «Батум, до востребования».

Затем следовала экспедиция по Камско-Тобольскому водному пути, который только проектировали. По просьбе министра Рухлова Прокудин-Горский снимает транспортную инфраструктуру: железнодорожные мосты и переезды, станции и рабочих.

В 1911–1912 годах Прокудин-Горский снимал места, связанные с победой над Наполеоном, и строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.

Каждые два-три месяца царская семья с восхищением смотрела новые работы. А потом — потом у Прокудина-Горского закончились деньги. Николай II обеспечил транспортом, но ни одной копейки не выделил на экспедиционные расходы. Фотограф чувствовал миссийность своей работы, он не стал заикаться про деньги и тратил на всё свои, надеясь впоследствии продать царю бесценную коллекцию. Каждый снимок обходился ему в 10 рублей. Много это или мало? На 1 рубль до революции можно было купить 10 килограммов хлеба, а на 20 рублей — корову.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Храм св. Николая в Можайске. Фото: Сергей Прокудин-Горский

Дороги, которые выбирают нас

Во время вынужденного перерыва в 1913 году Прокудин-Горский снимал на цветную плёнку празднования 300-летия дома Романовых. И не только фотографии — видео. После 1917 года всё исчезло без следа.

В 1914 году началась Первая мировая война. Пульмановский вагон фотограф отдал для нужд армии.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Стандартный пульмановский вагон. Фото: wikipedia.org

В 1916 году Сергей Михайлович отправился на служебном поезде по только что построенному южному участку Мурманской железной дороги. В кадр попадают железнодорожный мост через реку Лососинку, железнодорожники на дрезине у Петрозаводска, общий вид города с Олонецкой железной дороги. Оттуда он направился в Соловки и сделал фотографии знаменитого монастыря. Вряд ли Прокудин-Горский тогда догадывался, что это его последняя экспедиция по России.

Непонятной оставалась судьба коллекции. Фотограф не мог найти общий язык с чиновниками. Обращаться к самому царю с просьбой купить снимки фотограф не стал, опасаясь потерять его расположение.

Дорогами Сергея Прокудина-Горского

Паровоз. Вдалеке тот самый вагон-лаборатория. Фото: Сергей Прокудин-Горский

До 1917 года в России было напечатано более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, из которых 94 — в виде фотооткрыток и значительное число — в книгах и брошюрах. На фоне остальных работ выделяется учебник «Родиноведенье», проиллюстрированный снимками мастера, который вышел аккурат в 1916 году.

После революции Прокудин-Горский навсегда уехал из России, а вместе с ним — и бесценные снимки. Лишь иногда в Париже он демонстрировал их эмигрантам. Мастер осел там и вместе с сыновьями открыл фотомастерскую. Прокудин-Горский умер в оккупированной немецкими войсками французской столице в 1944 году. После смерти фотографа, не столько ради денег, сколько ради сохранения коллекции, его дети продали снимки в Библиотеку Конгресса США. Современное наследие Прокудина-Горского — 1900 стеклянных пластин-негативов.

Обложка: На дрезине под Петрозаводском. Фото: Сергей Прокудин-Горский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТАРИИ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: