Школа Геополитики Николая Старикова
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Федор Тютчев - старший цензор, ставший гордостью русской поэзии

Федор Тютчев - старший цензор, ставший гордостью русской поэзии

914
2 июля

Многие знают Федора Ивановича Тютчева, как великого русского поэта, занимающего по праву место в пантеоне русской литературы. Гораздо меньше людей знают, что великий поэт может по праву считаться значительным политическим мыслителем, публицистом, во многом опередившем свое время. Его политическая оценка событий XIX века, пророчества относительно будущего России и коллективного Запада, как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняет свою актуальность и по сей день.

Зная Ф.И. Тютчева с «поэтической стороны», мы и не догадываемся, какой значительный вклад он внес в защиту интересов России на политическом поприще.

Федор Иванович провел более двадцати лет в Европе и прекрасно изучил западный менталитет и нравы. Тютчев считал, что «единственная естественная политика России по отношению к западным державам — это не союз с той или иной из этих держав, а разъединение, разделение их. Ибо они, только когда разъединены между собой, перестают быть нам враждебными — по бессилию…».

Его слова и сегодня, на фоне монолитного Евросоюза и Запада в целом, звучат очень актуально. Но и для своего времени Тютчев оказался прав — только тогда, когда разразилась война между Францией и Германией, Россия смогла отбросить унизительные условия, навязанные ей после поражения в Крымской войне 1853-1856 гг.

Думаю, многим будет интересно узнать, что термин «русофобия» ввел в обиход именно Тютчев. Впервые он употребляет этот термин в письме к своей дочери Анне. Хочется привести отрывок из письма, который можно вставлять в современные статьи, не поправляя в нем ни одного слова:

«Следовало бы рассмотреть современное явление, приобретающее все более патологический характер. Речь идет о русофобии некоторых русских — причем весьма почитаемых… Раньше они говорили нам, и они, действительно, так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т. д., и т. п., что потому именно они так нежно любят Европу, что она, бесспорно, обладает всем тем, чего нет в России.

А что мы видим ныне? По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, всё более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней».

А теперь давайте мысленно поменяем дату письма с века 19-го на век 21-й. Многое поменялось? Ничего! Можно подумать, что Федор Иванович писал про день сегодняшний, описывая поведение и взгляды современных российских либералов. Вывод напрашивается очевидный – на многие острые вопросы современности ответы можно поискать в собственной истории. Наша история – ключ к нашему будущему! Если мы признаем, что история нашей страны одна из величайших в мире, перестанем ковыряться в неудачах и посыпать голову пеплом – то будущее откроет нам поразительные перспективы.

Безусловно, ошибки прошлого мы должны знать, давать им соответствующую оценку. Но, ни в коем случае, нельзя позволять ошибкам и неудачам прошлого превращаться в проблемы настоящего!

Введя в оборот термин «русофобия», в противовес ему Тютчев выдвигал идеи панславизма. То есть – объединения славян, славянских народов. При этом Тютчев признает приоритет духовности и идеологии в складе каждого народа. Называет православие важной отличительной чертой русской культуры. «Вопрос племенной лишь второстепенный, или скорей - это не принцип», – отмечает поэт. 

Федор Иванович одним из первых очень точно предсказал судьбу Восточной Европы, находящейся между Россией и романо-германским Западом, и увидел в этом будущий источник конфликтов, которые мы и сейчас наблюдаем. Поэт предсказывал народам восточной Европы либо объединение с Россией, либо объединение с Западной  Европой путем германизации (с заменой на англосаксов).

Получается, что мировоззрение наших «партнеров» из коллективного запада нисколько не меняется с течением сотен лет. Первейшие стереотипы русофобии на Западе — это вовсе не пресловутое русское пьянство, умственная отсталость, лень и криминальные наклонности. А это якобы историческая склонность русских к рабской жизни, привычная со времён крепостного права, и к слепому подчинению любому тоталитарному, по их мнению, правителю — будь то царь, Ленин, «кровавый» Сталин, инициатор «карибского кризиса» Хрущёв, интриган Брежнев, Путин… И отечественные либералы с удовольствием вторят этим посылам. С удовольствием получают зарубежные гранты – осваивают средства на ниве унижения собственного народа и его истории.

А может подвох в том, что как писал баснописец Крылов:

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»?

Федор Иванович Тютчев понял это почти полтора века назад.

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии