Фильм-предупреждение от владыки Тихона

01.05.2021
Источник: stoletie.ru @ Владимир Малышев

Такой вывод следует из нового многосерийного документального фильма митрополита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Российский урок», посвященного трагическим для нашей страны революционным событиям начала XX века. Всем памятен предыдущий замечательный фильм этого же автора «Гибель империи. Византийский урок», в котором он также сделал попытку связать драматические события прошлого с днем сегодняшним. Не случайно, что в этих двух фильмах есть слово «урок» – это были горькие уроки и для нынешней России, над которой сегодня нависла такая же угроза, от которой в прошлом уже погибли две великие империи.

В новом фильме владыки Тихона наглядно, с привлечением убедительных документов, показано, как предательское поведение элит, карьеризм военных и увлечение интеллигенции революционными идеями погубили российское государство в начале XX века. Никаких экономических предпосылок для революции 1917 года – ни голода, ни разрухи, – в отличие от пустых полок в СССР в 1991 году, – в царской России в те времена не было. Российская экономика накануне Первой мировой войны бурно развивалась, значительно рос уровень жизни, население за время правления Николая II увеличилось на 50 миллионов человек.

Да и простые люди тогда в России жили куда лучше, чем после краха империи. Так, если на среднюю зарплату рабочего или служащего в 1913 году можно было купить полторы тонны картофеля, то в начале благополучных 1980-х гг. – только 1.108 тонны, а в 2008 году – всего лишь 600 килограммов.В качестве примеров в фильме приводятся также свидетельства из жизни таких людей, как Никита Хрущев или Алексей Косыгин, которые никак не были заинтересованы в обелении имперского периода. Между тем сам Хрущев, как свидетельствует владыка Тихон, говорил, что он, будучи молодым рабочим в Донбассе, жил лучше, чем в бытность первым секретарем Московского областного комитета партии…

Переформатирование мыслительной матрицы

В фильме «Гибель империи. Российский урок» делается вывод, что основной причиной революции 1917 года стало глубинное изменение мыслительной матрицы русского народа. И его элиты, и интеллигенции и, в итоге, — широких слоев населения. Этот процесс занял продолжительное время, революционеры много лет упорно и методично подтачивали вековые устои Российского государства. Капля за каплей камень точит. И постепенно количество перешло в качество.

То, что не удалось декабристам в 1825 году, когда они оказались «страшно далеки от народа», стало возможным во время царствования Николая II. Даже те, кого можно было назвать лучшими умами России, самые замечательные поэты и писатели внесли свой вклад в формирование революционного мышления у общества.

В результате на выборах в Учредительное собрание в 1917-м году в общей сложности 91% депутатов были представителями партий террористического толка: РСДРП (б), эсеров и других. Получается, что народ уже не видел в насильственных и аморальных методах получения власти ничего плохого.

«Умрешь недаром, дело прочно, когда под ним струится кровь…», – призывал молодежь её тогдашний кумир – поэт Николай Некрасов. А петербургская публика с восторженными аплодисментами встречала освобожденную судом присяжных террористку Веру Засулич, пытавшуюся убить генерал-губернатора. Сообщение о февральском перевороте, а потом и отречение императора были восприняты обществом с ликованием или с безразличием: лишь относительно небольшая часть населения осталась верна идее монархии.

Революционный дурман

Как такое стало возможным? Решающую роль, отмечается в фильме, сыграла многолетняя информационная работа через прессу, образование, массовую культуру.

Подавляющее большинство всех слоев общества было введено в определенное психическое состояние, которое многие психиатры, жившие в России в тот революционный период, открыто называли массовым индуцированным психозом, который может быть заразным.

Владыка Тихон цитирует в фильме психиатра Виктора Кандинского, который писал: «Болезни, поражающие сразу много людей, называют эпидемическими болезнями. Не одни только телесные болезни способны к эпидемиологическому распространению. Болезни души, психические расстройства также нередко принимают эпидемиологический характер».

Такого же мнения придерживался и гениальный русский ученый-физиолог, первый русский лауреат Нобелевской премии Иван Павлов. Как известно, психика – это своеобразные «качели» между возбуждением и торможением. Любого, даже самого устойчивого человека с помощью определенных сюжетов, ассоциаций и интонаций можно «расшатать». Делая акцент на возбуждении и не допуская торможения, толпу, даже состоящую из образованных и интеллигентных людей, можно заставить делать невообразимо ужасные вещи.

В своем фильме владыка Тихон вспоминает также о знаменитой картине Ильи Репина «17 октября 1905 года», на котором изображена ликующая толпа в Петрограде после дарования Конституции. Репин был в то время сторонником революционеров, но, подробно показывая на экране изображенные художником-реалистом искаженные истерическим восторгом лица в этой толпе в Петрограде, владыка Тихон с удивлением, но вполне резонно спрашивает: «Это нормальное психическое состояние?»

А что, разве не так, добавим мы, выглядела толпа либеральной оппозиции во время её недавних протестных акций в Москве? Разве не с такой же безумной яростью она нападала на полицейских?

Но такой безумной толпой, одурманенной революционным духом эпохи: пряной эстетикой Серебряного века, вседозволенностью больших городов, общим отрывом от исторических духовно-нравственных корней, и был российский народ накануне революционных событий, указывает владыка Тихон.

«Есть ли у нас свобода? Можно сказать, что нет»

Владыка Тихон вспоминает в своем фильме о нашумевшей в своей время статье Павлова «Об уме и о русском уме в частности». «То, что произошло сейчас в России, – писал Павлов, – есть, безусловно, дело интеллигентского ума. Массы же сыграли совершенно пассивную роль. Они восприняли то движение, по которому её направляла интеллигенция. Отказываться от этого, я полагаю, было бы несправедливо и недостойно».

«Русский интеллигентный ум, – продолжал Павлов, – не привязан к фактам. Он больше любит слова, он ими оперирует. Это не забавно, это ужасно! Это приговор над русской мыслью. Она знает только слова и не хочет прикоснуться к действительности… Свобода мысли – есть ли у нас эта свобода? Можно сказать, что нет».

Причем речь у Павлова вовсе не идет о «свирепой царской цензуре», о которой потом твердили большевики. Самым свирепым цензором была сама либеральная интеллигенция. «Я помню студентом те годы, – писал Павлов. – Говорить что-либо против общего настроения было невозможно. Вас стаскивали с места, называли чуть ли не шпионом…»

А разве не то же самое происходит у нас сейчас в среде «прогрессивной общественности»? Любого, кто имеет отличное от них мнение, тут же подвергают обструкции, объявляют изгоем. Кстати, самым бешеным нападкам они стали подвергать сегодня уже и этот фильм владыки Тихона.

Диктатура либералов

Многие из процессов, приведших в России к крушению империи, были вовсе не случайными, а управляемыми. Подавляющее большинство журналистов были сторонниками «перемен», в образованном обществе было принято ругать власти, а любой, кто высказывал иную точку зрения, объявлялся, как уже отмечалось, агентом царской охранки и в «рукопожатное» общество не допускался. Как подвергся, например, остракизму великий русский писатель Николай Лесков, которые прозорливо предупреждал о грядущей трагедии в своих книгах. А пророческая книга гениального Федора Достоевского «Бесы» была подвергнута либеральной критикой осмеянию и замалчиванию.

Значительная часть богемы, художников, поэтов, писателей восторженно поддерживала революционные настроения, открыто сочувствовала террористическим организациям, цинично шутила про каждый новый удавшийся теракт. Например, когда Каляев с помощью самодельной бомбы убил московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, в интеллигентских кругах, радостно хихикая, ерничали: «Великий князь пораскинул мозгами». Обесценивалась сама человеческая жизнь, что потом и привело к зверствам Гражданской войны и чудовищному террору ЧК.

Крах Российской империи привел к гибели миллионов людей, отбросил страну на десятки лет назад. Но потом многие из тех, кто приветствовал революцию, начали раскаиваться. Генералы Деникин и Алексеев, писатели и художники говорили о тех днях как о каком-то «помутнении».

«Россия слиняла в два дня», – ужасался великий русский религиозный философ Василий Розанов.

Повторение пройденного

Главное в фильме то, что он предупреждает о нависшей над нами грозной опасности. История развивается по спирали, и слишком многое указывает на то, что сегодня Россия в очередной раз оказывается в том самом положении, в котором она была в начале XX века. Внешнее давление – беспрецедентное, и во многом может сравниться с самой настоящей войной, хотя пока она только информационная и экономическая. Внутри страны – нарастающее раздражение и недовольство, инспирируемое в первую очередь все теми же СМИ и все той же либеральной интеллигенцией. Только делается это теперь куда активнее – современные технологии позволяют оперативно доставить необходимую информацию до пользователей. В элитах — как и прежде, активно действует огромное количество реальных и потенциальных агентов влияния внешних сил, готовых любыми способами ввергнуть страну в хаос.

«Россию погубила сплетня», – цитирует в своем фильме владыка Тихон выдающегося русского писателя Ивана Солоневича, умершего в эмиграции в Южной Америке.

Император Николай II – алкоголик, а его жена – немецкая шпионка, дружно обличали «кровавый царский режим» и Григория Распутина либеральная пресса и западная пропаганда. А на окопы русских солдат немецкие самолеты сбрасывали листовки с циничными карикатурами на «Николашку».

Точно также и сегодня президента России, чтобы ослабить и развалить государство, пытаются представить «беспощадным диктатором» и «покровителем коррупционеров», не брезгуя для этого самыми подлыми методами.

А ведь под руководством Николая II Россия побеждала в войне. Она была единственной из воюющих государств, где не было карточек. Газета «Коммерсант» в то время жаловалась, что на рынке «лимоны слишком дорогие» и нет ананасов. Главнокомандующий германской армией Людендорф признавался: «Наше поражение казалось неизбежным». Но тут в России грянула революция…

Предательство элиты

Высокую оценку фильму владыки Тихона дал председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, в фильме представлен пример того, как «дело заканчивалось плохо», если «элита работала на другие государства». Он подчеркнул, что в российской истории многое зависело от того, насколько элиты национально ориентированы. «Если они ставили целью развитие государства – всё обязательно получалось, и страна шла вперёд. Если их личные интересы ставились выше интересов страны или работали в интересах других государств – это заканчивалось всегда плохо», – пояснил политик.

В 1917 году, к которому отсылает митрополит Тихон (Шевкунов), нашей стране был дан болезненный урок. Всё обернулось революцией и гибелью империи, смертью миллионов наших граждан. Поэтому, особо отметил Володин, так важны решения, которые были приняты и закреплены в прошлом году в Конституции: защита суверенитета и территориальной целостности нашей страны; запрет на наличие второго гражданства, вида на жительство, счетов и активов за рубежом для всех, кто работает в системе госвласти; верховенство положений нашей Конституции над решениями международных организаций.

«Российская революция 1917 года и её причины заставляют вспомнить недавние «цветные революции», – сказал порталу Газета.ру, комментируя фильм, заместитель секретаря Общественной палаты РФ, директор Центрального музея Великой Отечественной войны Александр Школьник.

– Они очень похожи. Одной из главных причин русской революции стали элиты, очарованные пустыми лозунгами и желанием дружить в западными «союзниками» против действующей власти. Их легковерие и предательство запустило необратимые последствия.

Второй причиной стала успешная информационная война, когда слухи и сплетни постоянно будоражили общество. Такими слухами был переполнен 1917 год, и эта информационная кампания столетней давности похожа на современные кибервойны. Фильм наглядно показывает, что империя погибла по этим причинам. С помощью умело подготовленного общественного мнения и советчиков со стороны был вбит клин в отношения общества и власти и спровоцирован всплеск тирании и репрессий. От бездуховности общество легко шагнуло к беспределу. Этот урок нельзя забывать и о нем надо рассказывать именно так: доходчиво и открыто», – убежден Александр Школьник.

Не забывать уроков истории

«Фильм владыки Тихона важен сразу по нескольким причинам. Но главная заключается в том, что он открывает глаза для той части нашей аудитории, которая не знает истинных причин февральского госпереворота и крушения Российской империи. А причины таковы – предательство элиты, глупость и сознательная работа по уничтожению России со стороны наших конкурентов, которые в тот момент были нашими временными союзниками», – считает известный публицист Николай Стариков.

«Подобные исторические уроки и иллюстрации очень важны», – подчеркнул публицист. «На сегодняшний день наше общество и большая часть политической элиты начинают прозревать в отношении того, что происходит вокруг нас».

По его мнению, «в 1991 году люди были обмануты теми же, кто разрушил Российскую империю в 1917 году, и на той же почве – звучат призывы отказаться от своей идеологии, армии и союзников. Отказ произошел, а дружбы не наступило. И наступить она наверняка вообще не может», – подытожил Стариков.

«Мы получаем в менее масштабном виде, но повторение модели отношений нашей страны и Запада, которые мы наблюдаем многие века, – заявил в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» известный политолог Сергей Михеев. – То есть попытка взять нас силой не удается, силовой наезд, если он получает жесткую реакцию, – проваливается, и тогда наши противники откатываются к испытанным методам. А именно – дестабилизация внутри самой России на фоне экономического давления».

Такая модель, по его словам, после 1991 года повторялась несколько раз: война на Северном Кавказе, ситуация в Южной Осетии, ситуация на Украине, Сирия. Он отметил, что сейчас Россия видит попытку организовать военную провокацию. И в этой ситуации она дает достаточно жесткий ответ; «и мы видим, что американцы подзависли».

Нужен решительный отпор

«Когда мы действуем жестко и решительно, при этом демонстрируем возможность мобилизовать ресурсы, которые могут эту решительность поддержать, мы получаем поле для маневра и можем играть, а если сидеть и разговаривать о ценностях, мы чаще всего в этой ситуации проигрываем», – предупредил Сергей Михеев.

Фильм-предупреждение «Гибель империи. Российский урок» митрополита Тихона (Шевкунова) заканчивается знаменитой фразой русского историка В.О. Ключевского:«История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Так что, если жестокие уроки, которые История преподала России, не станут нам уроком сегодня, если мы не мобилизуем все ресурсы и не дадим решительный отпор надвигающейся угрозе, новая трагедия, увы, неизбежна.

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

👉🏻 Подпишитесь на рассылку

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: