5223
Главный моторист Советского Союза: к 130-летию Бориса Стечкина
Источник: rostec.ru
5 августа 1891 года, 130 лет назад, родился Борис Сергеевич Стечкин – выдающийся ученый, всю свою жизнь связавший с авиационными моторами. Ученик и сподвижник Н.Е. Жуковского, сотрудник ЦАГИ, ЦИАМ, Института двигателей АН, Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского, Стечкин разработал теорию воздушно-реактивных двигателей и заложил основы современной авиации. К юбилею ученого рассказываем о его жизненном пути.
Воспитанник Жуковского
Стечкин родился в 1891 году в дворянской семье. Его отец был литератором, мать − акушеркой-фельдшерицей. В детстве Борис семь лет отдал учебе в кадетском корпусе и уже тогда начал зарабатывать, давая уроки математики своим менее талантливым товарищам. Летом 1908 года случилась встреча, которая определила его будущую жизнь. Стечкин знакомится с двоюродным дядей, ученым Николаем Егоровичем Жуковским, который вызывается подготовить племянника к поступлению в вуз.
В Императорском Московском техническом училище Борис Стечкин становится старостой легендарного авиакружка Жуковского, из которого впоследствии вышли многие деятели авиации и техники. Еще будучи студентом, Стечкин начинает преподавать в ИМТУ, в том числе читая курсы самого Жуковского. Также во время учебы он работает инженером-конструктором, в частности рассчитывает для П.Н. Нестерова его знаменитую петлю. Летом 1912 года третьекурсник Стечкин натаскивает по математике и механике своего троюродного брата Александра Микулина – будущего конструктора авиадвигателей, с которым его свяжут долгие годы совместной работы.
H.E. Жуковский со своими учениками и сотрудниками. Пятый справа − Б. Стечкин
В Первую мировую войну, с 1915 по 1917 год, Стечкин вместе с Микулиными трудится на благо победы: разрабатывают бомбометательный прицел для самолета «Илья Муромец», проводят расчеты для оригинального «Царь-танка». Но самое главное – тогда создается первый мотор конструкторского тандема АМБС-1, названный по инициалам создателей и включавший в себя ряд новаторских решений.
1 декабря 1918 года стало вехой в истории советской авиации – создается Центральный аэрогидродинамический институт − будущий знаменитый ЦАГИ. Борис Стечкин становится членом его коллегии и заведующим винтомоторным отделом. Отдел Стечкина был в молодой стране единственной научной организацией, занимавшейся авиационными двигателями.
В это время Стечкин занимается теорией авиационного двигателя, экспериментальными и конструкторскими работами, растет его научный авторитет. Все больше внимания ученый уделяет реактивной технике, за которой видит будущее авиации. В 1920 году создается Институт инженеров воздушного флота, будущая Академия имени Жуковского. Борис Сергеевич участвует в ее создании и становится одним из первых преподавателей. В 1921 году тридцатилетий Стечкин – уже профессор.
В феврале 1929 года в журнале «Техника воздушного флота» выходит статья «Теория воздушно-реактивного двигателя», которой суждено было стать исторической. Эта работа Стечкина предвосхитила развитие авиации, утвердила приоритет Советского Союза в воздушно-реактивных двигателях и создала Стечкину мировую славу. В составе делегаций ученый посещает Францию, Германию, Англию, США.
Несмотря на научные успехи Стечкина и других ученых и большое количество проектов, к 1930-м годам советская промышленность не имела ни одного серийного отечественного авиамотора. Для решения этой проблемы создается Институт авиационных моторов (будущий ЦИАМ), в задачи которого входит разработка девяти экспериментальных двигателей в год. С 1935 года Стечкин − заместитель начальника ЦИАМ.
В 1930 году начинаются «чистки» в промышленных и научных кругах. Стечкина осуждают на три года по делу «Промпартии», но уже в 1931 году освобождают за неимением доказательств. С 1931 по 1933 год под руководством Стечкина создаются быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ, КОДЖУ, завершен тысячесильный ФЭД-8. Двигатели в серию не пошли, но стали фундаментом для создания двух оригинальных авиационных дизелей: МСК, «мотора Стечкина − Курчевского», и МТС − «мотора-турбины Стечкина».
Б.С. Стечкин на аэросанях собственной конструкции
С 1933 по 1935 год Борис Сергеевич работает над реактивно-динамическим оружием. Курчевский и Стечкин разработали целую серию систем, предназначавшихся для сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских частей. Наиболее значительное изобретение — безоткатные динамореактивные пушки. В 1934–1937 годах Стечкин занимается теорией авиационных нагнетателей центробежного типа, которая способствовала созданию в нашей стране мощных высотных двигателей, в частности микулинских.
В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкина арестовывают и отправляют на работу сначала в знаменитую «Туполевскую шарагу», затем в «Тушинскую шарагу». В заключении Стечкин продолжает заниматься реактивным движением. В войну бюро переводят из Москвы в Казань. Здесь разрабатывается пульсирующий воздушно-реактивный двигатель УС («ускоритель Стечкина»).
A.A. Микулин и Б.С. Стечкин в одной из лабораторий Института двигателей
В 1943 году Борис Сергеевич был освобожден по ходатайству Микулина перед Сталиным в связи с созданием завода опытных образцов авиадвигателей. Начиная с 1943 года Стечкин является заместителем Микулина по научной части. С 1945 года завод переключается на реактивную тематику. В 1948 году завод сделал мотор AMTKP-1 и заложил два новых типа двигателей: АМ-3 и АМ-5. Первый двигатель установили на бомбардировщике Ту-16, на базе которого был сделан пассажирский Ту-104, второй − на машине Як-25. Тандем Микулин – Стечкин плодотворно работал многие годы. Талантливый конструктор-организатор и крупнейший теоретик составляли единое целое. «Мы ничего не делали друг без друга, − вспоминал А.А. Микулин. − Его расчет, моя конструкция».
«Все мотористы Советского Союза обязаны Стечкину»
В 1962 году Институт двигателей был упразднен, и Стечкин в 1963 году перешел в Институт механики АН СССР, затем − в Автодорожный институт. С 1963 года и до конца своих дней Стечкин работал научным руководителем отдела и консультантом по перспективным космическим двигателям в конструкторском бюро С.П. Королева. С Королевым Бориса Сергеевича связывали большая дружба и взаимное уважение. «Ученых у нас много, − говорил Стечкин, − а Королев один».
Б.С. Стечкин и А.Н. Туполев. 1961 г.
Борис Сергеевич ушел из жизни 2 апреля 1969 года в возрасте 77 лет. После себя он оставил огромную армию учеников и воспитанников. Целая плеяда генеральных конструкторов и выдающихся ученых выросла на его курсах. «Все мотористы Советского Союза, и прошедшего времени, и настоящего, даже те, кто не учился у Стечкина, − все обязаны Стечкину», − говорил академик А.М. Люлька. «Главный моторист Советского Союза», как называли Стечкина в авиации, не только создал свою научную школу, но и заложил основы современного авиационного двигателестроения.
Воспитанник Жуковского
Стечкин родился в 1891 году в дворянской семье. Его отец был литератором, мать − акушеркой-фельдшерицей. В детстве Борис семь лет отдал учебе в кадетском корпусе и уже тогда начал зарабатывать, давая уроки математики своим менее талантливым товарищам. Летом 1908 года случилась встреча, которая определила его будущую жизнь. Стечкин знакомится с двоюродным дядей, ученым Николаем Егоровичем Жуковским, который вызывается подготовить племянника к поступлению в вуз.
В Императорском Московском техническом училище Борис Стечкин становится старостой легендарного авиакружка Жуковского, из которого впоследствии вышли многие деятели авиации и техники. Еще будучи студентом, Стечкин начинает преподавать в ИМТУ, в том числе читая курсы самого Жуковского. Также во время учебы он работает инженером-конструктором, в частности рассчитывает для П.Н. Нестерова его знаменитую петлю. Летом 1912 года третьекурсник Стечкин натаскивает по математике и механике своего троюродного брата Александра Микулина – будущего конструктора авиадвигателей, с которым его свяжут долгие годы совместной работы.
H.E. Жуковский со своими учениками и сотрудниками. Пятый справа − Б. Стечкин
В Первую мировую войну, с 1915 по 1917 год, Стечкин вместе с Микулиными трудится на благо победы: разрабатывают бомбометательный прицел для самолета «Илья Муромец», проводят расчеты для оригинального «Царь-танка». Но самое главное – тогда создается первый мотор конструкторского тандема АМБС-1, названный по инициалам создателей и включавший в себя ряд новаторских решений.
1 декабря 1918 года стало вехой в истории советской авиации – создается Центральный аэрогидродинамический институт − будущий знаменитый ЦАГИ. Борис Стечкин становится членом его коллегии и заведующим винтомоторным отделом. Отдел Стечкина был в молодой стране единственной научной организацией, занимавшейся авиационными двигателями.
Профессор в тридцать лет
В это время Стечкин занимается теорией авиационного двигателя, экспериментальными и конструкторскими работами, растет его научный авторитет. Все больше внимания ученый уделяет реактивной технике, за которой видит будущее авиации. В 1920 году создается Институт инженеров воздушного флота, будущая Академия имени Жуковского. Борис Сергеевич участвует в ее создании и становится одним из первых преподавателей. В 1921 году тридцатилетий Стечкин – уже профессор.
В феврале 1929 года в журнале «Техника воздушного флота» выходит статья «Теория воздушно-реактивного двигателя», которой суждено было стать исторической. Эта работа Стечкина предвосхитила развитие авиации, утвердила приоритет Советского Союза в воздушно-реактивных двигателях и создала Стечкину мировую славу. В составе делегаций ученый посещает Францию, Германию, Англию, США.
Несмотря на научные успехи Стечкина и других ученых и большое количество проектов, к 1930-м годам советская промышленность не имела ни одного серийного отечественного авиамотора. Для решения этой проблемы создается Институт авиационных моторов (будущий ЦИАМ), в задачи которого входит разработка девяти экспериментальных двигателей в год. С 1935 года Стечкин − заместитель начальника ЦИАМ.
Тяжелые 1930-е и тандем Микулина − Стечкина
В 1930 году начинаются «чистки» в промышленных и научных кругах. Стечкина осуждают на три года по делу «Промпартии», но уже в 1931 году освобождают за неимением доказательств. С 1931 по 1933 год под руководством Стечкина создаются быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ, КОДЖУ, завершен тысячесильный ФЭД-8. Двигатели в серию не пошли, но стали фундаментом для создания двух оригинальных авиационных дизелей: МСК, «мотора Стечкина − Курчевского», и МТС − «мотора-турбины Стечкина».
Б.С. Стечкин на аэросанях собственной конструкции
С 1933 по 1935 год Борис Сергеевич работает над реактивно-динамическим оружием. Курчевский и Стечкин разработали целую серию систем, предназначавшихся для сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских частей. Наиболее значительное изобретение — безоткатные динамореактивные пушки. В 1934–1937 годах Стечкин занимается теорией авиационных нагнетателей центробежного типа, которая способствовала созданию в нашей стране мощных высотных двигателей, в частности микулинских.
В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкина арестовывают и отправляют на работу сначала в знаменитую «Туполевскую шарагу», затем в «Тушинскую шарагу». В заключении Стечкин продолжает заниматься реактивным движением. В войну бюро переводят из Москвы в Казань. Здесь разрабатывается пульсирующий воздушно-реактивный двигатель УС («ускоритель Стечкина»).
A.A. Микулин и Б.С. Стечкин в одной из лабораторий Института двигателей
В 1943 году Борис Сергеевич был освобожден по ходатайству Микулина перед Сталиным в связи с созданием завода опытных образцов авиадвигателей. Начиная с 1943 года Стечкин является заместителем Микулина по научной части. С 1945 года завод переключается на реактивную тематику. В 1948 году завод сделал мотор AMTKP-1 и заложил два новых типа двигателей: АМ-3 и АМ-5. Первый двигатель установили на бомбардировщике Ту-16, на базе которого был сделан пассажирский Ту-104, второй − на машине Як-25. Тандем Микулин – Стечкин плодотворно работал многие годы. Талантливый конструктор-организатор и крупнейший теоретик составляли единое целое. «Мы ничего не делали друг без друга, − вспоминал А.А. Микулин. − Его расчет, моя конструкция».
«Все мотористы Советского Союза обязаны Стечкину»
В 1962 году Институт двигателей был упразднен, и Стечкин в 1963 году перешел в Институт механики АН СССР, затем − в Автодорожный институт. С 1963 года и до конца своих дней Стечкин работал научным руководителем отдела и консультантом по перспективным космическим двигателям в конструкторском бюро С.П. Королева. С Королевым Бориса Сергеевича связывали большая дружба и взаимное уважение. «Ученых у нас много, − говорил Стечкин, − а Королев один».
Б.С. Стечкин и А.Н. Туполев. 1961 г.
Борис Сергеевич ушел из жизни 2 апреля 1969 года в возрасте 77 лет. После себя он оставил огромную армию учеников и воспитанников. Целая плеяда генеральных конструкторов и выдающихся ученых выросла на его курсах. «Все мотористы Советского Союза, и прошедшего времени, и настоящего, даже те, кто не учился у Стечкина, − все обязаны Стечкину», − говорил академик А.М. Люлька. «Главный моторист Советского Союза», как называли Стечкина в авиации, не только создал свою научную школу, но и заложил основы современного авиационного двигателестроения.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии