👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

3 декабря 2016 г.
1943

Илья Эренбург. Стой и победи!

Источник: 0gnev.livejournal.com
«Чтобы победить, нужна величайшая борьба, нужна железная, военная дисциплина» (Ленин). Воины Красной Армии! Под знаменем Ленина-Сталина громите, истребляйте ненавистного врага!
Илья Эренбург, "Красная звезда", СССР (№185 [5249]).
Статья опубликована 8 августа 1942 года.
Я вспоминаю давнюю беседу. Лейтенант Аросев, небритый, с глазами красными от бессонных ночей, повторял: «Убьют, так убьют — я смерти не боюсь...» Это было в дни отступления. Скрипели жалостно телеги беженцев, и в золоте заката бледнел пожар села. Политрук Савченко внимательно поглядел на Аросева, покачал головой и ответил: «Умереть легко, нам другое нужно — победить».

На войне каждый храбрый солдат должен быть готов к смерти, но он сражается не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы победить. Он сражается для того, чтобы жить. Он защищает свою жизнь, жизнь близких, жизнь родины.
Малодушие это вовсе не бо́льшая любовь жизни, нежели отвага. Разве заяц привязан к жизни сильнее, чем лев? Малодушие не помогает зайцу, оно только подгоняет охотничью собаку. Когда рядовой француз решил спасти себя любой ценой, он все потерял. Он погиб под немецкой бомбой или в немецком плену. Мнимо благоразумные французы говорили тогда, что они хотят «оградить Париж от разрушений». Они впустили в Париж немцев. Немцы разграбили город, обратили его жителей в рабов, увезли добро и произведения искусства, снесли памятники, сделали из Парижа базу своей военной промышленности, и тогда Париж узнал новые воздушные бомбардировки. Когда хочешь жить, ничем не рискуя, когда боишься чем-либо пожертвовать, теряешь все. Это верно и для народов и для людей.
Красная Армия показала миру, что такое мужество. Но Красная Армия не идет в бой, вдохновляемая равнодушием к смерти. Красная Армия сражается, согретая любовью к жизни.
Вот уже больше года, как воюет Россия. Люди стосковались по родным местам, по семьям, по близким. Кто не вспомнит ненароком май прошлого года. Дом, работу, любимых? Эти воспоминания укрепляют наше сердце.
Есть у нас в армии юноши, принесшие на фронт свою первую любовь, чистую, как глубокое утро. Целомудренная и страстная любовь укрепляет отвагу юного солдата. Он впервые чувствует: «Я — мужчина, я должен оградить ее, мою любимую, от низких и грязных немцев». Он знает, что где-то, далеко от фронта девичье сердце учащенно бьется, когда раздается хриплый голос репродуктора: «От Советского Информбюро».
Есть у нас в армии отцы. Много писали о материнской любви, мало написано о любви отца: она стыдливей, она прикрыта мужской стойкостью, ее не сразу разглядишь. Но вот на фронте отцовская любовь делает чудеса. Бойцы знают, что где-то ребятишки доверчиво спрашивают маму: «Папа скоро вернется? Папа побьет немца?» Для них война — это игра. Они безгранично верят в отца: отец все может. Если отец пошел, чтобы побить немца, отец его побьет. И на плечах бойца вся ответственность за детские игры, за спокойное дыхание трехлетнего малыша в детской кроватке, за жизнь, за тепло, за целость семьи.
А сколько людей на фронте вдруг поняли, как они любят свою мать?
Сколько бойцов порой в тревожном полусне вспоминают имя жены, ее ласковое прозвище?..
Жить хотел наш народ, и он принял бой за жизнь. Жить хочет наш народ и не опустит он оружия, пока не высвободит живую жизнь из опасности. Родина это нечто живое: как мать, как жена, как ребенок. Так издавна говорили о Руси, потом о Россеюшке — родной и любимой.
Мы хотим жить, и это чувство воодушевляет бойца, когда он, не колеблясь, идет навстречу смерти. Не гибели ищет он — жизни. Убивают многих на войне — это знает каждый, но общая любовь к жизни цементом скрепляет взвод, роту, полк, армию. За жизнь товарища — скажет боец, и, как эхо, ответят ему миллионы — за жизнь родины.
Придет день, и мирный розовый рассвет подымется над степью Дона, над лесами Смоленщины, над зелеными сырыми лугами Валдая. Зарастут рубцы на земле. Люди вернутся от танков, от гранат, от винтовок к косам, топорам, к сетям. Расцветет наша родина, легко вздохнут люди, и могилы героев предстанут пред всеми, как вехи на пути к жизни. А живые бойцы, прошедшие через все испытания, обновят, очистят, украсят жизнь, и не будет тогда выше и почетней звания: «Это идет фронтовик».
«Стой и победи!» — говорит родина каждому из нас. Ты пришел на передний край не для того, чтобы умереть, но для того, чтобы убить врага. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. Если ты не убьешь немца, немец придет в твой город, в твое село, обесчестит твою любовь, замучает твоих детей, сожжет твой дом.
Ты должен быть готов к смерти — на то война. Но ты должен думать не о смерти — о победе. В руках командира — судьба сотен и тысяч людей. Он должен быть смелым не только на поле боя, он должен быть смелым перед боем и после боя: он должен смело организовывать победу, смело продумать план сражения, смело решать и смело приказывать. Может быть, иной боец подумает: «Но я-то отвечаю только за себя». Неправда — каждый боец отвечает за своих товарищей, за свой полк, за родину. На войне каждый человек несет огромную ответственность. Завтрашний день это — союзник смелых и враг малодушных: потерянное сегодня трудно наверстать завтра. Мы должны полагаться только на себя: если мы не спасем себя, никто нас не спасет. За столом победителя всегда тесно — нет отбоя от друзей, но пусто в зачумленном доме побежденного.
Если герой погиб, преградив путь врагу, мы не скажем «он умер», мы скажем «он победил»: он многих спас от смерти. Есть смерть обидная, ненужная и есть смерть, которая и не смерть, а победа: когда человек своей смертью попирает смерть. «Мы не хотим умирать» — говорят сейчас храбрые казаки, защищая землю дедов от поганого немца. «Мы не хотим умирать, мы хотим победить», — говорят они и убивают немцев, рубают их, крошат, топчут конями. Россия хочет жить, вся Россия от края до края, от вольной Сибири до Карпат, от стыдливых берез на берегу Онеги до магнолий Кавказа. Россия говорит каждому из своих солдат: «Я хочу, чтобы ты жил. Стой и победи!» //Илья Эренбург.
**************************************************************************************************************************************************
НА ДОНУ. Зенитное орудие сержанта К.Белова, сбившее над переправой через Дон два немецких самолета.
Снимок нашего спец. фотокорр. А.Капустянского

**************************************************************************************************************************************************
Воин Красной Армии! Враг проник в глубь нашей страны. Он несет гибель тебе, твоей семье, твоему народу. Преградим дорогу врагу!
ФРИЦЫ ВОРУЮТ ДРУГ У ДРУГА
БРЯНСКИЙ ФРОНТ. 7 августа. (По телеграфу от наш. корр.). В руки нашего командования попал приказ командира 397-й немецкой дивизии, датированный 25 мая 1942 года. Содержание приказа настолько красноречиво, что в комментариях не нуждается. Вот дословный текст приказа.
«За последнее время в дивизии участились случаи воровства военного имущества и личных вещей товарищей. Воровство состоит главным образом в краже хлеба и папирос из машин с продовольствием или со складов данной части или же у товарищей. Если кража хлеба от голода или кража папирос кажется человечной и понятной, то я все же абсолютно не понимаю, как может солдат дойти до того, что ворует почтовые посылки, адресованные товарищам, берет их содержимое и даже выбрасывает или уничтожает находящиеся в посылках письма...».
_________________________________________________
Свора убийц и грабителей* ("Красная звезда", СССР)**
Н.Тихонов: Голоса из разбойничьего логова* ("Известия", СССР)**
**************************************************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*
Утреннее сообщение 7 августа
В течение ночи на 7 августа наши войска вели бои с противником в районах Клетская, Котельниково, южнее Белая Глина и южнее Кущевская.
На других участках фронта никаких изменений не произошло.
* * *
В районе Клетской колонна немецких танков пыталась прорвать линию нашей обороны. Не доходя до наших позиций, три танка противника подорвались на минном поле. Огнем с коротких дистанций наши артиллеристы и бронебойщики подбили и сожгли 5 вражеских машин. Затем в бой вступило подразделение советских тяжелых танков. Огнем и тараном отважные танкисты уничтожили еще 14 немецких танков. Остальные танки противника вышли из боя и быстро скрылись. Южнее Клетской наши войска предприняли несколько контратак и потеснили противника. В ходе боев уничтожено 9 немецких танков и до 800 гитлеровцев.
* * *
В районе Котельниково гитлеровцы с целью сломить нашу оборону бросают в бой значительное число танков. Наши части отбили эти атаки противника. Лишь на одном участке 10 немецких танков и значительная группа автоматчиков вклинились в расположение советских частей. В завязавшемся бою уничтожено 4 танка и свыше 200 немецких автоматчиков. Активно действует советская авиация. В течение суток наши летчики несколько раз бомбили танковые части противника и нанесли им серьезные потери. В воздушных боях сбито 18 и повреждено 13 немецких самолетов.
* * *
В районе южнее Белая Глина наши войска вели тяжелые оборонительные бои с танками и мотопехотой противника. На одном из участков после упорных боев противнику удалось несколько продвинуться вперед. В районе южнее Кущевской немецко-фашистские войска вели неоднократные атаки наших позиций. Атаки гитлеровцев отбиты с большими для них потерями. Бойцы Н-ского соединения сожгли 9 немецких танков, 60 автомашин и истребили до 700 солдат и офицеров противника.
* * *
На Волховском фронте происходили столкновения с небольшими группами противника и редкая артиллерийская и ружейная перестрелка. Наш отряд внезапным ударом ворвался в небольшой населенный пункт и выбил из него немцев. Захвачено орудие и два пулемета.
* * *
На Брянском фронте происходили действия разведывательных групп. Разведчики во главе с лейтенантами Вахрушевым, Юсуповым и старшим политруком Александровым совершили смелый налет на укрепления противника. Внезапно ворвавшись в ходы сообщения и дзоты, они уничтожили свыше 40 гитлеровцев, захватили станковый пулемет и взяли в плен немецкого обер-ефрейтора.
* * *
Партизаны Ленинградской области, действующие на коммуникациях противника, за истекшие две недели пустили под откос 12 немецких железнодорожных эшелонов с живой силой и военными грузами. Советские патриоты сожгли транспортный самолет «Юнкерс-52», сделавший вынужденную посадку, и огнем пехотного оружия сбили немецкий бомбардировщик.
* * *
Ниже публикуются выдержки из записной книжки солдата 9 роты 44 венгерского полка Иштвана Киша: «Проехали много сел и городов... От города Белая Церковь осталась груда развалин. Здесь видна немецкая работа. Целые улицы сравнены с землей. В деревнях такая же картина. Везде разрушенные дома…
Целый день готовились к бою с партизанами. В Носовке обшарили все дома, но ни одного партизана не нашли. При обысках отнимаем все, что нам нужно. Поймали старого учителя. Немедленно допросили и тут же вздернули его на виселицу. Командир отделения отрубил ему уши. Это нужно для устрашения…
Трудный ночной марш. Недалеко от села Уланова мы неожиданно очутились под градом пуль. Партизаны стреляли из пулеметов, автоматических пистолетов и автоматических винтовок. Батальон потерял больше половины людей... Нас подло обманули. Говорили, что с партизанами будет очень легко разделаться, а на самом деле они не уступают регулярным войскам. Они действуют из засад и всегда неожиданно. Боишься на каждом шагу, так как влюбом месте могут всадить пулю».
* * *
Вооруженная группа молодых бельгийцев совершила нападение на штаб эсэсовских войск в Брюсселе. Ручными гранатами уничтожено больше 30 гитлеровцев. Отважные патриоты проникли в тюрьму, освободили несколько десятков бельгийских заложников и скрылись.
Вечернее сообщение 7 августа
В течение 7 августа наши войска вели ожесточенные бои в районах Клетская, севернее Котельниково, Армавир и южнее Кущевская.
На других участках фронта существенных изменений не произошло.
Наш корабль в Балтийском море потопил транспорт противника водоизмещением в 10.000 тонн.
* * *
За 6 августа частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено до 50 немецких танков и бронемашин, до 200 автомашин с войсками и грузами, 50 повозок с боеприпасами, 6 автоцистерн с горючим, подавлен огонь 10 батарей полевой и зенитной артиллерии, взорвано 5 складов боеприпасов, разбит железнодорожный состав, рассеяно и частью уничтожено до двух батальонов пехоты противника.
* * *
В районе Клетской наши войска отбили несколько атак немцев. Только перед оборонительными рубежами Н-ской части гитлеровцы потеряли 8 танков и 350 солдат и офицеров. Упорные бои развернулись южнее Клетской на участке Н-ского гвардейского соединения. В течение последних дней гвардейцы отразили 17 танковых атак противника и уничтожили более 100 немецких танков. Лишь за один день огнем артиллерии и стрелковых подразделений истреблено 500 гитлеровцев.
* * *
В районе севернее Котельниково продолжались ожесточенные бои с танками и автоматчиками противника, вклинившимися в нашу оборону. В бою за один населенный пункт подбито 8 танков и истреблено свыше 300 немецких автоматчиков. Подтянув резервы, немцы предприняли на этом участке вторую танковую атаку. К этому времени подошли советские танки и сразу же нанесли контрудар. Гитлеровцы понесли большие потери.
* * *
В районе южнее Белая Глина наши войска в течение нескольких дней вели тяжелые оборонительные бои против наступающих немецко-фашистских войск. На участке Н-ского соединения вражеские колонны танков и мотопехоты были встречены артиллерийским и минометным огнем. Неприятель потерял до 40 танков и более 1.000 солдат и офицеров. Подтянув новые силы, немцы снова атаковали наши позиции. После кровопролитных боев с численно превосходящими силами противника наши части отошли на новый оборонительный рубеж в направлении Армавир.
* * *
Южнее Воронежа наши части форсировали реку Дон. Советские бойцы заняли два крупных населенных пункта. Бои идут на улицах нескольких других населенных пунктов. Разгромлен полк седьмой венгерской дивизии. Захвачено 12 орудий и другие трофеи.
* * *
На Карельском фронте происходили столкновения с разведывательными группами противника. В районе части, где командиром тов. Гришин, около роты вражеских солдат подошли к нашему боевому охранению. Бойцы подпустили немцев на близкое расстояние и открыли ружейно-пулеметный огонь. Потеряв несколько десятков убитыми, гитлеровцы отступили.
* * *
Группа наших летчиков во главе с командиром подразделения тов. Книжником атаковала вражеский аэродром. Уничтожено 6 немецких самолетов, взорван склад с боеприпасами. Наши самолеты без потерь вернулись на свой аэродром.
* * *
Партизанский отряд тов. С. действующий в одном из районов Сумской области, организовал крушение воинского эшелона противника. Разбито 50 вагонов. Убито и ранено свыше тысячи немецко-фашистских оккупантов.
* * *
5 августа на сторону Красной Армии перелетели три немецких летчика на самолетах «Мессершмитт-109». Сдавшиеся в плен лейтенант Бодо Хельме, унтер-офицер Курт Филипп и рядовой Вернер Шумхер совершили посадку на одной из площадок в районе нашей линии обороны. Пленные заявили, что еще в пути на фронт они сговорились между собой о переходе на сторону русских. Бодо Хельме, Курт Филипп и Вернер Шумхер обратились к немецким солдатам с призывом сдаваться в плен и тем самым сохранить себе жизнь в этой преступной войне, затеянной Гитлером и его кликой.
* * *
Немецко-фашистские захватчики обрекают население Советской Эстонии на голодную смерть. Все продовольствие гитлеровцы вывозят в Германию. Жители эстонских городов получают по 170 граммов суррогатного хлеба. Подавляющее большинство фабрик бездействует.
* * *
Грызня между румынскими и венгерскими подручными Гитлера нередко переходит в открытую драку. В июле на участке венгерско-румынской границы между Клужем и Тыргу-Муреш произошли кровавые столкновения. У пункта Салонта недавно рота румынских солдат перешла границу и напала на венгерскую пограничную стражу. // Совинформбюро.
**************************************************************************************************************************************************
Подвиг шести комсомольцев
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 августа. (По телеграфу от наш. корр.). Командир роты приказал шестерым автоматчикам-комсомольцам как можно скорее достигнуть назначенного для обороны рубежа и во что бы то ни стало удержать его до подхода роты. Красноармейцы Заволоко, Андреев, Иванило, Буданов и Белов, возглавляемые бойцом Рыжовым, быстро выполнили первую часть этого приказа.
Местность, на которой предстояло действовать, была совершенно безлесная, пересеченная небольшими пологими холмами. Автоматчики расположились у подножья одного холма. Они отрыли окопы с расчетом на круговую оборону, частично восстановили старые окопы, наполовину разрушенные, и тщательно замаскировались.
Враг появился раньше, чем его ожидали. Небольшая группа немецких разведчиков стала приближаться к холмам. Рыжов приказал подпустить их поближе и уничтожил их огнем из автомата. Спаслись лишь одиночные солдаты.
Немного спустя до взвода фашистской пехоты повело наступление на холмы. Противник обстреливал горстку наших бойцов сильным минометным огнем. В течение часа вокруг с воем падали и звонко рвались мины. Благодаря узким и глубоким щелям, красноармейцы не несли потерь. Когда же гитлеровцы побежали в атаку, они были встречены огнем из автоматов. Атака захлебнулась.
Так повторялось несколько раз. Упорно оборонявшиеся автоматчики не уступали фашистам ни одного метра земли. Однако положение наших бойцов все более усложнялось. Час, когда должна была прибыть сюда вся рота, давно прошел, а шесть смельчаков оставались пока одни. Как потом выяснилось, рота задержалась из-за непредвиденного столкновения с прорвавшейся группой немцев.
Фашисты поняли, что имеют перед собой малочисленное боевое охранение, и усилили атаки. Красноармеец Белов, дав одну очередь из автомата, прекратил огонь.
— Нет патронов! — крикнул он Рыжову. Командир и сам уже не стрелял. Молчало оружие у Заволоко, Андреева, Иванило.
В этот момент прозвенел голос Рыжова:
— Ни шагу назад, гранатами огонь!
Шесть бойцов метнули гранаты в атакующих фашистов. Враг отхлынул. Когда атака повторилась, ее опять отбили гранатами.
В минуты затишья люди молча поглядывали друг на друга, как бы спрашивая: что же делать? Рыжов понял их и твердо произнес:
— Отступать нам некуда, товарищи. Позади — Дон, Сталинград, Волга.
Вечером сюда подошла рота и отбросила неприятеля. Впереди окопов, которые обороняли шесть автоматчиков, валялись 32 вражеских трупа. Герои-автоматчики не отступили ни на шаг. В самый последний момент смертью храбрых пал комсомолец Рыжов. Остальные пять бойцов, оставаясь на месте, удержали рубеж до подхода своей роты.

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии