Источник: https://www.vz.ru/
Россия уже привыкла к блогерам и миллиардерам с криминальным прошлым, борющимся с властями под предлогом борьбы с коррупцией. Для КНР подобное в новинку, но китайская версия блогера, миллиардера, революционера и любимца Запада в одном лице быстро набирает популярность среди молодежи. Многие видят в этом «руку США», но не все так просто.
Россия уже привыкла к блогерам и миллиардерам с криминальным прошлым, борющимся с властями под предлогом борьбы с коррупцией. Для КНР подобное в новинку, но китайская версия блогера, миллиардера, революционера и любимца Запада в одном лице быстро набирает популярность среди молодежи. Многие видят в этом «руку США», но не все так просто.
Накануне саммита G20, где ожидаются весьма непростые переговоры не только с российской, но и с китайской стороной, США взорвали очередную информационную бомбу. По социальным сетям широко разошлась инсайдерская информация о коррупции в высших сферах китайской власти. Племянник второго лица в Коммунистической партии КНР – Ван Цишаня – якобы незаконно завладел частью «Хайнаньских авиалиний», а сын его предшественника на этом посту – Хэ Гоцяна – получил контроль над крупной компанией Founder Securities, используя для этого подставные конторы.
«Да, о нем сейчас говорят повсюду. За едой, на любой вечеринке только о нем и разговоры»
Никаких доказательств предъявлено не было. Впрочем, их никто и не требовал. Информацию с помощью своего видеоблога слил Гуо Вэнгуй – самый загадочный из китайских олигархов.Свое впечатляющее состояние (на пике карьеры оно составляло 2,6 миллиарда долларов) Гуо Вэнгуй заработал на ниве девелоперства – строил самые причудливые и престижные объекты недвижимости класса люкс. В наибольшей степени его прославил «Пангу Плаза» – небоскреб в Пекине с видом на олимпийский стадион «Птичье гнездо». Чтобы добиться разрешения на его постройку, Гуо в 2006 году шантажировал высокопоставленного чиновника видеозаписью сексуальных утех.
На родине за бизнесменом тянется целый шлейф криминала. Среди преступлений, вменяемых ему в вину, – подкуп должностных лиц, долги, невыплаченные зарплаты. Масштаб уголовщины производит впечатление: следствие полагает, что только высшим чинам министерства госбезопасности Гуо Вэнгуй выплатил более 60 миллионов юаней (более полумиллиарда рублей). За это разведчики помогали олигарху топить конкурентов.
С 2015 года Гуо живет в США. В апреле 2017-го Пекин отправил официальный запрос Интерполу для его ареста. На это олигарх заявил, что речь идет о преследовании по политическим мотивам, пообещав бороться с коррупцией на родине. И обещание свое сдержал: на протяжении последних месяцев он регулярно записывает обращения с разоблачениями высокопоставленных китайских коррупционеров.
Удобство его позиции в том, что он не следователь и не журналист, а видеоблогер. Никто не требует от него доказательств. Единственное, чем Гуо пытается обосновать свои обвинения, – это смутные намеки на старые связи в министерстве госбезопасности. Тем не менее практически каждая запись олигарха попадает в ленты крупнейших мировых СМИ.
Эта тактика загоняет официальные власти Китая в тупик. С одной стороны, отвечать Гуо на высшем уровне означает делать ему рекламу. Если агентство «Синьхуа» отреагирует на его обвинения, на следующий день западные газеты выйдут с двусмысленными заголовками типа «Рупор китайской Компартии тщетно пытается опровергнуть слухи о коррупции в рядах китайской элиты».
С другой стороны, молчание властей КНР многими трактуется как признание вины.
Так киногеничный моложавый бизнесмен, умеющий носить дорогие костюмы и увлекающийся воркаутом, за считанные дни стал звездой интернета. Несмотря на блокирование западных соцсетей в КНР, некоторые китайские пользователи сумели обойти барьеры и ознакомиться с творчеством Гуо. Теперь его заявления с удовольствием цитируют и обсуждают в группах китайской соцсети Weibo.
У Гуо около 300 тысяч фолловеров в «Твиттере», порядка 100 тысяч подписчиков на «Ютубе» – и это отнюдь не боты. Социальные сети действительно сделали олигарха весьма популярным персонажем в среде китайской городской интеллигенции. Но особенно популярен он среди студентов.
«Да, о нем сейчас говорят повсюду, – рассказывает в интервью The New York Times профессор Пекинского университета Хе Вейфань. – За едой, на любой вечеринке только о нем и разговоры».
Гуо Вэнгуй с успехом выступает как ролевая модель для продвинутой китайской молодежи. Он модно одевается, следит за здоровьем, качается, не забывает про медитацию. У него есть коллекция шикарных яхт, сверхдорогих машин, 68-миллионный пентхаус на Манхэттене с видом на Центральный парк и, разумеется, масса селфи на фоне всего этого великолепия. Одно из последних сделано в бронированном суперкаре, который должен защитить Гуо от нападения китайских спецслужб (непонятно, правда, как они смогут атаковать его на Манхэттене).При этом миллиардер остроумен, демократичен, умеет «генерировать мемы» и весело троллить скучных пекинских чиновников. Это окружает его аурой супергероя. Сконструировав себе имидж, бизнесмен успешно продал его китайской молодежи. Получился практически Бэтмен (он же – гламурный миллиардер Брюс Уэйн), по ночам срывающий маски с коррупционеров и уходящий от погони на машине-мечте. Собственно, китайские поклонники Гуо Вэнгуя часто рисуют его в виде Супермена и Бэтмена. А цитаты из его разоблачений стали частью сленга. Например, фразу «Все только начинается!», подозрительно напоминающую рекламный слоган «Пепси», поклонники миллиардера на полном серьезе считают лозунгом начинающегося в КНР сопротивления.
Работая в тесной связке с англосаксонской прессой (особенно сильно его любят на «Голосе Америки» и в агентстве «Ассошиэйтед Пресс»), Гуо ничем не рискует. Никто не будет его проверять, никто не спросит об источниках. Похоже, американский истеблишмент собирается регулярно использовать беглого миллиардера накануне важных встреч с представителями властей КНР. Вот и теперь очередная порция видео от Гуо вряд ли случайно совпала с подготовкой саммита G20 в германском Гамбурге.
Однако вопрос о том, кто и как использует беглого олигарха, отнюдь не прост. Последние по времени разоблачения были направлены против Ван Цишаня и его клана, который, по утверждению Гуо, подгреб под себя большую часть китайской экономики.
Интересно, что Ван Цишань, помимо прочего, главный ответственный в КПК за борьбу с коррупцией. Антикоррупционная программа председателя Си Цзиньпина «бьет по мухам и тиграм». С «мухами» – относительно мелкими взяточниками – воюют силовики на местах. А Ван Цишань охотится на «тигров» – наиболее высокопоставленных функционеров КПК, которые могут использовать свое положение для участия в многомиллиардных откатах и распилах.
Слишком активная борьба Ван Цишаня могла не понравиться многим боссам КПК. Им было бы выгодно скомпрометировать человека, строго следящего за бизнес-схемами, в которых участвуют их родственники и приближенные. Обостряет ситуацию и близость осеннего съезда КПК. По слухам, Си Цзиньпин собирается проигнорировать правило, согласно которому партийные руководители, достигнув 68 лет, должны подавать в отставку, и вновь выдвинуть Ван Цишаня на пост главы Центральной комиссии КПК по дисциплине.
Вал компромата на Ван Цишаня рикошетом ударит и по самому генсеку КПК – всем известно, что Си и Вана связывает старая дружба. А ряду фракций в руководстве Компартии ослабление генсека тоже сыграло бы на руку.
Все это дает китайским аналитикам повод предположить, что на деле Гуо Вэнгуй работает двойным агентом. С одной стороны, он обслуживает интересы своих американских покровителей, ведь только они могут гарантировать, что в его собственности сохранится и прекрасная квартира на Манхэттене, и яхты, и суперкары. С другой стороны, Гуо вполне может работать и на высокопоставленных руководителей КПК, в той или иной мере конфликтующих с Си Цзиньпином.В пользу этой версии говорит и то, что месяц назад, когда Гуо начал выдавать свои «разоблачения» в промышленных масштабах, китайские власти неожиданно разрешили его жене и дочери посетить миллиардера в Нью-Йорке. Учитывая, что на него оформлен запрос в Интерпол, это событие абсолютно беспрецедентное. Все выглядит так, будто у Гуо есть очень влиятельные покровители еще и в Пекине.
Сам олигарх утверждает, что во всем поддерживает Си Цзиньпина и развернул свою антикоррупционую кампанию только для того, чтобы помочь генсеку в его борьбе со взяточниками. Журналисту The New York Times он явно намекал на то, что выполняет секретные указания председателя КНР. Если это правда, Гуо умудряется работать даже не двойным, а тройным агентом.
В то же время очевидно, что единственная цель его революционной «борьбы» – сберечь и приумножить роскошный лайф-стайл с пентхаусами, яхтами и членством в самых престижных клубах Лондона и Вашингтона. Гуо Вэнгуй – идеальное воплощение современного «олигарха», человека, которому позволяют сохранять видимость роскошной жизни, пока он исправно выполняет политические заказы по-настоящему влиятельных людей. Своими информационными войнами и имиджевыми придумками он успешно отвлекает внимание от тех, кто предпочитает не появляться в списках «Форбс». А заодно гипнотизирует впечатлительную китайскую молодежь имиджем китайского Брюса Уэйна, отважно сражающегося с коррупцией. А что еще нужно для счастья человеку, у которого уже всё было?
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии