22.03.2024
Помним. Скорбим
4 апреля встречаемся в Якутске →
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Этот особый Женский полк Красной армии немцы ненавидели и боялись как огня. За что они называли этих девушек Ведьмами

Этот особый Женский полк Красной армии немцы ненавидели и боялись как огня. За что они называли этих девушек Ведьмами

Источник: NOIR @ Дзен
7747
3 декабря 2022 г.

С первых дней великой Отечественной многие девушки и женщины шли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Письма с просьбами помочь попасть в действующую армию многие из них направляли известному штурману, герою Советского Союза Марине Расковой.







Лучинкина Валентина Степановна – штурман самолёта 46-го гвардейского Таманского ночных бомбардировщиков авиационного полка с однополчанками Евгенией Павловой и Ниной Бузиной, 1945 Источник:<a href=https://fishki.net/mix/2921015-nochnye-vedymy.html?utm_source=aab&sign=751045558040381%2C620662287218860 © Fishki.net" width="850px" height="630px" />



К тому моменту Раскову знала вся страна. Она поствила несколько рекордов, в том числе и мировой, совершив в 1938 г. знаменитый беспосадочный перелет из Москвы до Дальнего востока на самолете «Родина», за что получила звание героя Советского Союза.


В октябре 1941 г., будучи уже в звании майора ВВС, Марина Раскова инициировала создание боевых женских авиационных полков, одним из которых был 588-й ночной бомбардировочный. И 8 октября 1941 г. народный комиссариат СССР издал соответствующий приказ о формировании. Подобных формирований практика мировой авиации еще не знала.


Вскоре объявили о наборе в авиачасть Марины Расковой. Недостатка в желающих не было. В 588 ночной бомбардировочный полк было отобрано 115 совсем еще юных девушек в возрасте от 19 до 26 лет. А 26 октября 1941 г. девушки с эшелоном отправились в город Энгельс, где на базе военной авиационной школы шло формирование полка. Командовала им Евдокия Бершанская.


Летать девчонкам предстояло на на самолете У-2, прозваным в народе «Кукурузником». По своим техническим характеристикам, У-2 совсем не подходил для войны. Фюзеляж у него был из дерева, а крылья из полотна, покрытого эмолитом - веществом, придающим ткани плотность, но легко возгорающимся при попадании снаряда. Мощность мотора 125 л. с., а скорость с бомбовой нагрузкой около 100 км/ч. Кабина открытая, а сидения летчиков ничем не защищены.








588-й ночной авиационный полк (фото из открытых источников)







На тот момент никакой специальной формы для женщин не было. Им давали обычные мужские гимнастерки, которые приходилось перешивать и мужские сапоги. Чтобы кирзачи не болтались на ногах, девушки подкладывали толстые стельки и набивали сапоги простынями или газетами.


23 мая 1942 г. полк вылетел на фронт, где вошел в состав 218 ночной бомбардировочной авиадивизии. Командир дивизии полковник Попов, узнав каких ему прислали бойцов, в сердцах произносит: «Ну чем мы провинились? Почему нам прислали такое пополнение?». А коллеги мужчины встретили новоиспеченных бомбардировщиц с иронией и называли их «Бабий» или «Дунькин» полк.


Первый боевой вылет экипажей женского полка состоялся 12 июня 1942 г. Летом за ночь экипажи совершали по 6 - 8 боевых вылетов, а зимой по 10 - 12. Перерывы между вылетами составляли всего 5-8 минут, лишь для того, чтобы заправить самолет и загрузить бомбами. С захода солнца и до рассвета девушки не выходили из кабин. Иногда на рассвете, выбраться из самолета не было сил, тогда помогали подруги


Девушки придумали оригинальное приспособление для бомбометания. В ткани, которая обтягивала правое крыло, прорезали длинную щель, примерно 5 на 40 см. В нее хорошо просматривалась земля. В борт самолета, у кабины штурмана вбивали металлический штырь, смазывали его светящимся веществом и штурманы прицеливались через такую рамку со штырем. Попадание получалось очень точным.








Этот особый Женский полк Красной армии немцы ненавидели и боялись как огня. За что они называли этих девушек Ведьмами






У отважных летчиц было много целей: аэродромы, укрепленные позиции врага, склады с боеприпасами, переправы, скопления немецкой техники. Задача была не просто нанести урон, но и максимально измотатб противника и лишить его сна. Солдаты Вермахта вспоминали:


«Данные самолеты не дают нам жить. Мы не можем разжечь огонь ни в маленьком костре, ни в печке. Экипажи У-2 сразу обнаруживают их и сбрасывают бомбы. Они находят нас постоянно. Из-за этого мы всю ночь вынуждены сидеть в траншеях, для того, чтобы избежать лишних потерь.»


Самолеты вылетали в сумерках и в темноте добирались до позиций противника. Над целью выключали двигатели и бесшумно планировали. Широкое крыло самолета позволяло это делать под углом до 30 градусов. Штурман внимательно вглядывался в темноту и заметив цель, давал команды летчику, а летчик выравнивал самолет. Наконец звучала команда штурмана на сброс бомбы. Сбросив снаряды, летчик тут же запускал мотор на полную. Самолет, избавившись от груза легко набирал высоту. Зенитные установки давали залпы снарядов вслед экипажу, который летел на базу за новой порцией боеприпасов.


Ночные ведьмы. Так прозвали немцы беспощадных бомбардировщиц. Среди нацистов ходили слухи, что летчиц пичкают псмхотропными средствами. Якобы поэтому они не спят и не чувствуют страха. Другие считали, что девушек набирали из мест лишения свободы, якобы им уже нечего было терять. Третьи и и вовсе считали их самыми настоящими ведьмами, которые перед атакой читают особые заклинания, а затем атакуют. Поэтому их заколдованные самолеты появлялись из ниоткуда и даже зенитки их не брали.








Герои Советского Союза Наталья Меклин-Кравцова, Надежда Попова и Евдокия Никулина. Немцы называли







Казалось, чо они просто неуязвимые, но все было как раз наоборот. Особенно опасны были зенитные установки. А самые тяжелые потери полк понес в 1943 г. в бою с ночными истребителями Messerschmitt/ Три машины взорвались прямо в воздухе.


Несмотря на потери, женский авиаполк, в отличии от многих других подразделений, никогда не уходил на переформирование в тыл. Девушки остро ощущали свою нужность фронту и кадры готовили сами - переучивали механиков на штурманов, а штурманов на пилотов.


8 февраля 1943 г., спустя всего 8 месяцев, как девчата прибыли на фронт, генерал Чумаков перед строем зачитал о присвоении полку звания Гвардейского. А 588-й ночной бомбардировачный полк был переименован в 46-й гвардейский авиаполк.


31 октября 1943 г началась Керчинская Эльтигентская десантная операция. Советским войскам удалось закрепиться на небольшом клочке земли в районе Керчи, однако они оказались отрезаны от основных сил. Патроны и снаряды были на исходе, десантники голодали, а метеосводка день за днем сообщала - погода не летная. Командование десанта обратилось к летчицам 46-го гвардейского полка за помощью. Девушки все до единой добровольно вызвались лететь.


Десантники находились на узкой полосе крымского берега. Чтобы сбрасывать мешки с грузом в цель, нужна была исключительная точность. Девушки подлетали к месту назначения на высоте 50 м., а при сбрасывании груза старались снизиться еще немного.








 Доспанова Хиуаз Каировна— единственная лётчица-казашка Великой Отечественной войны, штурман-стрелок.







Десантники всегда знали, девушки привезли посылки или мужчины. Парни летали молча, а девушки обязательно кричали что-то подбадривающее и эта поддержка была ничуть не менее ценной, чем продукты и боеприпасы. Когда Керчь уже была взята, к девушкам в полк заехал старшина из десанта и поинтересовался: «Это кто же нам с неба полундора кричал? Картошку прям в котел сбросила, вот это снайпер!». Снайперский бросок тогда совершил экипаж Жигуленко - Женя и ее штурман Мери Адвидзба.


Далее девчонкам предстояла битва за Севастополь. Гитлер понимал, что потеря Севастополя станет для него настоящей катастрофой и он лишится последних союзников. Он запрещает эвакуацию из Крыма боеспособных войск, а по воздуху в город прибывают свежие части и вооружение. Пока они регулярны, наступать штурм города рисковано. Для того, чтобы их прекратить, нужно уничтодить аэродромы.


Это были хорошо защищенные, ключевые для немцев объекты. Крупным бомбардировщикам к ним не подобраться. Это задание для «Ночных ведьм». Летчицы обрушивали бомбы на взлетно-посадочные полосы, превращая их в непригодную для посадки землю. Немецкие пилоты вспоминали:


«Перед самым приземлением вдруг услышал по радио, что русские вновь бомбят наш аэродром. Затем я увидел гигантское облако дыма и пыли. С земли мне сообщили, что посадка запрещена. За последние дни пребывания в Херсонесе, русские 4 раза бомбили наш аэродром. Я дошел до предела своих сил и возможностей.»


Паника в немецких частях была настолько сильной, что один из самолетов приземлился на советский аэродром. Летчик вышел из кабины и справшивает: «Севастополь?». А ему в ответ: «Севастополь, Севастополь. Сдавайся!». В боях за Севастополь, полк «Ночных ведьм» совершил 1150 ночных вылетов и получил благодарность от Сталина.








"Ночные ведьмы" Пилоты женского пола Полка Авиации Е. Д. Бершанская после премии Комитета советских Женщин. среди Героев Советского Союза Р. С. Гашева, Е. А. Жигуленко, Я. Ф. Себрова и фотограф Я. Н.Халип.







За всю войну 23 летчицы этого подразделения получили звание героев Советского Союза. А на деньги, собранные летчицами, комисар полка Евдокия Рачкевич ездила по местам боев, чтобы обнаружить места захоронения тех, кто считался пропавшим без вести. ИМЕНА И МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЯ ВСЕХ 32 ПОГИБШИХ БЫЛИ УСТАНОВЛЕНЫ.





Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии