Публикую продолжение статьи Валерия Яременко о том, как Сталин принимал самое активное участие в создание государства Израиль. Первую часть можно прочесть по ссылке.
Автор: Валерий Яременко
ЯЗЫК ПРИКАЗА – РУССКИЙ
В ночь на 15 мая армии пяти арабских стран (Египта, Сирии, Ирака, Иордании и Ливана, а также «прикомандированные» подразделения от Саудовской Аравии, Алжира и ряда других государств) вторглись в Палестину. Духовный вождь мусульман Палестины Амин аль-Хусейни, который всю Вторую мировую войну был заодно с Гитлером, обратился к своим последователям с наставлением: «Я объявляю священную войну! Убивайте евреев! Убивайте их всех!». «Эйн брера» (нет выбора) – так объясняли израильтяне свою готовность сражаться даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. И в самом деле, выбора у евреев не было: арабы желали не уступок с их стороны, они хотели истребить их всех, по сути, объявляя второй Холокост.
Советский Союз «при всем сочувствии к национально-освободительному движению арабских народов» официально осудил действия арабской стороны. Параллельно были даны указания всем силовым ведомствам оказать израильтянам всю необходимую помощь. В СССР началась массовая пропагандистская кампания в поддержку Израиля. Государственные, партийные и общественные организации стали получать массу писем (в основном от граждан еврейской национальности) с просьбой отправить их в Израиль. Активно включился в этот процесс Еврейский антифашистский комитет (ЕАК).
Сразу же после арабского вторжения ряд зарубежных еврейских организаций обратились лично к Сталину с просьбой оказать прямую военную поддержку молодому государству. В частности, особый упор делался на важности посылки «еврейских летчиков-добровольцев на бомбардировщиках в Палестину». «Вы, человек, доказавший свою прозорливость, можете помочь, – говорилось в одной из телеграмм американских евреев на имя Сталина. – Израиль заплатит вам за бомбардировщики». Здесь же отмечалось, что, к примеру, в руководстве «реакционной египетской армии» имеется более 40 английских офицеров «в ранге выше капитана».
В ночь на 15 мая армии пяти арабских стран (Египта, Сирии, Ирака, Иордании и Ливана, а также «прикомандированные» подразделения от Саудовской Аравии, Алжира и ряда других государств) вторглись в Палестину.
Очередная партия «чехословацких» самолетов прибыла 20 мая, а уже через 9 дней был нанесен массированный воздушный удар по врагу. С этого дня израильские ВВС захватили господство в воздухе, что в значительной степени повлияло на победоносное завершение Войны за независимость. Четверть века спустя, в 1973 г., Голда Меир писала: «Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие двадцать пять лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы, которые мы смогли закупить в Чехословакии»?
Сталин знал, что советские евреи будут проситься в Израиль, и отдельные (нужные) из них получат визу и уедут, чтобы строить там новое государство по советским лекалам и вести работу против недругов СССР. Но массовой эмиграции граждан социалистической страны, страны-победительницы, особенно ее славных воинов, он не мог допустить.
Сталин считал (и небезосновательно), что именно Советский Союз спас более двух миллионов евреев от неминуемой гибели в годы войны. Казалось, евреи должны быть благодарны, и не ставить палки в колеса, не вести линию вразрез политике Москвы, не поощрять эмиграцию в Израиль. Вождя буквально взбесило сообщение о том, что 150 офицеров-евреев официально обратились к правительству с просьбой направить их добровольцами в Израиль для оказания помощи в войне с арабами. В пример другим, все они были строго наказаны, некоторые расстреляны. Не помогло. Сотни военнослужащих при помощи израильских агентов бежали из групп советских войск в Восточной Европе, другие использовали транзитный пункт во Львове. При этом все они получали поддельные паспорта на вымышленные фамилии, под которыми в дальнейшем воевали и жили в Израиле. Именно поэтому в архиве «Махала» (израильского союза воинов-интернационалистов) совсем мало имен советских добровольцев, уверен известный израильский исследователь Михаэль Дорфман, который занимался проблемой советских добровольцев в течение 15 лет. Он уверенно заявляет, что их было много, и они чуть было не построили «ИССР» (Израильскую Советскую Социалистическую Республику). Он все еще надеется завершить российско-израильский TВ-проект, прерванный из-за дефолта в середине 1990-х годов, и в нем «рассказать очень интересную, а, возможно, и сенсационную историю участия советских людей в деле становления израильской армии и спецслужб», в которых «было много бывших советских военнослужащих».
Менее известны широкой общественности факты мобилизации добровольцев в Армию обороны Израиля, которая проводилась израильским посольством в Москве. Изначально сотрудники израильской дипмиссии предполагали, что вся деятельность по мобилизации демобилизованных офицеров-евреев проводилась с одобрения правительства СССР, и списки убывших и готовых убыть в Израиль советских офицеров израильский посол Голда Меерсон (с 1956 г. – Меир) иногда передавала лично Лаврентию Берии. Однако позже эта деятельность стала одной из причин «обвинения Голды в предательстве», и она вынуждена была оставить должность посла. При ней успели уехать в Израиль около двухсот советских военнослужащих. Те, которые не успели, не были репрессированы, хотя большинство из них были демобилизованы из армии.
Сколько советских военных выехало в Палестину до и в ходе Войны за независимость – доподлинно неизвестно. По данным израильских источников, легальными или нелегальными каналами воспользовались 200 тыс. советских евреев. Из них «несколько тысяч» – военнослужащие. Во всяком случае, основным языком «межнационального общения» в израильской армии был русский. Он же занимал второе (после польского) место во всей Палестине.
Первым советским резидентом в Израиле в 1948 г. стал Владимир Вертипорох, направленный на работу в эту страну под псевдонимом Рожков. Вертипорох позже признавался, что ехал в Израиль без особой уверенности в успехе своей миссии: во-первых, он недолюбливал евреев, а во-вторых, резидент не разделял уверенности руководства, что Израиль можно сделать надежным союзником Москвы. Действительно, опыт и интуиция не обманули разведчика. Политические акценты резко сменились после того, как стало ясно, что израильское руководство переориентировало политику своей страны на тесное сотрудничество с Соединенными Штатами.
Руководство во главе с Бен-Гурионом с момента провозглашения государства опасалось коммунистического переворота. Действительно, такие попытки были, и они жестоко пресекались израильскими властями. Это и расстрел на рейде Тель-Авива десантного судна «Алталена», названного позже «израильским крейсером «Аврора», и восстание моряков в Хайфе, которые считали себя последователями дела матросов броненосца «Потемкин», и некоторые другие инциденты, участники которых не скрывали своих целей – установление советской власти в Израиле по сталинскому образцу. Они слепо верили в то, что дело социализма побеждает во всем мире, что «социалистический еврейский человек» уже почти сформировался и что условия войны с арабами создали «революционную ситуацию». Нужен был лишь «крепкий как сталь» приказ, говорил чуть позже один из участников восстания, ведь сотни «красных бойцов» уже были готовы «оказать сопротивление и выступить против правительства с оружием в руках». Здесь не случайно использован эпитет стали. Сталь была тогда в моде, как и все советское. Очень распространенная израильская фамилия Пелед означает в переводе с иврита «Сталин». Но последовал «плач» недавнего героя «Алталены» – Менахем Бегин призвал революционные силы повернуть оружие против арабских армий и вместе со сторонниками Бен-Гуриона отстоять независимость и суверенитет Израиля.
ПАЛЕСТИНА: ОДИННАДЦАТЫЙ СТАЛИНСКИЙ УДАР?
До сих пор продолжаются дискуссии: зачем арабам понадобилось вторгаться в Палестину? Ведь было ясно, что положение на фронте для евреев, хотя и оставалось достаточно серьезным, все же значительно улучшилось: территория, отведенная еврейскому государству ООН, была уже почти полностью в руках евреев; евреи захватили около сотни арабских деревень; Западная и Восточная Галилея была частично под контролем евреев; евреи добились частичного снятия блокады Негева и деблокировали «дорогу жизни» из Тель-Авива в Иерусалим.
Дело в том, что у каждого арабского государства был свой расчет. Король Трансиордании Абдалла хотел захватить всю Палестину – в особенности Иерусалим. Ирак хотел получить выход к Средиземному морю через Трансиорданию. Сирия зарилась на Западную Галилею. Влиятельное мусульманское население Ливана давно с жадностью поглядывало на Центральную Галилею. А Египет, хотя у него и не было территориальных притязаний, носился с идеей стать признанным лидером арабского мира. Ну и, конечно, помимо того, что у каждого из вторгшихся в Палестину арабских государств были свои основания для «похода», всех их привлекала перспектива легкой победы, и эту сладкую мечту искусно поддерживали англичане. Естественно, что без такой поддержки вряд ли арабы согласились бы пойти на открытую агрессию.
Арабы проиграли. Разгром арабских армий в Москве расценили как поражение Англии и были этому несказанно рады, считали, что позиции Запада подорваны на всем Ближнем Востоке. Сталин не скрывал, что его замысел блестяще осуществлен.
Соглашение о перемирии с Египтом было подписано 24 февраля 1949 г. Передовая линия последних дней боев превратилась в линию перемирия. Сектор побережья у Газы остался в руках египтян. Никто не оспаривал у израильтян контроля над Негевом. Осажденная египетская бригада вышла из Фалуджи с оружием в руках и вернулась в Египет. Ей были оказаны все воинские почести, почти все офицеры и большинство солдат получили государственные награды как «герои и победители» в «великой битве с сионизмом». 23 марта в одном из приграничных селений было подписано перемирие с Ливаном: израильские войска оставили эту страну. С Иорданией соглашение о перемирии было подписано на о. Родос 3 апреля, и, наконец, 20 июля на нейтральной территории между позициями сирийских и израильских войск было подписано соглашение о перемирии с Дамаском, согласно которому Сирия вывела свои войска из ряда приграничных с Израилем районов, которые оставались демилитаризованной зоной. Все эти соглашения однотипны: они содержали взаимные обязательства ненападения, определили демаркационные линии перемирия с особой оговоркой, что эти линии не должны рассматриваться в качестве «политических или территориальных границ». Соглашения не упоминали о судьбе арабов Израиля и арабских беженцев из Израиля в соседние арабские страны.
Документы, цифры и факты дают определенное представление о роли советского военного компонента в становлении Государства Израиль. Никто не помогал евреям оружием и солдатами-иммигрантами, кроме как Советский Союз и страны Восточной Европы. До сих пор в Израиле можно нередко услышать и прочитать, что еврейское государство выстояло в «палестинской войне» благодаря «добровольцам» из СССР и других социалистических стран. На деле же Сталин не дал «зеленый свет» добровольческим порывам советской молодежи. Зато сделал все для того, чтобы в течение полугода мобилизационные возможности малонаселенного Израиля смогли «переварить» огромное количество поставленного вооружения. Молодые люди «близлежащих» государств – Венгрии, Румынии, Югославии, Болгарии, в меньшей степени, Чехословакии и Польши – составили тот призывной контингент, который позволил создать полностью укомплектованную и хорошо вооруженную Армию обороны Израиля.
В целом под израильским контролем оказались 1300 км2 и 112 населенных пунктов, отводившихся решением ООН арабскому государству в Палестине; под арабским контролем оказались 300 км2 и 14 населенных пунктов, решением ООН предназначенных еврейскому государству. Фактически, Израиль занял территории на треть больше, чем было предусмотрено в решении Генеральной ассамблеи ООН. Таким образом, по условиям достигнутых с арабами соглашений, за Израилем осталось три четверти Палестины. Вместе с тем часть территории, отводившейся палестинским арабам, перешла под контроль Египта (сектор Газа) и Трансиордании (с 1950 г. – Иордания), в декабре 1949 г. аннексировавшей территорию, которая получила название Западного берега. Иерусалим был разделен между Израилем и Трансиорданией. Большое число палестинских арабов бежало из районов военных действий в более безопасные места в секторе Газа и на Западном берегу, а также в соседние арабские страны. Из первоначального арабского населения Палестины лишь около 167 тыс. человек остались на территории Израиля. Главной победой Войны за независимость явилось то, что уже во второй половине 1948 г., когда еще в полном разгаре шла война, сто тысяч иммигрантов прибыли в новое государство, которое сумело обеспечить их и жильем, и работой.
В Палестине, и особенно после создания Государства Израиль, были исключительно сильные симпатии к СССР как к государству, которое, во-первых, спасло еврейский народ от уничтожения во время Второй мировой войны, а, во-вторых, оказало огромную политическую и военную помощь Израилю в его борьбе за независимость. В Израиле по-человечески любили «товарища Сталина», и подавляющее большинство взрослого населения просто не хочет слышать никакой критики в адрес Советского Союза. «Многие израильтяне боготворили Сталина, – писал сын знаменитого разведчика Эдгара Бройде-Треппер. – Даже после доклада Хрущева на ХХ съезде порт
В ноябре 1948 года советские власти начали кампанию по ликвидации того, что осталось от еврейской культуры. 20 ноября 1948 года Еврейский антифашистский комитет был формально распущен решением Бюро Совета Министров СССР. В декабре 1948 года были арестованы председатель ЕАК Ицик Фефер и директор Еврейского театра в Москве Вениамин Зускин. Было возбуждено уголовное дело и арестовано все руководство ЕАК.
Все обвиняемые, кроме Штерн, были приговорены к смертной казни.
В рамках кампании "борьбы с космополитизмом" проводились массовые увольнения евреев с предприятий и учреждений. Бывший нарком танковой промышленности, Герой Социалистического Труда Исаак Зальцман в 1946 году был исключён из партии и с огромным трудом смог устроиться на работу на одном из ленинградских заводов.
Сталин отказался выпускать евреев из страны. Израильтяне настаивали. На этом отношения испортились окончательно.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Новые публикации
Комментарии