Взаимоотношения России и Китая являются одним из важнейших политических основ современного миропорядка. В Китае помнят помощь и поддержку, которую СССР оказывал китайскому народу в борьбе за его независимость. Сначала против японской агрессии, потом в борьбе против американских марионеток из правительства Чан Кайши. Китайские коммунисты во главе с Мао Цзэдуном победили в гражданской войне в 1949 году и основали КНР. Именно Китайская народная республика стала тем самым Китаем, который сегодня становится (уже стал!) ведущей экономикой мира. Причем геополитические проблемы Китая во многом схожи с нашими проблемами. В России сегодня часто говорят, что русский народ – самый большой разделенный народ мира, что является прямым следствием горбачевской предательской перестройки. Это не совсем так. Самый большой разделенный народ мира – это китайский народ. У русского народа сегодня несколько государств, причем Россию и Украину, эти два государства русского народа, наши противники отчаянно пытаются столкнуть в войне.
Так вот у китайского народа государств сегодня тоже больше одного. Это Китай и Тайвань. И столкнуть китайцев в братоубийственной войне у американцев получилось. Одна из основных задач Китая – восстановление единства. Главный противник этого – США. Именно поэтому можно смело говорить о том, что наши проблемы весьма похожи и одни и те же силы препятствуют их решению.
Отношения СССР и Китая после победы Мао Дзедуна были великолепными. Мао считал себя учеником Сталина и был полон уважения и благодарности к нашей стране и его руководителю. Хрущев все это разрушил и фактически подтолкнул Китай в сторону США.
Сегодня, хотелось бы напомнить один небольшой эпизод наших взаимоотношений с Китаем. Напомнить маленький фрагмент большой исторической мозаики русско-китайских отношений. Двух великих народов.
Материал, как ни странно, написан «независимыми журналистами». В части Китая он вполне объективный, чего не скажешь о его остальных частях, которые нужно читать с некоторой осторожностью…
Источник: http://kommersant.ru/doc/2831262
В августе 1945 года после разгрома Японии на территории Китая возобновилась гражданская война между национальным правительством (партией Гоминьдан) и Китайской коммунистической партией, начавшаяся еще в 1926 году. Силы Гоминьдана насчитывали 4,3 млн человек, КПК — 1,2 млн.
Советский Союз, подписавший 14 августа 1945 года договор о дружбе с правительством Чан Кайши, оказывал политическое и военное содействие Мао Цзэдуну (основные силы КПК находились на территориях, занятых Советской армией).
При Народно-освободительной армии Китая (НОАК) действовали советские военные советники, численность которых в разные периоды составляла от 347 до 1 069 человек. Советнический аппарат возглавляли в КНР генерал-полковник авиации Красовский (он же командующий оперативной группой ВВС СА в КНР), а затем — генерал-лейтенант Котов-Легоньков.
30 сентября 1945 года в Китае высадился экспедиционный корпус США, численность которого достигала 113 тыс. человек. Его поддерживали 157 кораблей 7-го флота ВМС США и до 600 самолетов.
В марте 1946 года начался вывод советских войск из Маньчжурии, при этом войскам КПК было передано большое количество трофейного японского вооружения (в том числе 600 танков и 861 самолет).
Осмотр армии Чан Кайши
Весной 1946 года войска Чан Кайши предприняли неудачную попытку наступления, части НОАК перешли в контрнаступление и в апреле 1946 года взяли Харбин. Армия Гоминьдана постепенно теряла инициативу. В июле США прекратили поставки военного снаряжения правительству Чан Кайши, а в сентябре начали вывод своих войск из Китая.
Во второй половине 1946 года Гоминьдан предпринял новое масштабное наступление в Северном Китае. В результате к началу 1947 года китайские коммунисты оказались в тяжелой ситуации, война приобрела еще более ожесточенный характер. В Северном Китае гоминьдановские войска нанесли удары по главной опорной базе коммунистов — «Особому району», захватили город Яньань, где с 1936 года находилась штаб-квартира ЦК КПК.
С октября 1947 года НОАК провела ряд удачных стратегических наступательных операций, в результате которых она получила численный и позиционный перевес. К концу 1948 года НОАК захватила всю Маньчжурию.
21 января 1949 года Чан Кайши подал в отставку, на следующий день НОАК взяла Пекин. К декабрю 1949 года последние остатки гоминьдановской армии эвакуировались на остров Тайвань. С февраля 1950 года они начали бомбардировки прибрежных районов КНР — в том числе Шанхая.
ВВС Гоминьдана насчитывали около 240 боевых самолетов, в том числе 110 истребителей P-51, 21 бомбардировщик B-24 и 28 B-25.
Мао в Москве (1950)
Руководство КНР обратилось к СССР за помощью. Для обеспечения противовоздушной обороны Шанхая в феврале 1950 года была переброшена группировка советских войск ПВО под командованием генерал-лейтенанта Батицкого. Она включала 106-ю истребительную авиационную дивизию (40 самолетов МиГ-15, 40 Ла-11, 10 бомбардировщиков Ту-2 и 25 штурмовиков Ил-10), 52-ю зенитно-артиллерийскую дивизию, 1-й гвардейский зенитно-прожекторный полк, авиационную транспортную группу (10 Ли-2) и части обеспечения. Авиацией командовал Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Слюсарев.
Отправку 106-й дивизии в КНР курировал командующий ВВС Московского военного округа Василий Сталин.
Первый самолет противника был сбит советскими летчиками 13 марта 1950 года. В течение апреля-мая все попытки авиации Гоминьдана нанести бомбовые удары по Шанхаю были отбиты.
Помимо обеспечения противовоздушной обороны в задачи советской группировки входило также предотвращение высадки морского десанта, обучение китайских летчиков, а также поддержка планировавшейся высадки НОАК на Тайване (которая так и не состоялась).
За период боевых действий в шести воздушных боях советские летчики сбили шесть самолетов противника, не потеряв при этом ни одного своего. Всего с 20 февраля по 20 октября 1950 года гоминьдановская авиация потеряла над Шанхаем семь самолетов.
После этого вся система шанхайской ПВО была передана НОАК, советские подразделения частично были возвращены на родину, а частично передислоцированы в Северо-Восточный Китай на границу с КНДР, где началось формирование 64-го истребительного авиационного корпуса.
В июле в Северо-Восточный Китай была переброшена еще одна авиадивизия — 151-я. Ее задачей было переучивание китайских пилотов на реактивные истребители.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Комментарии