👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Малыши и Парад Победы
9 мая 2021 г.
2458

Малыши и Парад Победы

Тверская область на днях попала в информационную повестку федеральных СМИ с новостью о том, что в Лихославле собираются провести «малышковый парад Победы». Тема разошлась с подачи наших тверских коллег и была хорошо растиражирована. Даже несистемные политические субъекты и СМИ-иноагенты, воспользовавшись темой одевания детей в военную форму, не упустили возможности бросить камень в огород действующей российской власти и властей Верхневолжья.
Общую мысль публикаций свели к тому, что наряжать детишек в военную форму и разучивать с ними номера к празднику 9 мая – ужасная и бесчеловечная практика. Мол, военная форма – это одежда мертвецов, а «малышковый парад» – это милитаризация и издевательство над детской психикой. Такие мысли были высказаны в тексте психолога Кузнецовой, который она, судя по всему, написала в 2019 году. Авторы новости взяли его в качестве экспертного мнения специалиста в связи с намерением провести в Лихославле «малышковый парад».
Что примечательно, все СМИ, взявшие эту тему в оборот, не поинтересовались, а нет ли в экспертном сообществе других мнений по этому вопросу, и более свежих, кстати. Поэтому мы обратились к психологу, специалисту-практику из Твери Марии Данилиной, с просьбой высказать своё отношение к участию детей в праздничных мероприятиях ко Дню Победы.
Мария Данилина
- Мы готовимся к празднику 9 мая – дню Великой Победы над фашизмом. В преддверии этого праздника проводятся различные мероприятия, в семье, на работе, во взрослых и детских коллективах. И также это дает почву для всплеска самых разных эмоций. В недавней статье одного из тверского ресурсов звучит следующее: «некоторые психологи не раз выступали»… И это сразу вызывает вопрос – какие психологи, какого направления, образования, и вообще кто автор? 

Далее есть ссылка на комментарий психолога (размещен в 2019 году) о том, что нельзя на ребенка надевать военную форму, так как это действие имеет посыл «война – это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой. А надо не так». И далее «Военная форма – это одежда для смерти: делать преждевременную смерть, встречать её самому». Данное мнение не содержит никаких профессиональных обоснований, основанных на психологии, как науке.

Давайте разберем это мнение подробнее. Одежда «для смерти» исторически называется саван, продается в специализированных ритуальных магазинах, и никакого отношения к военной форме не имеет. Любая форма, в том числе и военная, имеет отношение к формированию идентичности. Понятие идентичности – ключевое понятие в социальной психологии, необходимое для полноценной личной и общественной жизни человека. Любой учебник сдержит подробный разбор этого понятия.

Согласно Э. Эриксону идентичность – чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям, способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. Это то, как человек представляет свою принадлежность к разным группам и общностям. То есть с кем/чем я себя соотношу, какие ценности разделяю, каким правилам следую. 

Конечно, было бы хорошо жить в едином мире, где нет ни конфликтов, ни противоречий, ни границ, в котором человечество в едином порыве движется к развитию и прогрессу. Это замечательная мечта, но, к сожалению, мир другой. В нем есть различные страны, традиции, культуры, ценности. И зачастую эти ценности диаметрально противоположны друг другу. Важно помочь ребенку сформировать свою принадлежность к определенной группе, стране, культуре. Чтобы он мог четко понимать, кто он в этом мире, что он готов создавать и защищать, если понадобится. 

Форма, сама по себе, лишь определяет принадлежность к какой-либо группе и, соответственно, к характеристикам этой группы, ее смысловому наполнению, ценностям и т.д. Ничего плохого или опасного нет и не может быть в том, что ребенок с детства будет осознавать себя частью народа-победителя, освободившего мир от фашизма.

Ассоциация автора поста «военная форма-война-смерть», возможно, содержит личный опыт, и скорее травматичный опыт, как в поговорке: «обжегшись на молоке, дуешь и на воду». И это скорее терапевтическая мишень для личной психологической проработки, а не тема статьи, в которой автор, следуя личному, вероятно искаженному травмой восприятию, делает попытку профессиональной психологической оценки общественного события. 

Хотя, к сожалению, это очень распространённое явление в психологии, когда психологи, имеющие собственные личностные проблемы, вместо того чтобы их решать, пытаются сделать свои травмированные взгляды подходом или теорией, объяснить удобным для себя способом суть события, ситуации и найти «состав преступления» там, где его просто не может быть. Скорее это выглядит, как действие Вредины из советского мультфильма «Все равно я испорчу вам праздник! – считает Мария Данилина.

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии