Источник: Вести.Экономика
Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил о том, что при завершении строительства второй очереди газопровода "Северный поток-2" Россия откажется от транзита газа в Европу через Украину. При этом Украина столкнется с проблемами при реверсных покупках газа.
Председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" в интервью журналу "Фокус" рассказал о "кознях" Газпрома, которые могут дорого обойтись Украине.
Коболев отметил, что в случае завершения строительства второй очереди газопровода "Северный поток-2" к 2019 г. Россия может полностью отказаться от транзита газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины, лишив её ежегодных доходов в размере $2 млрд в виде платы за транзит. При этом в Восточной Европе, по оценкам главы "Нафтогаза", может сложиться дефицит газа, что создаст Украине сложности в плане покупок газа по текущим "реверсным" схемам.
Кроме того, Андрей Коболев также признал, что иностранные инвесторы не горят желанием инвестировать в энергетику Украины и пока украинским властям не удастся "заинтересовать нашей ГТС крупного европейского игрока", аргумент о том, что украинцы "могут украсть ваш газ", будет оставаться в силе:
Стоит добавить, что бывший министр финансов Украины Арсений Яценюк в сентябре 2015 г. уже высказывал свои опасения по поводу перспектив для Украины от строительства "Северного потока-2". Тогда он назвал проект "антиукраинским", а также "несправедливым по отношению к Украине и ее партнерам".
Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил о том, что при завершении строительства второй очереди газопровода "Северный поток-2" Россия откажется от транзита газа в Европу через Украину. При этом Украина столкнется с проблемами при реверсных покупках газа.
Председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" в интервью журналу "Фокус" рассказал о "кознях" Газпрома, которые могут дорого обойтись Украине.
Коболев отметил, что в случае завершения строительства второй очереди газопровода "Северный поток-2" к 2019 г. Россия может полностью отказаться от транзита газа в Европу через газотранспортную систему (ГТС) Украины, лишив её ежегодных доходов в размере $2 млрд в виде платы за транзит. При этом в Восточной Европе, по оценкам главы "Нафтогаза", может сложиться дефицит газа, что создаст Украине сложности в плане покупок газа по текущим "реверсным" схемам.
Кроме того, Андрей Коболев также признал, что иностранные инвесторы не горят желанием инвестировать в энергетику Украины и пока украинским властям не удастся "заинтересовать нашей ГТС крупного европейского игрока", аргумент о том, что украинцы "могут украсть ваш газ", будет оставаться в силе:
"Иностранные нефтегазовые концерны ушли из Украины. Каковы шансы, что они вернутся в ближайшее время?
– Уход крупных компаний и их нежелание приходить в Украину – это индикатор того, насколько привлекательны украинские условия для добытчиков. Уровень рентной ставки у частных компаний в два раза ниже, чем у "Укргазвыдобування", они могут продавать газ по любой цене, какой захотят, и они все равно не приходят на рынок.
Отказ России от транзита газа по нашей трубе реален?
– Очень реален. Если россияне напрягутся, строительство второй очереди "Северного потока" можно окончить к 2019 году. Тогда проблем у нас станет гораздо больше. Помимо потери транзита, нам станет намного сложнее покупать в Европе газ. В Восточной Европе будет дефицит газа. Если весь газ пойдет через "Северный поток", транзитной мощности европейских ГТС не хватит, чтобы прокачать необходимый поток газа в Восточную и Южную Европу. Вполне возможно, что основная цель "Газпрома" – как раз добиться создания "узкого горлышка" на этом рынке, чтобы потом продавать газ нам и нашим соседям дорого.
Чем поможет передача нашей газотранспортной системы в консорциум с участием иностранных компаний?
– В первую очередь это даст возможность создать прозрачный рынок газа. Оператор ГТС не должен зависеть ни от кого из участников, он должен работать по прозрачным правилам игры, одинаковым для всех. Только так можно построить рынок. Но есть еще одна важная цель – сохранить транзит газа через Украину. Все-таки $2 млрд – это внушительная сумма для нашей экономики.
Для достижения обеих этих целей очень важно привлечь к управлению ГТС страны лицензированную американскую или европейскую компанию, которая имеет опыт управления аналогичными системами в других странах. Западные методы управления – это прозрачность и эффективность, поэтому использование нашей газотранспортной системы будет приносить больше дохода стране. Львиная доля тарифа любого оператора – это стоимость самой ГТС, и, оставляя ее в госсобственности, мы сможем брать плату за использование ГТС. К тому же, оставляя ГТС в госсобственности, мы сохраняем стратегический контроль над системой.
Второе: если мы сумеем заинтересовать нашей ГТС крупного европейского игрока, возможно, он сможет повлиять на строительство "Северного потока-2". Традиционный аргумент России о новом газопроводе – это то, что в Украине коррупция, ей нельзя доверять, так как в любой момент ваш газ могут украсть. Пока мы не покажем европейцам, что у нас полностью прозрачный подход к транспортировке газа, этот аргумент россиян будет работать".
Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей пропускной мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России по дну Балтийского моря до Германии. "Газпром" будет владеть 50%-й долей в проекте. Компании BASF, Engie, OMV, Shell и Uniper будут владеть равными долями по 10%.
– Уход крупных компаний и их нежелание приходить в Украину – это индикатор того, насколько привлекательны украинские условия для добытчиков. Уровень рентной ставки у частных компаний в два раза ниже, чем у "Укргазвыдобування", они могут продавать газ по любой цене, какой захотят, и они все равно не приходят на рынок.
Отказ России от транзита газа по нашей трубе реален?
– Очень реален. Если россияне напрягутся, строительство второй очереди "Северного потока" можно окончить к 2019 году. Тогда проблем у нас станет гораздо больше. Помимо потери транзита, нам станет намного сложнее покупать в Европе газ. В Восточной Европе будет дефицит газа. Если весь газ пойдет через "Северный поток", транзитной мощности европейских ГТС не хватит, чтобы прокачать необходимый поток газа в Восточную и Южную Европу. Вполне возможно, что основная цель "Газпрома" – как раз добиться создания "узкого горлышка" на этом рынке, чтобы потом продавать газ нам и нашим соседям дорого.
Чем поможет передача нашей газотранспортной системы в консорциум с участием иностранных компаний?
– В первую очередь это даст возможность создать прозрачный рынок газа. Оператор ГТС не должен зависеть ни от кого из участников, он должен работать по прозрачным правилам игры, одинаковым для всех. Только так можно построить рынок. Но есть еще одна важная цель – сохранить транзит газа через Украину. Все-таки $2 млрд – это внушительная сумма для нашей экономики.
Для достижения обеих этих целей очень важно привлечь к управлению ГТС страны лицензированную американскую или европейскую компанию, которая имеет опыт управления аналогичными системами в других странах. Западные методы управления – это прозрачность и эффективность, поэтому использование нашей газотранспортной системы будет приносить больше дохода стране. Львиная доля тарифа любого оператора – это стоимость самой ГТС, и, оставляя ее в госсобственности, мы сможем брать плату за использование ГТС. К тому же, оставляя ГТС в госсобственности, мы сохраняем стратегический контроль над системой.
Второе: если мы сумеем заинтересовать нашей ГТС крупного европейского игрока, возможно, он сможет повлиять на строительство "Северного потока-2". Традиционный аргумент России о новом газопроводе – это то, что в Украине коррупция, ей нельзя доверять, так как в любой момент ваш газ могут украсть. Пока мы не покажем европейцам, что у нас полностью прозрачный подход к транспортировке газа, этот аргумент россиян будет работать".
Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей пропускной мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России по дну Балтийского моря до Германии. "Газпром" будет владеть 50%-й долей в проекте. Компании BASF, Engie, OMV, Shell и Uniper будут владеть равными долями по 10%.
Стоит добавить, что бывший министр финансов Украины Арсений Яценюк в сентябре 2015 г. уже высказывал свои опасения по поводу перспектив для Украины от строительства "Северного потока-2". Тогда он назвал проект "антиукраинским", а также "несправедливым по отношению к Украине и ее партнерам".
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии