👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Националистическая травля родного для белорусских граждан русского языка
13 апреля 2019 г.
5461

Националистическая травля родного для белорусских граждан русского языка

Автор: Эльвира Мирсалимова
Нельзя допустить использование языковых особенностей нашей страны в политических спекуляциях

Очередная националистическая петиция псевдопатриотов, являющихся по сути банальными русофобами, на сей раз персонифицирована: националисты требуют(!) отставки ректора ВГУ им. П.М. Машерова Егорова А.В. Такую виртуальную писульку на белорусском языке в Сети накропали местные (?) националисты, оправдывая своё мелкопакостничество тем, что якобы «витебский университет замарал себя на всю страну тем, что заставил преподавателей и студентов прославлять чужой язык вместо родного».
Занимательно и поучительно проследить трансформацию белорусского герба с 1919 года до нашего времени. Забавно наблюдать, как менялись надписи на главных геральдических изображениях: «Пролетарыі ўсіх краёў, злучайцеся!»–«Пралятарыi ўсіх краін, злучайцеся!»–«Пролетарыі ўсіх краін, еднайцеся!»– «Пралетарыі ўсіх краін, яднайцеся
Лишь немногие истинные носители народного белорусского языка могут оценить пикантную двусмысленность в призыве.
Не могу обойти вниманием причастность витебщины к гербовым метаморфозам. Так, в декабре 1926 года СНК БССР признал удачным рисунок герба, выполненный руководителем Витебского художественного техникума Валентином Волковым. В проекте красная лента, обвивающая колосья и ветвь дуба, изначально была изображена с белой каймой, это отвергли по понятным причинам. Именно «волковский» герб два десятилетия был главным символом нашей республика.
Ещё одним интересным моментом является написание в белорусском гербе девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на четырёх языках. Статьи 22 и 23 Конституции БССР 1927 года, регулировавшие языковую политику в стране, фиксировали четыре государственных языкабелорусский, еврейский (идиш), русский и польский. Надписи на польском и идише убрали с герба в 1938 году. Остались лишь надписи на двух языках – русском и белорусском.
14 мая 1994 года в Республике Беларусь состоялся общереспубликанский референдум. Одним из вопросов, вынесенным на голосование, стало придание русскому языку равного статуса с белорусским. За такое решение проголосовало 4 017 273 избирателей, т.е. 83,3% от числа принявших участие в голосовании.
Равный статус языков – понятие более широкое, подразумевающее юридическое равноправие русского и белорусского языков не только на уровне Конституции, но и на уровне Законов и подзаконных актов.
В Республике Беларусь действует закон «О языках», который устанавливает равноправие русского и белорусского языков. Согласно ч.2 ст. 2 Закона, Республика Беларусь обеспечивает всестороннее развитие и функционирование белорусского и русского языков во всех сферах общественной жизни.
Однако можно смело утверждать, что Беларусь преимущественно русскоязычная страна. И наш нынешний президент пришёл к власти в 1994 году на волне общественного возмущения дискриминацией русского языка.
Повторюсь, подавляющее большинство граждан нашей страны говорят, думают и видят сны на русском языке.
Русский язык – такой же родной для граждан нашей страны, как и белорусский.

Вернёмся к позорной петиции нетерпимых националистов (переведено на русский язык).
«В Витебском государственном университете имени Машерова, который находится в Беларуси и готовит педагогические кадры для местных, белорусских школ, целую неделю проводились мероприятия в честь «родного русского языка». Их проводили сотрудники филологического факультета при поддержке фонда «Русский мир», который действует в России и занимается пропагандой русского языка и традиций русского народа»,– сообщается в так называемой петиции. – «Мы требуем отставки ректора ВГУ имени Машерова Егорова А.В., с согласия которого проводились мероприятия, направленные, по нашему мнению, против суверенитета Республики Беларусь, и которые противоречат патриотическому течению идеологического воспитания в нашей стране, готовят почву для дестабилизации в обществе».
Эта неправомерная и безответственная петиция была поддержана кучкой националистов. Крайне показательно. Однако националисты, хоть и в меньшинстве, но неплохо организованы, имеют свои политические структуры и сильную поддержку со стороны лояльных им медиа.
Нетерпимые к инакомыслию националисты и русофобы проникли во многие сферы общественной деятельности. В Беларуси проводят активную деятельность десятки, а, может быть, и сотни институтов, центров, общественных объединений, движений и прочих организаций, задачей которых является переформатирование сознания активной молодёжи, а закамуфлированной целью – смена власти в стране и вовлечение Беларуси в сферу западного влияния и подчинения.
Националисты проводят антиправославные акции, как, например, открытое противодействие строительству Свято-Софийского собора в Витебске. Они пишут петиции, требующие «убрать московские луковицы» с куполов православных храмов, выступают против установки памятников русским православным святым, например, княгине Ольге в Витебске.
Националисты возглавляют определенные профессиональные союзыобщественные организации и объединения. Они инициируют мероприятия, связанные с традиционной белорусской культурой, национальными обрядами, языковыми, краеведческими и историческими курсами, социальной помощью, молодёжным досугом и развлечениями, концерты, ролевые игры, квесты, спортивные мероприятия…
Теперь националисты осмелились не только очернить ректора витебского университета, но и открыто выступить против использования русского языка. Что это, как не «подготовка почвы для дестабилизации в обществе»?  Разве белорусский язык притеснён? Нисколько.
Граждане страны замечают, что на уличных указателях, вывесках в общественном транспорте, в метро и на вокзалах чаще всего используется лишь белорусский язык. Более того, в отдельных случаях (в метрополитене, на железной дороге, на многих туристических стендах и табличках с наименованием отдельных улиц) белорусский язык используется дважды – в традиционном написании и в латинской транскрипции, которая сложна для восприятия, как белорусами, так и иностранными туристами.
Разве звучали когда-либо от русскоязычных или пророссийских движений в Беларуси призывы к принижению, вытеснению или, не дай Бог, к запрещению белорусского языка? Разве возможно такое? Нет и ещё раз нет! Только уважительное отношение к двум равнозначным государственным языкам!
Призываю адекватных граждан, вдумчивых публицистов, ответственных журналистов, политиков и общественных активистов не оставлять без внимания подобные петиции. Нельзя допустить использование языковых особенностей нашей страны в политических спекуляциях и мутных игрищах, нельзя допустить разобщения общества.

Источник Политринг

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии