Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Не в тот вагон сел

Не в тот вагон сел

Источник: zen.yandex.ru
3337
11 июня 2021 г.

Истории раскрытия шпионских сетей на первый взгляд полны случайностей. В изложенном ниже случае персонаж сел не в тот вагон (по классности) и попался. Однако все случайности — только кажущиеся, за ними стоит кропотливая системная работа контрразведывательных служб.


В одну туманную и дождливую ночь 1910 года вахмистр полиции города Вильгельмсгафен по фамилии Глаус в штатском костюме забрался в одиноко стоящую богатую дачу в надежде поживиться и получил по голове. Когда он очнулся, то был связан по рукам и ногам, а его документы изучала какая-то женщина. Выяснив, что Глаус полицейский, женщина к большому удивлению последнего отпустила его на все четыре стороны.


Возвращаясь с дачи, Глаус столкнулся со своим другом также вахмистром полиции Енике, бывшем в форме при исполнении, и рассказал, что его рейд на дачу кончился полным провалом: денег достать не удалось. Енике был озадачен. Утром намечалась ревизия полицейской кассы, находившейся в ведении последнего, деньги из которой оба друга благополучно прокутили. Поразмыслив, друзья отправились грабить контору местного пивзавода, в которой по их расчетам имелись деньги. Грабеж прошел удачно, и недостача к утру была возмещена. Ревизия для друзей прошла благополучно.


Несколько дней спустя Глауса и Енике, недалеко от той дачи, которую Глаус пытался ограбить, остановил мужчина, представившийся инженером Петерсоном. Он пригласил полицейских зайти к нему на дачу, где он намеревался заявить об ограблении.


Полицейские согласились и зашли на злополучную дачу, оказавшуюся собственностью инженера.


На даче Петерсон показал друзьям фотографию, как Глаус выбирается из окна конторы пивзавода, а Енике в форме стоит на стрёме. После короткой беседы, полицейским предложили работать на Петерсона. За каждую проведенную акцию было обещано солидное денежное вознаграждение. Ну, а если друзья откажутся… Друзья, естественно, согласились.


Глаусу и Енике удалось с помощью подкупленного ними служащего местного водопровода достать для Петерсона планы городской водопроводной сети и системы труб; вовлечь в свою группу старшего сигнальщика новейшего германского скоростного крейсера «Фон дер Танн» Элерса. Последний раздобыл схемы крейсера и секретную сигнальную книгу германского военного флота. Провели еще ряд акций.


Любители хорошо покутить, Енике и Глаус для безопасности, выезжали в Париж и там гуляли вовсю. Благо на деньги Петерсон не скупился.


А в Берлине были озадачены. Немецкий разведчик, работавший в Лондоне сообщал, что у англичан появились планы и характеристики крейсера «Фон дер Танн» и ряд секретной информации, касающейся военно-морской базы германского флота, расположенной в гавани, на берегу которой располагался город Вильгельмсгафен. Было ясно, что в Вильгельмсгафене активно работает английская агентура.



В Берлине лихорадочно искали способ найти английских агентов. Тем временем один опытный комиссар тайной кёльнской полиции ехал на поезде по делам службы в Париж. Ему было поручено выяснить, не скрывается ли в столице Франции известный похититель бриллиантов, разыскиваемый как полицией Германии, так и соответствующими структурами ряда европейских стран. В своем вагоне комиссар опытным взглядом профессионала вычленил грубоватого вида мужчину, в очень дорогом костюме и с манерами, которые никак не соответствовали нормам поведения пассажиров первого класса. Комиссар заподозрил, что этот мужчина, преступник, совершивший удачное ограбление и теперь уезжающий во Францию. Поэтому, при пересечении границы, комиссар оказался поблизости от пограничника проверявшего документы странного пассажира и с удивлением узнал, что подозрительный мужчина - полицейский вахмистр из Вильгельмсгафена по фамилии Глаус. Но полицейские вахмистры в подобных костюмах и вагонах не ездят – не то жалование.


По приезду в Париж, где комиссара встречал французский коллега, комиссар попросил французского коллегу проверить документы у своего попутчика: на самом деле он полицейский, или скрывающийся по подложным документам преступник? Француз остановил мужчину и не только тщательно проверил всего его документы, но и организовал за ним наружку.


Вечером комиссар из Парижа и комиссар из Кёльна вместе сидели в ресторане, в котором с хорошенькой брюнеткой кутил Глаус. Когда Глаус ушел, а девушка вернулась в ресторан, ее пригласили за столик, за которым сидели комиссары и расспросили про ее знакомого. Ивонна, так звали девушку, не скрывала, что Глаус полицейский из Вильгельмсгафена, что он очень богатый человек и в Париже не первый раз. Заодно вспомнила, что у нее дома сохранилась телеграмма, из-за которой Глаус не смог задержаться в Париже и провел с ней лишь этот вечер. Француз представился, и Ивонна принесла телеграмму. Последняя сообщала: «Немедленно возвращаться. Петерсен». Прислана она была из Вильгельмсгафена.


Когда комиссар из Кёльна вернулся в Кёльн и докладывал начальнику о своей поездке в Париж, то не забыл рассказать и о Глаусе, показав телеграмму. В ответ на эту телеграмму начальник Кёльнской полиции показал комиссару предписание германского генерального штаба всем крупнейшим учреждениям тайной политической и сыскной полиции обратить особое внимание на работу иностранных агентов на территории империи. А среди списков известных английских агентов значилась фамилия Петерсон.


Спецгруппа из Кёльна отбыла в Вильгельмсгафен. Были арестованы Глаус, Енике, Элерс. Петерсону удалось уйти через подземный ход, предусмотрительно сооруженный на его даче. Но зато при обыске дачи было найдена фотолаборатория, в которой нашли негатив снимка, как Енике и Глаус грабят пивзавод. Элерс сознался, что позволил по просьбе Енике скопировать сигнальную книгу, чертежи и инструкции с крейсера «Фон дер Танн».


Элерсу дали шесть лет и исключили со службы.


Суд счел, что для обвинений в шпионаже вахмистра полиции Глауса доказательств недостаточно, но дал ему шесть лет за семь доказанных грабежей.


Вахмистр полиции Енике получил шесть лет за шпионаж в пользу иностранной державы и три года дополнительно за участие в грабеже. Дали не максимальный срок: учли что Енике отец двоих детей и фельдфебель ландвера.


Петерсона так и не нашли.


А вел бы себя Глаус поскромнее, в соответствии с доходами и социальным статусом, не шикуй без надобности, глядишь - гулял бы на свободе еще долго.


(Источник: Берндорф)

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии