👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

4 июня 2016 г.
5992

О кризисе в Бразилии и западничестве Петра I

В 14-ом выпуске передачи «Исторические параллели», которую мы делаем совместно с общественно-политическим журналом «Политическая Россия», речь зашла о политическом кризисе в Бразилии и его угрозах для России, а также о том, был ли на самом деле Петр I прозападным либералом.
https://www.youtube.com/watch?v=BhTBQQIoaUM
Видео ВКонтакте
Скачать аудио
Текст: Политическая Россия
Вопрос: В Бразилии в самом разгаре политический кризис: недавно от своих обязанностей на время судебного разбирательства была отстранена президент страны Дилма Роуссефф, известная своей поддержкой России. Это далеко не первый случай, когда пророссийские политики становятся жертвой массовых информационных атак. Как вы считаете, чем закончится ситуация с возможным импичментом президенту Бразилии и как она повлияет на отношения двух государств?
Николай Стариков:
Сначала давайте обозначим, что Роуссефф – не пророссийский политик. Она пробразильский политик, один из инициаторов БРИКС. Она прекрасно понимает, что державы, на Западе непопулярные, должны объединяться, создавать определенную альтернативу и доллару, и насаждаемому экономическому порядку.
Вашингтону не нравится такая политика. Из пяти государств БРИКС он выбирает самое слабое звено и начинает бить по нему. Форма нанесения удара традиционная – заявление о коррупции. Есть блогеры, есть СМИ, есть выделенные деньги – и происходит такая же история, как была у нас в 2011 году.
Я не буду вдаваться в то, было ли нарушено президентом Бразилии законодательство или нет. Для нас важно понимать, что американцы взяли курс на свержение режимов государств, политиков, которые с Россией находятся в хороших отношениях. Сейчас в зоне риска находится Венесуэла, но я думаю, что и по другим государствам БРИКС удар будет точно также нанесен.
Мы с вами должны помнить, что в зоне риска находимся и мы, ведь Россия и Китай – два основных конкурента США, которые не дают им делать в мире все, что они захотят. Поэтому внимательно следим за ситуацией в Бразилии, откладываем в сторону разговоры, подчерпнутые из интернета, и смотрим на все с простой пророссийской позиции: мы за тех политиков, которые за нас.
Все остальное в данном случае нас интересовать не должно.
Вопрос: Если бы Петр I жил в наше время, его бы тоже назвали прозападным либералом и врагом России?
Николай Стариков:
Это очень интересный вопрос, каким бы был Петр Великий, если бы жил в сегодняшнее время.
Я хочу сказать, что я к нему отношусь с огромным уважением. Не только потому что он построил город на Неве, в котором я имел счастье родиться. Это создатель той России, которую мы, к сожалению, потеряли в 1917 году, которая до этого в течение практически трех столетий развивалась, ширилась, крепла и только благодаря предателям была обрушена. Затем она восстановилась, снова с помощью предателей была обрушена в 1991 году и теперь снова набирает силу и мощь.
Но давайте оценим Петра с точки зрения его либерализма или западничества. Очевидно, что, наверное, термин либерал к нему не подходит, потому что все-таки никаких либеральных реформ он не проводил. Но что можно точно сказать, так это то, что он был в плену неких иллюзий по поводу Запада.
Мне это напоминает те иллюзии, в которых практически все наше общество пребывало накануне 1991 года. Мы думали тогда, что Запад нам поможет, что только там все правильное, а у нас нет. Вот что-то такое, мне кажется, думал и Петр I.
Мы видим, что он не испытывал должного уважения к той цивилизации, которой ему выпал жребий руководить. Поэтому-то он стал перенимать западные обычаи. Да, он хотел построить сильную армию, видел, что стрелецкое ополчение наше уже не соответствовало уровню западных государств.
Но он перенял не только тактику, не только вооружение и не только форму, но еще и заставил всех наших мужчин сбрить бороду. Зачем? В течение тысячелетий борода как-то не мешала русскому человеку развивать нашу цивилизацию, бороться с противниками и создавать уникальную культуру.
Но Петр перенимал все до последней запятой. И в этом смысле, конечно, мне кажется, его западничество сыграло и отрицательную роль в нашей культуре. Но, начав войну со Швецией, а она продолжалась около двух десятилетий, Петр начал в себе это западничество изживать. Если в начале становления русской армии нового европейского образца у нас офицеры были иностранцы, маршалы были иностранцы, то уже через очень небольшой промежуток времени армией начинает командовать Петр, Меньшиков, целая плеяда выдающихся русских военноначальников. Да, офицеры на вторых ролях остаются иностранцами. Но они не являются уже варягами, которые приехали, послужили и уехали.
Они приезжают сюда и начинают пускать корни. То есть появляется уже национальная русская армия, уж не говоря о том, что Петр создал национальный русский флот. Конечно, это было сделано при помощи западных технологий, но еще вопрос, подошли бы имеющиеся у нас тогда технологии строительства для военных кораблей.
Я хочу сказать, что Петр I изжил в себе то западничество, которое наше общество точно также изжило в середине 2000-х. Он стал трезво смотреть на мир, понимая цену тем обещаниям и той дружбе, которые ему давали в западных столицах.
Мы тоже сегодня понимаем, что такое дружба и обещания западных политиков. Поэтому давайте будем уважать нашего Петра за то, что он построил великую державу, и уважать его дело с поправкой на специфику XXI века.

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии