5197
Обуреваемые реваншем
Источник: Изборский клуб
·
Автор: Александр Дмитриевский
Очередная годовщина Второго раздела Речи Посполитой. Как-то странно, что об этой дате никто не вспоминает, хотя и надо бы… А то всё доносятся стенания из Варшавы: мол, Красная армия то ленилась явиться на помощь Армии Крайовой в дни восстания, то не спешила освобождать узников Освенцима…
Состоявшийся 23 января 1793 года Второй раздел Речи Посполитой стал результатом полнейшего упадка польской государственности, хотя парой столетий ранее эта страна метила в гегемоны Восточной Европы. И даже Россия, в которой разразился династический кризис, повлекший за собой гражданскую войну в виде Смутного времени и Семибоярщины, в те годы имела все шансы стать огромной восточной окраиной польской империи. Но к превеликому нашему счастью, русское общество нашло в себе здоровые силы и оказалось способным дать отпор претендовавшим на русский престол польским королям…
Речь Посполитая тогда проиграла, но не смирилась. Однако, как ни пыталась она отыграться в XVII столетии, проигрывала набирающей силу России всё больше и больше. В царствование Петра I Польша уже не представляла собой ничего значительного в военно-политическом плане, хотя ее культурное влияние на Россию оставалось огромным: многие представители старого боярства владели польским языком, а среди знатных красавиц варшавские моды хоть и потеснились парижскими, но все равно высоко ценились.
Разделы Польши нельзя назвать однозначным благом или злом для России: с одной стороны, возвращались западные владения первых Рюриковичей, да и православный люд получил надежную защиту от панов и ксендзов. Однако нельзя забывать, что безбожный ХХ век стал родным внуком просвещенного XVIII столетия: антицерковная политика Петра I и Екатерины II привела к тому, что русское православное монашество численности допетровских времен достигло всего полтора десятилетия тому назад, в нынешнем, ХХI веке! А на момент восстания декабристов в 1825 году численность католического духовенства в России была вполне сопоставимой с численностью духовенства православного! Думаю, вполне понятно, каким оно было по своему национальному составу.
Но важно не только это, а еще и то, что оно активно участвовало в формировании русской национальной элиты: известно, что созданный польскими монахами иезуитский коллегиум в Петербурге давал очень качественное образование, и родители Пушкина хотели определить будущего национального гения именно туда. И только открытие Царскосельского лицея оказалось в данном случае настоящим чудом…
В Варшаве прекрасно понимали, что силой оружия одолеть Россию нельзя, но можно сделать ставку на «мягкую силу»: Украина и Белоруссия по своей сущности являются польскими реваншистскими проектами, направленными на раскол русской общности. И когда живущие в Донецке слышат доносящуюся с западных окраин стрельбу, то должны понимать: это Речь Посполитая руками взращенных ею манкуртов пытается снова взять реванш над Русью. И расслабляться русским людям рано…
Дмитриевский Александр Владимирович (р. 1974) — историк, публицист, ветеран русского движения Донбасса. Постоянный эксперт Изборского клуба Новороссии
Состоявшийся 23 января 1793 года Второй раздел Речи Посполитой стал результатом полнейшего упадка польской государственности, хотя парой столетий ранее эта страна метила в гегемоны Восточной Европы. И даже Россия, в которой разразился династический кризис, повлекший за собой гражданскую войну в виде Смутного времени и Семибоярщины, в те годы имела все шансы стать огромной восточной окраиной польской империи. Но к превеликому нашему счастью, русское общество нашло в себе здоровые силы и оказалось способным дать отпор претендовавшим на русский престол польским королям…
Речь Посполитая тогда проиграла, но не смирилась. Однако, как ни пыталась она отыграться в XVII столетии, проигрывала набирающей силу России всё больше и больше. В царствование Петра I Польша уже не представляла собой ничего значительного в военно-политическом плане, хотя ее культурное влияние на Россию оставалось огромным: многие представители старого боярства владели польским языком, а среди знатных красавиц варшавские моды хоть и потеснились парижскими, но все равно высоко ценились.
Разделы Польши нельзя назвать однозначным благом или злом для России: с одной стороны, возвращались западные владения первых Рюриковичей, да и православный люд получил надежную защиту от панов и ксендзов. Однако нельзя забывать, что безбожный ХХ век стал родным внуком просвещенного XVIII столетия: антицерковная политика Петра I и Екатерины II привела к тому, что русское православное монашество численности допетровских времен достигло всего полтора десятилетия тому назад, в нынешнем, ХХI веке! А на момент восстания декабристов в 1825 году численность католического духовенства в России была вполне сопоставимой с численностью духовенства православного! Думаю, вполне понятно, каким оно было по своему национальному составу.
Но важно не только это, а еще и то, что оно активно участвовало в формировании русской национальной элиты: известно, что созданный польскими монахами иезуитский коллегиум в Петербурге давал очень качественное образование, и родители Пушкина хотели определить будущего национального гения именно туда. И только открытие Царскосельского лицея оказалось в данном случае настоящим чудом…
В Варшаве прекрасно понимали, что силой оружия одолеть Россию нельзя, но можно сделать ставку на «мягкую силу»: Украина и Белоруссия по своей сущности являются польскими реваншистскими проектами, направленными на раскол русской общности. И когда живущие в Донецке слышат доносящуюся с западных окраин стрельбу, то должны понимать: это Речь Посполитая руками взращенных ею манкуртов пытается снова взять реванш над Русью. И расслабляться русским людям рано…
Дмитриевский Александр Владимирович (р. 1974) — историк, публицист, ветеран русского движения Донбасса. Постоянный эксперт Изборского клуба Новороссии
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии