👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Почему имам Шамиль сдался русским войскам
27 декабря 2017 г.
5092

Почему имам Шамиль сдался русским войскам

Источник: stalist.livejournal.com
В 1859 году перевернулась одна из кровавых страниц истории России и Кавказа. После многомесячной осады русские войска взяли аул Гуниб в Дагестане и захватили в плен знаменитого вождя горцев – имама Шамиля. Больше четверти века он был одним из самых упорных и неуловимых врагов Российской империи.


В начале 1830-х годов Шамиль создал многонациональное государство, в котором были объединены чеченцы, ингуши, аварцы (сам Шамиль был аварцем), лезгины, ряд малых дагестанских народностей. Шамиль сплотил их на основе идеологии мюридизма – воинствующего ислама, провозгласившего долгом каждого мусульманина священную войну с «неверными» (газават). Шамиль стал самодержавным повелителем, сосредоточившим в своих руках, духовную, светскую и военную власть – имамом этого теократического государства.
Вначале Шамиль был одним из сподвижников первого имама – Кази-Муллы, поднявшего в 1829 году восстание против российского господства на Кавказе. После взятия русскими войсками в 1832 году аула Гимры, во время которого погиб Кази-Мулла, его преемником стал Гамзат-бек. Вскоре Гамзат-бек погиб в ходе межплеменных разборок, и верховный авторитет среди мюридов (борцов за веру) перешёл к Шамилю. Ему удалось обосноваться в ауле Ахульго и развернуть оттуда новый виток борьбы народов Кавказа за независимость.
Шамиль искусно пользовался дипломатическими методами. Первые годы своего правления ему удалось переговорами удерживать российскую администрацию от военных действий. Когда же в 1837 году русские войска всё-таки взяли Ахульго, Шамиль согласился присягнуть на верность российскому императору. Полученную таким образом мирную передышку Шамиль снова использовал для укрепления своей власти и консолидации сил горцев для возобновления борьбы.
В 1839 году русские войска опять взяли Ахульго, но Шамиль сумел ускользнуть. Российские власти считали его дело проигранным, не стали его преследовать, и вновь просчитались. Обосновавшись на этот раз в чеченском селении Дарго, Шамиль в 1842 году отразил наступление русских войск. В 1845 году императорская армия взяла Дарго, но при отходе попала в засаду и была уничтожена мюридами.
Последующие двенадцать лет были пиком политического могущества Шамиля. Власть имама простёрлась на весь Горный Дагестан, Ингушетию, Чечню, некоторые северо-западные районы нынешнего Азербайджана. В своём государстве Шамиль неуклонно устанавливал порядки в соответствии с шариатом. Шамиль умно укреплял собственную власть. Чтобы предотвратить сепаратизм, он разделил на местах военную и судебную власти.
Шамиль обладал широким политическим кругозором. Во время Восточной войны (1853-1856 гг.) он пытался найти союзников в лице Турции и Англии и просил у них помощи оружием и деньгами (но не получил её из-за трудностей сообщения). Завязал Шамиль отношения и с очагом борьбы на Западном Кавказе – черкесскими племенами, также боровшимися за свою независимость.
Только после окончания Восточной войны Российская империя смогла взяться за окончательное завоевание Кавказа. К тому времени власть Шамиля переживала внутренний кризис. Многим горцам не нравились порядки, заводимые Шамилем, произвол его кади (судей) и наибов (военных губернаторов), вводимые имамом непривычные налоги «на борьбу с неверными». Некоторые племенные авторитеты испытывали всё больше желания замириться с российской администрацией на условиях сохранения своего традиционного положения. Шамилю становилось всё труднее контролировать своих соратников.
На время Шамилю ещё удалось сплотить горцев перед лицом возобновившегося наступления русских войск. Но когда весною 1859 года императорская армия под командованием генерала от инфантерии А.И. Барятинского обложила Гуниб, Шамилю оставалось либо погибнуть, либо выговорить себе почётные условия сдачи. Однако Шамиль затягивал переговоры. Тогда Барятинский 25 августа 1859 года двинул войска на штурм Гуниба. Шамиль был захвачен в плен.
Российская империя милостиво относилась к своим побеждённым врагам. Кроме того, пример уважительного обращения с Шамилем должен был побудить других вождей горского сопротивления прекратить борьбу. Шамилю были оставлены его государственная казна (превращённая им в личную) и его гарем. Ему было обещано, что в дальнейшем ему позволят совершить паломничество в Мекку. Шамиль был поселен в Калуге, где царское правительство взяло в аренду для его жительства роскошный дом местного помещика Сухотина. Знатному пленнику была определена пенсия из российской казны в размере 15 тысяч тогдашних рублей в год. Его принял и беседовал с ним сам император Александр II.
Шамилю было позволено ездить по России. Отличаясь большим умом и наблюдательностью, он с интересом подмечал новшества технического прогресса, входившие тогда в жизнь – железные дороги, пароходы, телеграф, восхищался огромными каменными зданиями и храмами и т.д. Говорят, что под конец жизни он выразил сожаление, что так долго боролся с «белым царём». В 1866 году, в годовщину своего пленения, он торжественно принёс присягу на верность российской короне.
В 1870 году Шамиль совершил паломничество в Мекку, где, как и предсказывал, скончался на следующий год. Он похоронен в Медине. Шамиль явно ничем не прогадал ни когда воевал, ни когда сдавался в плен. Он получил от жизни всё – богатство, власть, уважение и священную о нём память народов, которыми правил, а под конец жизни, утратив только власть, получил огромное уважение от победившего его противника.
Ярослав Бутаков

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии