Источник: politring.com
На V Форуме регионов, перед пленарным заседанием, приветствуя президента России Владимира Путина, Александр Лукашенко высказал мнение, что могилёвская земля «больше русская, чем белорусская». Естественно, тему «русской земли» развили прозападные оппозиционные СМИ, а также польская пресса. Особенно возмутило поляков, что среди «русских городов» были упомянуты Брест и Гродно.
Прежде чем перейти к польской «озабоченности», давайте вспомним то историческое высказывание Лукашенко. Телеканал «Беларусь-1» выдал в эфир высказывание главы белорусской республики:
«Я с удовольствием приветствую вас здесь, на могилевской земле. По настроению (знаю вас давно) вижу, что вы чувствуете здесь себя как у себя дома, на этом клочке, можно сказать, русской земли. Это такой город, я бы даже сказал, больше русский, чем белорусский. Это восток Беларуси».
Пресс-служба Лукашенко пересказала высказывание главы государства о Могилёве, зачем-то «сгладив углы»:
«Александр Лукашенко тепло приветствовал Владимира Путина в Могилеве, отметил, что этот город не только белорусский, но и русский, поскольку находится около российской границы на востоке Беларуси».
Белорусское интернет-издание приводит фразу, которой Александр Лукашенко подвёл итог упомянутой встрече двух президентов перед телекамерами:
«Я благодарен Вам, президенту России, за то, что вы нашли время, приехали в этот светлый город. Я не зря сказал – русский город. Могилев, Витебск – это такие города, которые вообще не отличаются от российских городов. Да и Брест – вот, губернатор выступал, – Гродно. Они если и отличаются, то только своей архитектурой западной. А тут все наше, все живое».
Польское издание «Кресы» озаботилось заявлением Александра Григорьевича, напомнив своим читателям, что «во времена Первой и Второй польской республики Гродно и Брест были важными польскими городскими и административными центрами», в которых значительная часть населения была поляками, а «в сентябре 1939 года жители Гродно вместе с польскими солдатами героически встретились с атакующими Советами»…
Развивая тему «советской агрессии против Польши», «Кресы» проникновенно повествуют о Тадеке Ясинском, 13-летнем мальчишке из Гродно, который «был захвачен Советами, а затем подвергнут пыткам и использовался в качестве живого щита».
Далее журналист «Кресов» ссылается на утверждение главы Polska Macierz Szkolna в Беларуси Станислава Синькевича, заявляющего, что по «неофициальным статистическим данным, каждый третий житель Гродно – поляк».
В конце статьи речь уже идёт о детских учреждения в Беларуси, которые ведут воспитательную работу и обучение на польском языке. Все эти умозаключения и исторические искажения рассчитаны на польского читателя. Для них и ведётся вся эта антибелорусская и русофобская пропаганда.
Варшава считает белорусские земли своими. Наши земли – от Бреста и Гродно до Гомельщины и Витебщины – поляки именуют «кресы всходне», т.е. считают их своими восточными территориями. Это ни много, ни мало вся Гродненская область, вся Брестская, часть Минской области и почти треть Витебщины. Неудивительно, что заявления Лукашенко о русских городах Беларуси вызывают такую неприязнь в польских СМИ.
В Польше издается соответствующая литература: в книге Романа Афтанази «Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej» наши земли витебские и полоцкие указаны как польские воеводства. В издании кропотливо описаны все поселения, храмы, усадьбы, строения и сады, некогда бывшие польскими. Подробная опись всего имущества – вплоть до посаженных кустов, вкопанных скамеек и количества чайных ложечек.
Тема реституции поддерживается в польских СМИ. Была создана соответствующая организация «Реституция кресов» во главе с Матеушем Пискорским, который озвучил, что более 100 тысяч поляков могут доказать своё право на наследство на землю и имущество в Восточных кресах…
Впрочем, за недавними могилёвскими высказываниями Александра Григорьевича некоторые польские аналитики видят лишь меркантильный интерес, дескать Москва собирается купить Беларусь («Kreml chce kupić Białoruś»). Об этом, например, заявляет крупнейшая польская газета «Rzeczpospolita»: «Власти в Минске вынуждены сделать геополитический выбор для финансовой поддержки».
Так или иначе, всем белорусам понятно, что глава нашего государства, назвав наши земли «клочком, можно сказать, русской земли», лишь озвучил очевидное. Историк Николай Стариков в одном политическом ток-шоу назвал нашу страну особым русским государством.
Мы и не забывали, что название нашей суверенной и независимой страны Беларусь – от слова «Русь».
Автор: Эльвира Мирсалимова
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии