5766
Понять и простить СС. Зачем в Норвегии выпустили сериал «Фронтовики»?
Источник: aif.ru
·
Автор: Андрей Сидорчик
Если бы Адольф Гитлер мог бы оказаться в 2021 году, он потирал бы руки от удовольствия — поражение, которое потерпел нацизм в 1945 году, оказалось не окончательным. Спустя десятилетия происходит ползучая реабилитация гитлеровцев и их подручных.
На фоне марша в честь дивизии СС «Галичина» в Киеве несколько в тени оказались страсти, кипящие в Норвегии. Там проект, реабилитирующий коллаборационистов, продемонстрировали в эфире государственного телеканала NRK.
Речь идет о сериале «Фронтовики» режиссера Александра Кристенсена, снятом при поддержке Министерства обороны страны, а также норвежского Минкульта.
Автор не без гордости заметил, что посвятил работе над проектом целых десять лет. В основе сериала, премьера которого состоялась 6 апреля, лежат интервью норвежских ветеранов — тех, что во Второй мировой войне сражались на стороне Третьего Рейха.
«Когда началась война, я был просто пацаном, моя мама очень переживала», — признается один из героев.
«Я сражался за Норвегию, — заявляет второй, — я пошел добровольцем, чтобы сражаться против коммунизма».
«Фронтовики» вызвали раскол в обществе еще на этапе создания фильма. Три историка, привлеченных к проекту, вышли из него, заметив, что авторы сознательно ретушируют причастность норвежских коллаборационистов к военным преступлениям, а основное внимание концентрируют на их героизме и пережитых ими ужасах.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя выход «Фронтовиков», заметила: «Прикрываясь “полезностью неангажированного обмена мнениями”, авторы фильма все перевернули, извратили и превратили военных преступников и добровольных пособников нацистов в “наивных жертв гитлеровской пропаганды” и “патриотов, противостоящих экспансии большевизма”. Зрителей призывают не осуждать “фронтовиков”, а постараться “понять их мотивы”. С экрана транслируется полное отсутствие сожаления и раскаяния со стороны “ветеранов”, умалчивается об их причастности к гитлеровским зверствам. “Герои” бравируют своими “боевыми заслугами”, с улыбкой вспоминают эффективность немецких пулеметов и тяжелые потери Красной Армии».
Режиссер Александр Кристиансен считает, что информация о причастности норвежцев к преступлениям в фильме донесена.
«Это правда, что добровольцы в сериале не жалеют о своем выборе, но как создатель я мало что могу с этим поделать. Мы должны смириться с их мнением, нравится нам оно или нет», — приводит слова режиссера NRK.
В апреле 1940 года Третий Рейх начал вторжение в Норвегию. Армия страны, опираясь на помощь англо-французских союзников, дралась храбро, но к середине июня вся территория оказалась под контролем немцев. Королевская семья и правительство Норвегии успели эвакуироваться.
На оккупированной территории был создан Рейхскомиссариат «Норвегия», главой которого стал немец Йозеф Тербовен. Оккупанты опирались на коллаборационистов во главе с лидером норвежской нацистской партии «Национальное единение» Видкуном Квислингом.
Квислинг еще осенью 1940 года предложил создать норвежские части в подразделениях вермахта. Берлин одобрил эту идею, и в январе 1941 года Квислинг обратился по радио к населению с призывом записываться добровольцами в полк СС «Нордланд», чтобы «принять участие в войне за мир и независимость против мирового деспотизма Англии».
Первые 200 норвежских добровольцев принесли клятву на верность Гитлеру уже 28 января 1941 года. Впрочем, несмотря на обещания Квислинга поставить под ружье десятки тысяч человек, набор шел откровенно вяло. Первые норвежцы, присягнувшие Рейху, служили в полку «Нордланд» дивизии СС «Викинг».
После нападения Германии на СССР Квислинг вновь попытался активизировать мобилизацию добровольцев, объявив о создании Норвежского легиона, впоследствии ставшего добровольческим легионом СС «Норвегия».
Зимой 1942 года Норвежский легион перебросили на Восточный фронт, где он принимал участие блокаде Ленинграда.
В апреле 1942 года в руки бойцов Красной Армии попал ефрейтор 2-го отделения 2-го взвода 4-й пулеметной роты батальона «Норвежского добровольческого легиона» Ентведт Киель. Протокол его допроса есть в свободном доступе.
Интересен момент, в котором норвежский ефрейтор объясняет мотивы, заставившие его отправиться воевать против СССР: «По словам пленного, немецкие и норвежские солдаты, находясь на Восточном фронте, выполняют свои обязательства. Норвежцы борются на фронте не за Германию, а за Норвегию. На вопрос о том, почему же они, норвежцы, не борются против Германии, которая оккупировала всю Норвегию, на территории самой Норвегии, пленный ответил: во-первых, норвежцы уже один раз попробовали бороться с немцами, и в течение 1-2 месяцев Норвегия была побеждена; во-вторых, норвежцы не имеют для этого оружия… Норвежцы не хотят оставаться под пятой немцев, и поэтому пошли воевать в Россию, чтобы доказать им, что и они, норвежцы, умеют воевать. Убедясь в этом, после победы немцы освободят Норвегию. Так говорил об этом норвежцам командир полка — немец. По словам пленного, норвежцы воюют против России также и потому, что боятся России, которая в случае победы может занять и Норвегию. Если же Германия выиграет войну, то они уйдут из Норвегии».
К февралю 1943 года норвежцы потеряли на Восточном фронте убитыми 175 человек. После прорыва блокады Ленинграда легион отправили в Германию. Там одних отправили домой, а других, желавших продолжить боевые действия, включили в состав 11-й добровольческой моторизованной дивизии СС «Нордланд». Основу подразделения общей численностью в 9000 человек составляли норвежцы и датчане, также в нее входили и финские добровольцы.
Дивизию перебросили под Ленинград, откуда ее в начале 1944 года отбросили советские войска. Затем были бои в Прибалтике, переброска в Германию и, наконец, битва за Берлин. Норвежские эсэсовцы входили в число тех, кто оборонял рейхсканцелярию.
В общей сложности на стороне Третьего Рейха во Второй мировой войне сражались около 7000 норвежцев.
Согласно официальной советской статистике, в лагерях военнопленных после войны оказался 101 норвежец. 83 из них впоследствии были репатриированы на Родину, 18 скончались в плену.
Для послевоенной Норвегии вопрос о том, кем являются местные эсэсовцы, не стоял — рядовые добровольцы были привлечены к уголовной ответственности, получая наказания до 5 лет лишения свободы. Более высокопоставленные деятели были осуждены на сроки свыше 10 лет заключения.
Видкун Квислинг был приговорен к смертной казни и расстрелян 24 октября 1945 года. Такой же приговор был вынесен еще четырем десяткам коллаборационистов и руководителей немецкой оккупационной администрации.
Сегодня в Норвегии признают: да, их соотечественники в годы войны не просто воевали на стороне Гитлера, но и участвовали в карательных акциях против местного населения. Тем не менее сериал «Фронтовики» предоставляет им трибуну для выражения собственных взглядов.
Пресс-секретарь МИД Норвегии Ане Ховардсдаттер Лунде заявила: «Сериал NRK — произведение из сферы культуры и никоим образом не отражает норвежскую официальную политику или взгляды на историю. Поэтому для нас неестественно это комментировать… Норвегия — непоколебимая защитница свободы слова. Разнообразие мнений имеет огромную ценность как основополагающая черта живых демократий».
Норвежский блогер и журналист Ларс Биркелунд указал на то, что авторы «Фронтовиков» сознательно искажают предысторию событий.
В издании Steigan он пишет: «В телесериале действия нацистов отчасти оправдываются фальсификацией российской истории. Во втором эпизоде даже утверждается, что Россия до революции 1917 года была демократической страной!» Биркелунд также замечает, что авторы ставят в вину Сталину советско-германский пакт, и напоминает: «Сталинский СССР долгие годы пытался заручиться поддержкой Франции и Великобритании против Гитлера. Независимо от этого, Советы начиная с 1936 года саботировали поставки оружия Гитлера и Муссолини в Испанию другому фашисту — Франко… Не далее как 15 августа 1939 года Советы предложили выставить против Гитлера более миллиона солдат. Но западные державы — Великобритания и Франция, за 11 месяцев до этого подписавшие с Гитлером катастрофический Мюнхенский сговор — снова отказались. Это усилило подозрения СССР, что они заключили секретное соглашение с Германией. И только после этого, после нескольких лет безуспешных попыток привлечь на свою сторону Францию и Великобританию, СССР пошли на соглашение с Германией».
Подводя итог анализу «Фронтовиков», Ларс Биркелунд констатирует: «Норвегия готова понять и принять всё и вся — кроме тех, кого США, НАТО и правительство назначили своими врагами. Как в романе Джорджа Оруэлла “1984”: враги со временем меняются, но есть одна константа — Россия. Значит, “Эн-эр-ко” ни за что не снимет сериал, который как-то нюансирует образ или попытается понять Сталина или Путина (никакого сравнения). Или “временных” врагов вроде президента Сирии Башара Асада и его сторонников. Их будут мазать лишь одной краской: черной».
Невозможно отделаться от ощущения, что норвежцев приучают не только к мысли о «русской угрозе», но и к неизбежности войны с Россией. Был уже и скандальный сериал «Оккупированные», авторы которого строят сюжет вокруг вторжения российских войск в страну, и многочисленные заявления властей Норвегии о том, что Россия якобы наращивает военный потенциал в приграничных районах. А вот строительство американского радара в Северной Норвегии подается как сущая мелочь, которую Россия раздувает до размеров слона.
И когда в этих условиях появляется сериал, предлагающий понять и простить тех, кто воевал с СССР восемьдесят лет тому назад, это очень плохой сигнал. Возникает ощущение, будто кто-то дает понять нынешней норвежской молодежи, что новый поход на Восток не за горами.
Обложка: «Фронтовики». Режиссер Александр Кристенсен. Кадр из фильма
«Пошел добровольцем, чтобы сражаться против коммунизма»
На фоне марша в честь дивизии СС «Галичина» в Киеве несколько в тени оказались страсти, кипящие в Норвегии. Там проект, реабилитирующий коллаборационистов, продемонстрировали в эфире государственного телеканала NRK.
Речь идет о сериале «Фронтовики» режиссера Александра Кристенсена, снятом при поддержке Министерства обороны страны, а также норвежского Минкульта.
Автор не без гордости заметил, что посвятил работе над проектом целых десять лет. В основе сериала, премьера которого состоялась 6 апреля, лежат интервью норвежских ветеранов — тех, что во Второй мировой войне сражались на стороне Третьего Рейха.
«Когда началась война, я был просто пацаном, моя мама очень переживала», — признается один из героев.
«Я сражался за Норвегию, — заявляет второй, — я пошел добровольцем, чтобы сражаться против коммунизма».
«Фронтовики» вызвали раскол в обществе еще на этапе создания фильма. Три историка, привлеченных к проекту, вышли из него, заметив, что авторы сознательно ретушируют причастность норвежских коллаборационистов к военным преступлениям, а основное внимание концентрируют на их героизме и пережитых ими ужасах.
«Мы должны смириться с их мнением»
Официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя выход «Фронтовиков», заметила: «Прикрываясь “полезностью неангажированного обмена мнениями”, авторы фильма все перевернули, извратили и превратили военных преступников и добровольных пособников нацистов в “наивных жертв гитлеровской пропаганды” и “патриотов, противостоящих экспансии большевизма”. Зрителей призывают не осуждать “фронтовиков”, а постараться “понять их мотивы”. С экрана транслируется полное отсутствие сожаления и раскаяния со стороны “ветеранов”, умалчивается об их причастности к гитлеровским зверствам. “Герои” бравируют своими “боевыми заслугами”, с улыбкой вспоминают эффективность немецких пулеметов и тяжелые потери Красной Армии».
Режиссер Александр Кристиансен считает, что информация о причастности норвежцев к преступлениям в фильме донесена.
«Это правда, что добровольцы в сериале не жалеют о своем выборе, но как создатель я мало что могу с этим поделать. Мы должны смириться с их мнением, нравится нам оно или нет», — приводит слова режиссера NRK.
Добровольцы Квислинга
В апреле 1940 года Третий Рейх начал вторжение в Норвегию. Армия страны, опираясь на помощь англо-французских союзников, дралась храбро, но к середине июня вся территория оказалась под контролем немцев. Королевская семья и правительство Норвегии успели эвакуироваться.
На оккупированной территории был создан Рейхскомиссариат «Норвегия», главой которого стал немец Йозеф Тербовен. Оккупанты опирались на коллаборационистов во главе с лидером норвежской нацистской партии «Национальное единение» Видкуном Квислингом.
Квислинг еще осенью 1940 года предложил создать норвежские части в подразделениях вермахта. Берлин одобрил эту идею, и в январе 1941 года Квислинг обратился по радио к населению с призывом записываться добровольцами в полк СС «Нордланд», чтобы «принять участие в войне за мир и независимость против мирового деспотизма Англии».
Первые 200 норвежских добровольцев принесли клятву на верность Гитлеру уже 28 января 1941 года. Впрочем, несмотря на обещания Квислинга поставить под ружье десятки тысяч человек, набор шел откровенно вяло. Первые норвежцы, присягнувшие Рейху, служили в полку «Нордланд» дивизии СС «Викинг».
«Если Германия выиграет войну, то они уйдут из Норвегии»
После нападения Германии на СССР Квислинг вновь попытался активизировать мобилизацию добровольцев, объявив о создании Норвежского легиона, впоследствии ставшего добровольческим легионом СС «Норвегия».
Зимой 1942 года Норвежский легион перебросили на Восточный фронт, где он принимал участие блокаде Ленинграда.
В апреле 1942 года в руки бойцов Красной Армии попал ефрейтор 2-го отделения 2-го взвода 4-й пулеметной роты батальона «Норвежского добровольческого легиона» Ентведт Киель. Протокол его допроса есть в свободном доступе.
Интересен момент, в котором норвежский ефрейтор объясняет мотивы, заставившие его отправиться воевать против СССР: «По словам пленного, немецкие и норвежские солдаты, находясь на Восточном фронте, выполняют свои обязательства. Норвежцы борются на фронте не за Германию, а за Норвегию. На вопрос о том, почему же они, норвежцы, не борются против Германии, которая оккупировала всю Норвегию, на территории самой Норвегии, пленный ответил: во-первых, норвежцы уже один раз попробовали бороться с немцами, и в течение 1-2 месяцев Норвегия была побеждена; во-вторых, норвежцы не имеют для этого оружия… Норвежцы не хотят оставаться под пятой немцев, и поэтому пошли воевать в Россию, чтобы доказать им, что и они, норвежцы, умеют воевать. Убедясь в этом, после победы немцы освободят Норвегию. Так говорил об этом норвежцам командир полка — немец. По словам пленного, норвежцы воюют против России также и потому, что боятся России, которая в случае победы может занять и Норвегию. Если же Германия выиграет войну, то они уйдут из Норвегии».
Расплата
К февралю 1943 года норвежцы потеряли на Восточном фронте убитыми 175 человек. После прорыва блокады Ленинграда легион отправили в Германию. Там одних отправили домой, а других, желавших продолжить боевые действия, включили в состав 11-й добровольческой моторизованной дивизии СС «Нордланд». Основу подразделения общей численностью в 9000 человек составляли норвежцы и датчане, также в нее входили и финские добровольцы.
Дивизию перебросили под Ленинград, откуда ее в начале 1944 года отбросили советские войска. Затем были бои в Прибалтике, переброска в Германию и, наконец, битва за Берлин. Норвежские эсэсовцы входили в число тех, кто оборонял рейхсканцелярию.
В общей сложности на стороне Третьего Рейха во Второй мировой войне сражались около 7000 норвежцев.
Согласно официальной советской статистике, в лагерях военнопленных после войны оказался 101 норвежец. 83 из них впоследствии были репатриированы на Родину, 18 скончались в плену.
Для послевоенной Норвегии вопрос о том, кем являются местные эсэсовцы, не стоял — рядовые добровольцы были привлечены к уголовной ответственности, получая наказания до 5 лет лишения свободы. Более высокопоставленные деятели были осуждены на сроки свыше 10 лет заключения.
Видкун Квислинг был приговорен к смертной казни и расстрелян 24 октября 1945 года. Такой же приговор был вынесен еще четырем десяткам коллаборационистов и руководителей немецкой оккупационной администрации.
«Разнообразие мнений имеет огромную ценность»
Сегодня в Норвегии признают: да, их соотечественники в годы войны не просто воевали на стороне Гитлера, но и участвовали в карательных акциях против местного населения. Тем не менее сериал «Фронтовики» предоставляет им трибуну для выражения собственных взглядов.
Пресс-секретарь МИД Норвегии Ане Ховардсдаттер Лунде заявила: «Сериал NRK — произведение из сферы культуры и никоим образом не отражает норвежскую официальную политику или взгляды на историю. Поэтому для нас неестественно это комментировать… Норвегия — непоколебимая защитница свободы слова. Разнообразие мнений имеет огромную ценность как основополагающая черта живых демократий».
Норвежский блогер и журналист Ларс Биркелунд указал на то, что авторы «Фронтовиков» сознательно искажают предысторию событий.
В издании Steigan он пишет: «В телесериале действия нацистов отчасти оправдываются фальсификацией российской истории. Во втором эпизоде даже утверждается, что Россия до революции 1917 года была демократической страной!» Биркелунд также замечает, что авторы ставят в вину Сталину советско-германский пакт, и напоминает: «Сталинский СССР долгие годы пытался заручиться поддержкой Франции и Великобритании против Гитлера. Независимо от этого, Советы начиная с 1936 года саботировали поставки оружия Гитлера и Муссолини в Испанию другому фашисту — Франко… Не далее как 15 августа 1939 года Советы предложили выставить против Гитлера более миллиона солдат. Но западные державы — Великобритания и Франция, за 11 месяцев до этого подписавшие с Гитлером катастрофический Мюнхенский сговор — снова отказались. Это усилило подозрения СССР, что они заключили секретное соглашение с Германией. И только после этого, после нескольких лет безуспешных попыток привлечь на свою сторону Францию и Великобританию, СССР пошли на соглашение с Германией».
Если завтра война…
Подводя итог анализу «Фронтовиков», Ларс Биркелунд констатирует: «Норвегия готова понять и принять всё и вся — кроме тех, кого США, НАТО и правительство назначили своими врагами. Как в романе Джорджа Оруэлла “1984”: враги со временем меняются, но есть одна константа — Россия. Значит, “Эн-эр-ко” ни за что не снимет сериал, который как-то нюансирует образ или попытается понять Сталина или Путина (никакого сравнения). Или “временных” врагов вроде президента Сирии Башара Асада и его сторонников. Их будут мазать лишь одной краской: черной».
Невозможно отделаться от ощущения, что норвежцев приучают не только к мысли о «русской угрозе», но и к неизбежности войны с Россией. Был уже и скандальный сериал «Оккупированные», авторы которого строят сюжет вокруг вторжения российских войск в страну, и многочисленные заявления властей Норвегии о том, что Россия якобы наращивает военный потенциал в приграничных районах. А вот строительство американского радара в Северной Норвегии подается как сущая мелочь, которую Россия раздувает до размеров слона.
И когда в этих условиях появляется сериал, предлагающий понять и простить тех, кто воевал с СССР восемьдесят лет тому назад, это очень плохой сигнал. Возникает ощущение, будто кто-то дает понять нынешней норвежской молодежи, что новый поход на Восток не за горами.
Обложка: «Фронтовики». Режиссер Александр Кристенсен. Кадр из фильма
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Новые публикации
Комментарии