Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Раскинулось море широко

Раскинулось море широко

6242
24 апреля 2016 г.

Предлагаю вашему вниманию статью члена ПВО, депутата муниципального округа «Гавань» Санкт-Петербурга  Вадима Викторовича Рыбина, чья прекрасная лекция была размещена на ресурсе nstarikov.ru вчера. Наш коллега продолжает тему северных морских исследований. Только на этот раз делает “заход” с совсем иной стороны…


«Раскинулось море широко»


о старой морской песне


и о роли творческой интеллигенции в смуте.


Одной из блестящих страниц русской истории начала ХХ-го века является ГЭСЛО — гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана.


Экспедиция была крупным достижением России. Специально для неё были построены два первоклассных ледокольных парохода — «Таймыр» и «Вайгач». Была собрана замечательная плеяда исследователей, опытных мореходов и полярников. Ни одна страна в мире, кроме России, не имела необходимых кадров, технологий и знаний для организации подобного предприятия.


Целью ГЭСЛО было проложение северо-восточного, как его тогда называли, морского пути. Необходимость в нём ярко показала русско-японская война.


Эта экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого совершила последнее в истории человечества крупное географическое открытие. На карту была нанесена Земля Императора Николая Второго, в 1926 году переименованная в Таймырский архипелаг (позже, без законных оснований Земля стала называться Северной). Россия приросла более чем 40 000 квадратных километров суши и обширными территориальными водами на шельфе.


Осенью 1909 года из Кронштадта экспедиция отправилась во Владивосток.


Наилучшим образом эта экспедиция описана в книге её участника Н.И.Евгенова, и В.Н.Купецкого- «Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» в 1910-1915 годах» (Изд. ГеоГраф, СПб, 2013). Все приведённые ниже цитаты- из этой книги.


Книга эта напомнила о словах самой известной старой русской морской песни «Раскинулось море широко».  Ниже показано, почему. 


Давайте сначала сопоставим даты, а затем- слова.


Первая грамзапись песни была сделана в 1912 году Юрием Морфесси.


«Не слышно на палубе песен,
И Красное море шумит» 



Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» проходили Красное море в марте 1910 года. В конце года суда встали на зимовку во Владивостоке, а многие члены экипажей приехали до весны к семьям в Петербург. Вероятно, слова песни описывают события  именно на этих ледоколах, тем более что:


«Ведь «Таймыр» и «Вайгач» были первыми военными кораблями, вышедшими в далёкое, заграничное плавание после трагических событий русско-японской войны 1904-1905 годов» .


Сравним же слова песни (курсивом) и книги Евгенова (жирным шрифтом).


«Нет ветра сегодня, нет мочи стоять,
Согрелась вода, душно, жарко.
Термометр понялся аж на сорок пять,
Без воздуха вся кочегарка.» 


«…команда, которая в условиях непрекращающейся качки и при жаре, достигавшей в кочегарке +56˚, сильно переутомлялась».


«Товарищ, я вахты не в силах стоять -
Сказал кочегар кочегару,
Огни в моих топках совсем не горят,
В котлах не сдержать мне уж пару. 


Ты вахты не кончил - не смеешь бросать,
Механик тобой недоволен,…»


«на помощь кочегарам были брошены все, кого только можно было освободить от палубных работ»


«На палубу вышел, сознанья уж нет,
В глазах его все помутилось, 


Увидел на миг ослепительный свет,
Упал - сердце больше не билось.»


«И тем не менее один из кочегаров «Вайгача» Ян Грунт по прибытии в Коломбо был отправлен в портовый госпиталь»


«Окончив кидать, он напился воды,
Воды опреснённой, нечистой.»


«…неоднократно приходилось пользоваться для питья водой из опреснителей, так как принимаемая в портах вода не всегда была хорошего качества. К питьевой воде, чтобы отбить специфический неприятный вкус, часто добавляли красное вино.»


«К нему подбежали с холодной водой,
Стараясь привесть его в чувство.
Но доктор сказал, покачав головой:
Бессильно здесь наше искусство.»


«С одним из кочегаров, который вообще был здоровым и крепким человеком, случился обморок, потребовавший медицинского вмешательства»


«Проститься с товарищем утром пришли
Матросы, друзья кочегара
Последний подарок ему поднесли,
Колосник обгорелый и ржавый»


«Часто перегорали колосники, совсем останавливая машину.»


«Внезапно механик вскричал — Подлецы!
Задам я ему притворяться! —
И, ткнувши ногою в бок 
мертвеца,
Велел ему тотчас убраться.


— Не смейтесь вы! —с ужасом доктор вскричал,—
Он мертвый, совсем застывает!
Механик смущенный тогда отвечал:
— А 
чёрт же их душу узнает!


Я думал, что он мне бессовестно врет,
Он не был похож на больного…
Когда бы я знал, что он в рейсе 
умрет,
То нанял в порту бы другого.»


«Отношения между офицерами и матросами не имели классовых предрассудков… Офицеры щедро делились с моряками своими знаниями и опытом. А их умению организовать свой досуг можно только позавидовать.»


«Интересно, что в окончательном виде ежедневное расписание пищевого довольствия хотя и отличалось особенным разнообразием, но, что особенно важно, оно было одинаково для всего личного состава экспедиции. В обычном же плавании офицеры питались отдельно от матросов и фактически несколько лучше.»


Сравнение показывает, что художественное представление событий 1910 года значительно омрачает действительность. Была госпитализация- а в песне она становится смертью. Была помощь всей команды кочегарам в трудные часы- а в песне наоборот  кочегары несут обычную вахту. Взаимоотношения офицеров с нижними чинами также искажены до неузнаваемости.


Песня «Раскинулось море широко»- один из типичных примеров чёрного мифа о светлом событии в русской истории. На каком судне и когда именно произошло описанное в песне событие- не указано. Поэтому упрекнуть автора вымысла вроде бы и не в чем. Хотя злой умысел извращения истории до противоположности очевиден.


Колчак (в центре) с офицерами «Вайгача». 1909 г.


Колчак (в центре) с офицерами «Вайгача». 1909 г.


К сожалению, множество подобных мифов как о современных событиях, так и о нашем прошлом, мы встречаем и сегодня. Поэтому ни в коем случае нельзя в своих суждениях о реальных событиях полагаться на достоверность художественных произведений, авторы которых имеют право на вымысел.


Но вновь вернёмся к ГЭСЛО. Кто же командовал в этом переходе 1910 года «Вайгачом», кочегар с которого был госпитализирован, что позволяет полагать что песня написана именно об этом ледоколе?


«Вайгачом» командовал капитан 2 ранга Александр Васильевич Колчак. В ту пору- известный русский полярник, ветеран русско-японской войны, автор работ о строительстве флота России.


В завершение, вспомним Ключевского «слово- великое оружие жизни».


А оружием должно распоряжаться государство. Иначе, этим оружием распорядится другое государство- причём против нас.


Что, увы, и произошло в 1917 году, когда песня «Раскинулось море широко» достигла большой известности.


А сейчас, придаём ли мы должное значение русскому слову, чтобы не повторить ошибок прошлого?

Подпишитесь на рассылку

Одно письмо в день – подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии