10313
Россия в современной информационной войне
Источник: ПАНИ
·
Автор: Поздняков Никита Иванович
Примечание. Автор прекрасно понимает, что слова «информация», «информационный» иностранные. Некоторые рьяные ревнители русского языка предлагают заменить термин «информационная война» русским новым словом ВЕСТВОЙНА – от корня «вест» (весть, известие, ведать, ведение и др.). Я в своей давней работе «Богословие и специалист XXI века» (Русская народная линия, 26.01.2008) указывал, что понятие «ведение» шире и полнее, чем «информация» и даже «знание». Не возражая в принципе против термина «вествойна», в данной статье я всё же придерживаюсь понятия «информационная война» как более привычного для многих людей. Да, это понятие впервые было введено в оборот на Западе – что ж, попробуем бить врага его же оружием!
Сейчас уже очевидно, что специальная военная операция (СВО) России против нацистского режима Украины переросла в гибридную войну с НАТО. И даже более чем с НАТО, так как, с одной стороны, участвуют в ней и не члены этой организации, но также враждебно настроенные против России страны (например, Швеция, Австрия, Япония, Австралия и др.). С другой стороны, явно обнаруживают себя и внутренние враги – «5-я колонна», разделяющая русофобскую политику и ведущая подрывную информационную работу во многих направлениях: в образовании, воспитании, науке, организации производства, в социальной и финансовой сферах. Причём делающая это достаточно тонко, весьма часто – с позиции некоей «элитности», посвящённости, псевдоинтеллигентности. Любимый их «конёк» – шельмование патриотизма, выставление его как нечто маргинальное, примитивное, «квасное», «для быдла».
Учитывая реальные информационные угрозы, необходимо развивать соответствующие контрмеры и направления обеспечения безопасности: в образовании, воспитании, здравоохранении, науке, организации производства и транспорта, в социальной и финансовой сферах. И, само собой разумеется, в сфере военной, особенно в области военного производства и тылового обеспечения.
Как никогда важна сейчас организация сплочённого противодействия внешним и внутренним противникам и русофобам. Но, к сожалению, в обществе люди разобщены. Налицо парадокс: технические удобства, например, такие как компьютеры и сотовые телефоны, по сути своей являющиеся средствами связи – на деле очень сильно работают на разъединение людей. Компьютер отрывает человека от семьи и коллектива, уводит его в выдуманный, часто – сатанинский, мир, сковывает волю, навязывает свои смыслы и символы, загружая ум и чувства далеко не благородным содержанием. А «мобильники» вытесняют живое и письменное общение, делают его поверхностным, выхолощенным: «Ну, ты как? Ну, ты где? Ну, пока, давай». (А что «давай», кому давай, сколько давай?..)
Средства массовой информации также получили большое развитие – но на что они направлены большей частью? На нагнетание нервозности и безпокойства, поскольку несут устойчиво негативную нагрузку и очень часто – клевету, фальшивки, пошлость и низкопробность. И у человека в результате всего этого теряется чувство гражданственности, причастности к творческому народному духу – следовательно, размывается, притупляется и чувство родины, а значит, и любви к ней.
Приведём рассуждения из православного журнала «Душа»: «С точки зрения науки и техники прогресс несомненен. Но давайте посмотрим на факты. Наука победила множество болезней, которые убивали людей древности, однако им на смену пришли новые болезни и эпидемии, с которыми справиться не выходит никак. Технический прогресс, кажется, сделал всё, чтобы обеспечить комфортное существование, но разве от этого в мире исчезли бедность, голод, войны? Отнюдь нет. Кажется, их стало даже больше. Ну, а если говорить с христианской точки зрения, налицо самый страшный прогресс – прогресс способов удовлетворения греховных страстей, прогресс обезчеловечения, прогресс ненависти, прогресс бездушия».
Конечно, гордиться научно-техническими достижениями своей страны позволительно, но всегда полезно задуматься: к чему они ведут, если используются безнравственно, во зло людям? Ведь и компьютер, и «мобильник», и радио с телевизором сами по себе нейтральны – пока не заполнены соответствующим содержанием. Соответствующим чему? Либо добру – либо злу, либо созиданию – либо разрушению. А выбирать нам. И детей учить правильному выбору. Если раньше старались вызволить детей от влияния улицы, то сейчас их надо уберечь от губительного влияния интернета. И не просто выключить или запретить компьютер, а занять ребёнка делом: чтением, развивающей игрой, спортом, искусством – всем тем, что даёт пищу уму и сердцу.
Система образования также мало способствует развитию патриотизма, поскольку основополагающие учебные предметы, такие как литература, история, география, обществоведение, ОБЖ сильно искажены, в частности, под влиянием Сороса и навязанных иностранных заимствований.
Нынешние школьные учебники по истории, в частности, никак не способны пробудить интерес к родной истории и гордость за подвиги и свершения предков. Например, Крымская и Русско-японская войны до сих пор подаются как якобы «позорное поражение царизма», совершенно забывая доблесть русских моряков, героев Порт-Артура и Севастополя.
Литература как предмет во многом урезана и почти скатилась на позиции постмодернизма, когда нравственные принципы размыты в угоду либеральным «правам и свободам». Часто можно слышать мнение, что школа должна только давать знания, а воспитывать – не её дело. В корне ложная мысль: ведь образование это единство обучения и воспитания, одно подкрепляет другое, и только так формируется гармоничная личность. Настоящий учитель обучая воспитывает, и воспитывая обучает. И стремясь разбудить в учениках патриотизм, он сам должен быть патриотом.
Но, скажем прямо: трудно быть патриотом, если в стране самым главным законом – Конституцией – запрещена какая-либо государственная идеология. Ведь тогда неясно – от чего вести нравственный отсчёт, а по большому счёту – духовный отсчёт, для любой деятельности, в частности, воспитания? Тогда притупляется творчество, свобода превращается в разнузданность и безконтрольность, а права и законность – во всевластие денег, коррупцию и криминал. И происходит трагический сдвиг сознания: у многих, особенно у молодёжи, родина отождествляется с государством, т.е. бюрократическим чиновничьим аппаратом, и отсюда идут заявления: «не нужна мне такая родина, не буду я её защищать, надо «валить» отсюда». Знакомо? У нас сформировалась протестная среда, но, к сожалению, протестуем мы не конструктивно, а разрушительно. А это и нужно нашим врагам.
И в информационном плане мы часто проигрываем, потому что у нас нет государственной идеологии – а значит, недостаточна моральная мотивация: наших воинов – на Русский дух, на Победу; наших работников – на ударный труд, чиновников – на честное служение, а правоохранителей – на жёсткое пресечение любых нарушений. Стоит пересмотреть нашу Конституцию, тем более, что в её вводной части уже имеются основы государственной идеологии:
- многонациональность, равноправие и самоопределение народов,
- соединённость общей судьбой,
- гражданский мир и согласие,
- исторически сложившееся государственное единство,
- память предков,
- любовь и уважение к Отечеству,
- вера в добро и справедливость,
- суверенная государственность России,
- незыблемость её демократической основы,
- благополучие и процветание России,
- ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
- осознание себя частью мирового сообщества.
Всё это не что иное, как совокупность идеологических принципов построения общества. Совершенно нелогично после таких знаменательных слов введения в Конституцию утверждать в ней же запрет для России иметь какую-либо государственную идеологию. Этим мы сами себе связываем руки.
Ещё об одном течении антипатриотизма следует сказать – о длительной исторической практике богоборчества в стране. В нынешнее время это течение поиссякло, но влияние ощущается до сих пор. Ведь большевистская ненависть изливалась не только на Бога и веру, она в корне подрубала многие вековые русские традиции. Много бед натворил «товарищ маузер», но ведь давно известно: «если вы выстрелите в прошлое из револьвера, будущее выстрелит в вас из пушки». Отвергая старую православную Россию, новая власть сеяла страшные плевелы космополитизма в худшем его варианте и нанесла удар по исконному русскому чувству патриотизма. И только Божьей волей попущенное испытание Великой Отечественной войной в большой мере возродило это святое чувство. И нынешняя война России против сил зла тоже поднимает волну патриотизма.
Однако живо ещё, к сожалению, ошельмованное в советские годы так называемое «низкопоклонство перед Западом». Чем иначе объяснить обилие англоязычных вывесок и реклам, нашествие на русский язык англосаксонского «новояза», а также стремление уехать «за бугор»? Но тем не менее, ещё Е. Евтушенко, например, писал:
Честней в канаве где-нибудь подохнуть,
чем предпочесть сомнительную честь
от ненависти к собственным подонкам
в объятия к чужим подонкам лезть.
И здесь мы снова выходим на понятие безопасности. Современному человеку и обществу жизненно необходима безопасность системная – и физическая (телесная), и духовная. Ведь отсутствие духовной защиты может привести и к потере безопасности физической. События во многих странах подтверждают сказанное, это убедительно просматривается на протяжении тысяч лет и в Европе, и в Азии, в Америке и в Африке. Сегодня уже не надо никому доказывать, что безопасность от внешних и внутренних угроз не обеспечить только флотом и армией, вкупе с полицией. Нужно осознать важность воспитания общественного духа и воли и введения его, как необходимой составляющей, в идеологию жизни. Нужно воссоздание института духа, укрепление общественной духовной культуры.
Но сегодня, к сожалению, никак нельзя сказать о каком-либо серьёзном укреплении культуры в России. И самый чуткий показатель этого – наш Русский язык, который постоянно засоряется ино-словами, жаргоном, матерным сквернословием, канцеляритом, пошлостью, безграмотностью и примитивом. Мощные культуры и цивилизации веками вырабатывали соответствующие языки силой своих выразительных средств, национального сознания и традиций. Язык – краеугольный камень мировоззрения народа. Посредством языка в общественной памяти поколений сохраняется духовный и материальный опыт предков, культурное своеобразие, передаются народные традиции – как фундамент преемственности, устойчивости и безопасности жизни нации. Сегодняшнее вульгарное увлечение постперестроечного молодняка английским языком явно подрывает нашу духовную безопасность и нисколько не сближает интересы нашей молодёжи с западной. Как говорится, от своих отстали и к другим не пристали.
Так от кого же идёт так называемая «нелюбовь» к России? Понятно, что в первую очередь – от наших заокеанских и западноевропейских геополитических противников, которых некоторые российские политики до сих пор почему-то именуют «партнёрами». Да вот ещё от соседних «цеевропцев» украинских, целиком лежащих под американским диктатом. Все эти «санкции», демарши и ультиматумы продиктованы только одним – поставить Россию на колени, расчленить её и превратить в колонию и сырьевую базу. Их особенно бесит, когда мы проявляем волю и суверенность.
Умышленно нагнетаемая «нелюбовь» вызывается русофобией и политической конъюнктурой, и, конечно, подкупленными ею средствами массовой информации (СМИ). Да, западная пропаганда работает чётко, жёстко промывая мозги своей аудитории. Да и в России либеральная пятая колонна подвывает западу. Россию не любят обыватели, подверженные искривлению мозгов, шовинисты, псевдо-аристократы, воры-миллиардеры, психически дефективные субъекты и люди, отпавшие от Бога. Вот от них-то идёт самая смрадная нелюбовь, даже ненависть, к России, для них она – «эта страна», которую они всегда готовы продать и предать. И отсутствие государственной идеологии для них только на руку.
Но далеко не все идут у них на поводу. Сколько раз приходилось встречаться и у нас, и за границей с иностранцами, простыми разумными тружениками, которые с уважением и надеждой смотрят на Россию. Когда наши заслуженные коллективы выступают за рубежом, как часто залы взрываются овациями! Однажды прославленный хор петербургской Академической Капеллы гастролировал в Голландии, так сдержанные обычно голландцы заставили петь русскую «Калинку» 6 раз подряд (!) – такой был восторг и ликование! Родившаяся в Сибири немка Хелен Фишер поёт в Германии «Полюшко-поле» – и весь зал стоя устраивает ей овации! А русский балет? А ансамбль Моисеева? А концерты Александры Пахмутовой? А музыка Г. Свиридова? А наши триумфы в спорте – в фигурном катании, в хоккее, например? Да трудно перечесть все наши достижения культуры, искусства, науки, спорта, которым рукоплескал весь мир. Как после этого говорить, что Россию «не любят»? Любят в тех странах, где y народа благодарное сердце, где помнят о жертвенной русской помощи. Любить Россию есть за что – это доказывают десятки тысяч, получившие российское гражданство в последние годы. Ещё лучше сказала недавно одна артистка: «Люблю Россию не «за что», а несмотря ни на что!».
Эффективность противодействия информационной агрессии должна обеспечиваться научным подходом. В чём он заключается? Прежде всего, в глубоком анализе происходящих процессов, в наиболее полном учёте всех действующих факторов. В выработке критериев оценки их влияния. Также необходимо вскрытие структуры и взаимосвязей негативных факторов, т.е. системный подход к информационному противоборству. Сама по себе проблема информационного противоборства очень своеобразна. Она коренным образом отличается, например, от технических, экономических или экологических проблем. Прежде всего, её решение должно начинаться с чёткого выявления вредных, деструктивных потоков информации, перекрытия и обезвреживания (а подчас и уничтожения) их источников. И здесь мы неминуемо выходим на острую необходимость ЦЕНЗУРЫ. Особенно в наше, военное, время. Именно ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕНЗУРЫ, как бы это ни противоречило действующей норме Конституции, где цензура прямо запрещена. Следует отметить, что нынешняя Конституция была принята в 1993 году на волне опьянения безудержной демократией и не без влияния прозападных политиков, которые считали цензуру и государственную идеологию врагами «прав и свобод человека». И в результате с правами и свободами получился большой перекос: они превратились в разнузданность, вседозволенность и безконтрольность (об этом выше уже сказано), в диктат меньшинства над большинством, богатых над бедными, капитала над трудом. В результате – социальная напряжённость и недоверие к власти.
По вопросу цензуры мы сталкиваемся с явным противоречием: в Основном законе в 29-й статье, п. 2, сказано: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства», – а это не что иное, как именно цензурные ограничения. Следовательно, сентенция «Цензура запрещается» в Конституции чисто декларативна и должна быть отменена.
Либералы приучили нас панически бояться слова «цензура». Да, это форма запрета, но ведь запрет – необходимая форма воспитания. Самоограничение рождает воина и подвижника. И цензура нам просто необходима, нравственная цензура – в первую очередь.
Какой она должна быть? Конечно, желательно, чтобы цензура была объективной и нелицеприятной, исходила от органов, установленных специальным законом, чтобы на знамени её было написано: «Не навреди!», чтобы она базировалась на общечеловеческих критериях нравственности и безопасности: на принципах добра и красоты, созидания, мира, биоэтики и наукоэтики, экологических нормах и сохранении военной и государственной тайны. Говоря о наукоэтике, необходимо соблюдать и развивать фундаментальные принципы и законы ноосферизма, основу которого заложил великий русский учёный В.И. Вернадский. И конечно, взять всё лучшее, что наработано социалистической системой СССР.
Цензура должна чётко отслеживать все проявления терроризма и экстремизма, порнографии, пошлости, форм манипуляции сознанием и подсознанием, склонения к суициду. Особенно это важно для потоков информации, адресованных к молодёжной аудитории. Предполагается, что в цензурные органы (комитеты) должны привлекаться деятели заслуженные и авторитетные, чей созидательный и творческий вклад общепризнан. Вспомним, что в 19-м веке в России цензорами служили А. Майков, Я. Полонский, И. Гончаров, С. Аксаков, Ф. Тютчев.
Но введение цензуры – лишь один из путей информационной защиты. Важнейшая область образования и воспитания, кроме прямой цензуры учебников и учебных пособий, нуждается в перестройке исходных установок и устранении ложных посылок. Ведь совсем недавно утверждалось (а кое-где и до сих пор утверждается), что «нам нужна не творческая личность, а грамотный потребитель»; что ЕГЭ – панацея для молодёжи; что программы Сороса решат все проблемы; что школа не должна воспитывать, а лишь давать («вбрасывать») информацию; что пресловутые «компетенции» важнее знаний, умений и навыков; что мастерство педагогов определяется рейтингами и т.д. и т.п.
Недавно принятая «Концепция внешней политики России» чётко ориентирует нас в области информационного противоборства: «В ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать своё право на существование и развитие всеми имеющимися средствами». В частности, Концепция ставит задачи:
- развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия;
- укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия многонационального народа Российской Федерации;
- усиление значимости России в мировом гуманитарном пространстве, укрепление позиций русского языка в мире, содействие сохранению за рубежом исторической правды и памяти о роли России в мировой истории.
Наряду с паническим неприятием цензуры нас приучили также к негативному восприятию пропаганды. Как-то само собой считается, что вот там, на Западе «пропаганда» и «промывание мозгов», а у нас, мол, «политкорректные» благодушные комментарии и разъяснения. Пора в качестве контрмер и нам заняться самой настоящей пропагандой наших идеалов и ценностей. А желторотым юнцам, с вожделением смотрящим на хвалёный Запад, не худо бы порой и «мозги промывать» – в нашем, российском патриотическом духе. Это уже задача родителей, учителей и воспитателей.
Важно понимать, что задачи «Концепции внешней политики России» поставлены не «вообще», не для какого-то чиновного дяди, а перед каждым из нас, граждан России, на каждом рабочем месте, в каждой семье, школе, вузе. И решать эти задачи всем нам вместе. Только так мы победим.
Никита Иванович Поздняков,
академик ПАНИ, богословское отделение
Сейчас уже очевидно, что специальная военная операция (СВО) России против нацистского режима Украины переросла в гибридную войну с НАТО. И даже более чем с НАТО, так как, с одной стороны, участвуют в ней и не члены этой организации, но также враждебно настроенные против России страны (например, Швеция, Австрия, Япония, Австралия и др.). С другой стороны, явно обнаруживают себя и внутренние враги – «5-я колонна», разделяющая русофобскую политику и ведущая подрывную информационную работу во многих направлениях: в образовании, воспитании, науке, организации производства, в социальной и финансовой сферах. Причём делающая это достаточно тонко, весьма часто – с позиции некоей «элитности», посвящённости, псевдоинтеллигентности. Любимый их «конёк» – шельмование патриотизма, выставление его как нечто маргинальное, примитивное, «квасное», «для быдла».
Учитывая реальные информационные угрозы, необходимо развивать соответствующие контрмеры и направления обеспечения безопасности: в образовании, воспитании, здравоохранении, науке, организации производства и транспорта, в социальной и финансовой сферах. И, само собой разумеется, в сфере военной, особенно в области военного производства и тылового обеспечения.
Как никогда важна сейчас организация сплочённого противодействия внешним и внутренним противникам и русофобам. Но, к сожалению, в обществе люди разобщены. Налицо парадокс: технические удобства, например, такие как компьютеры и сотовые телефоны, по сути своей являющиеся средствами связи – на деле очень сильно работают на разъединение людей. Компьютер отрывает человека от семьи и коллектива, уводит его в выдуманный, часто – сатанинский, мир, сковывает волю, навязывает свои смыслы и символы, загружая ум и чувства далеко не благородным содержанием. А «мобильники» вытесняют живое и письменное общение, делают его поверхностным, выхолощенным: «Ну, ты как? Ну, ты где? Ну, пока, давай». (А что «давай», кому давай, сколько давай?..)
Средства массовой информации также получили большое развитие – но на что они направлены большей частью? На нагнетание нервозности и безпокойства, поскольку несут устойчиво негативную нагрузку и очень часто – клевету, фальшивки, пошлость и низкопробность. И у человека в результате всего этого теряется чувство гражданственности, причастности к творческому народному духу – следовательно, размывается, притупляется и чувство родины, а значит, и любви к ней.
Приведём рассуждения из православного журнала «Душа»: «С точки зрения науки и техники прогресс несомненен. Но давайте посмотрим на факты. Наука победила множество болезней, которые убивали людей древности, однако им на смену пришли новые болезни и эпидемии, с которыми справиться не выходит никак. Технический прогресс, кажется, сделал всё, чтобы обеспечить комфортное существование, но разве от этого в мире исчезли бедность, голод, войны? Отнюдь нет. Кажется, их стало даже больше. Ну, а если говорить с христианской точки зрения, налицо самый страшный прогресс – прогресс способов удовлетворения греховных страстей, прогресс обезчеловечения, прогресс ненависти, прогресс бездушия».
Конечно, гордиться научно-техническими достижениями своей страны позволительно, но всегда полезно задуматься: к чему они ведут, если используются безнравственно, во зло людям? Ведь и компьютер, и «мобильник», и радио с телевизором сами по себе нейтральны – пока не заполнены соответствующим содержанием. Соответствующим чему? Либо добру – либо злу, либо созиданию – либо разрушению. А выбирать нам. И детей учить правильному выбору. Если раньше старались вызволить детей от влияния улицы, то сейчас их надо уберечь от губительного влияния интернета. И не просто выключить или запретить компьютер, а занять ребёнка делом: чтением, развивающей игрой, спортом, искусством – всем тем, что даёт пищу уму и сердцу.
Система образования также мало способствует развитию патриотизма, поскольку основополагающие учебные предметы, такие как литература, история, география, обществоведение, ОБЖ сильно искажены, в частности, под влиянием Сороса и навязанных иностранных заимствований.
Нынешние школьные учебники по истории, в частности, никак не способны пробудить интерес к родной истории и гордость за подвиги и свершения предков. Например, Крымская и Русско-японская войны до сих пор подаются как якобы «позорное поражение царизма», совершенно забывая доблесть русских моряков, героев Порт-Артура и Севастополя.
Литература как предмет во многом урезана и почти скатилась на позиции постмодернизма, когда нравственные принципы размыты в угоду либеральным «правам и свободам». Часто можно слышать мнение, что школа должна только давать знания, а воспитывать – не её дело. В корне ложная мысль: ведь образование это единство обучения и воспитания, одно подкрепляет другое, и только так формируется гармоничная личность. Настоящий учитель обучая воспитывает, и воспитывая обучает. И стремясь разбудить в учениках патриотизм, он сам должен быть патриотом.
Но, скажем прямо: трудно быть патриотом, если в стране самым главным законом – Конституцией – запрещена какая-либо государственная идеология. Ведь тогда неясно – от чего вести нравственный отсчёт, а по большому счёту – духовный отсчёт, для любой деятельности, в частности, воспитания? Тогда притупляется творчество, свобода превращается в разнузданность и безконтрольность, а права и законность – во всевластие денег, коррупцию и криминал. И происходит трагический сдвиг сознания: у многих, особенно у молодёжи, родина отождествляется с государством, т.е. бюрократическим чиновничьим аппаратом, и отсюда идут заявления: «не нужна мне такая родина, не буду я её защищать, надо «валить» отсюда». Знакомо? У нас сформировалась протестная среда, но, к сожалению, протестуем мы не конструктивно, а разрушительно. А это и нужно нашим врагам.
И в информационном плане мы часто проигрываем, потому что у нас нет государственной идеологии – а значит, недостаточна моральная мотивация: наших воинов – на Русский дух, на Победу; наших работников – на ударный труд, чиновников – на честное служение, а правоохранителей – на жёсткое пресечение любых нарушений. Стоит пересмотреть нашу Конституцию, тем более, что в её вводной части уже имеются основы государственной идеологии:
- многонациональность, равноправие и самоопределение народов,
- соединённость общей судьбой,
- гражданский мир и согласие,
- исторически сложившееся государственное единство,
- память предков,
- любовь и уважение к Отечеству,
- вера в добро и справедливость,
- суверенная государственность России,
- незыблемость её демократической основы,
- благополучие и процветание России,
- ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
- осознание себя частью мирового сообщества.
Всё это не что иное, как совокупность идеологических принципов построения общества. Совершенно нелогично после таких знаменательных слов введения в Конституцию утверждать в ней же запрет для России иметь какую-либо государственную идеологию. Этим мы сами себе связываем руки.
Ещё об одном течении антипатриотизма следует сказать – о длительной исторической практике богоборчества в стране. В нынешнее время это течение поиссякло, но влияние ощущается до сих пор. Ведь большевистская ненависть изливалась не только на Бога и веру, она в корне подрубала многие вековые русские традиции. Много бед натворил «товарищ маузер», но ведь давно известно: «если вы выстрелите в прошлое из револьвера, будущее выстрелит в вас из пушки». Отвергая старую православную Россию, новая власть сеяла страшные плевелы космополитизма в худшем его варианте и нанесла удар по исконному русскому чувству патриотизма. И только Божьей волей попущенное испытание Великой Отечественной войной в большой мере возродило это святое чувство. И нынешняя война России против сил зла тоже поднимает волну патриотизма.
Однако живо ещё, к сожалению, ошельмованное в советские годы так называемое «низкопоклонство перед Западом». Чем иначе объяснить обилие англоязычных вывесок и реклам, нашествие на русский язык англосаксонского «новояза», а также стремление уехать «за бугор»? Но тем не менее, ещё Е. Евтушенко, например, писал:
Честней в канаве где-нибудь подохнуть,
чем предпочесть сомнительную честь
от ненависти к собственным подонкам
в объятия к чужим подонкам лезть.
И здесь мы снова выходим на понятие безопасности. Современному человеку и обществу жизненно необходима безопасность системная – и физическая (телесная), и духовная. Ведь отсутствие духовной защиты может привести и к потере безопасности физической. События во многих странах подтверждают сказанное, это убедительно просматривается на протяжении тысяч лет и в Европе, и в Азии, в Америке и в Африке. Сегодня уже не надо никому доказывать, что безопасность от внешних и внутренних угроз не обеспечить только флотом и армией, вкупе с полицией. Нужно осознать важность воспитания общественного духа и воли и введения его, как необходимой составляющей, в идеологию жизни. Нужно воссоздание института духа, укрепление общественной духовной культуры.
Но сегодня, к сожалению, никак нельзя сказать о каком-либо серьёзном укреплении культуры в России. И самый чуткий показатель этого – наш Русский язык, который постоянно засоряется ино-словами, жаргоном, матерным сквернословием, канцеляритом, пошлостью, безграмотностью и примитивом. Мощные культуры и цивилизации веками вырабатывали соответствующие языки силой своих выразительных средств, национального сознания и традиций. Язык – краеугольный камень мировоззрения народа. Посредством языка в общественной памяти поколений сохраняется духовный и материальный опыт предков, культурное своеобразие, передаются народные традиции – как фундамент преемственности, устойчивости и безопасности жизни нации. Сегодняшнее вульгарное увлечение постперестроечного молодняка английским языком явно подрывает нашу духовную безопасность и нисколько не сближает интересы нашей молодёжи с западной. Как говорится, от своих отстали и к другим не пристали.
Так от кого же идёт так называемая «нелюбовь» к России? Понятно, что в первую очередь – от наших заокеанских и западноевропейских геополитических противников, которых некоторые российские политики до сих пор почему-то именуют «партнёрами». Да вот ещё от соседних «цеевропцев» украинских, целиком лежащих под американским диктатом. Все эти «санкции», демарши и ультиматумы продиктованы только одним – поставить Россию на колени, расчленить её и превратить в колонию и сырьевую базу. Их особенно бесит, когда мы проявляем волю и суверенность.
Умышленно нагнетаемая «нелюбовь» вызывается русофобией и политической конъюнктурой, и, конечно, подкупленными ею средствами массовой информации (СМИ). Да, западная пропаганда работает чётко, жёстко промывая мозги своей аудитории. Да и в России либеральная пятая колонна подвывает западу. Россию не любят обыватели, подверженные искривлению мозгов, шовинисты, псевдо-аристократы, воры-миллиардеры, психически дефективные субъекты и люди, отпавшие от Бога. Вот от них-то идёт самая смрадная нелюбовь, даже ненависть, к России, для них она – «эта страна», которую они всегда готовы продать и предать. И отсутствие государственной идеологии для них только на руку.
Но далеко не все идут у них на поводу. Сколько раз приходилось встречаться и у нас, и за границей с иностранцами, простыми разумными тружениками, которые с уважением и надеждой смотрят на Россию. Когда наши заслуженные коллективы выступают за рубежом, как часто залы взрываются овациями! Однажды прославленный хор петербургской Академической Капеллы гастролировал в Голландии, так сдержанные обычно голландцы заставили петь русскую «Калинку» 6 раз подряд (!) – такой был восторг и ликование! Родившаяся в Сибири немка Хелен Фишер поёт в Германии «Полюшко-поле» – и весь зал стоя устраивает ей овации! А русский балет? А ансамбль Моисеева? А концерты Александры Пахмутовой? А музыка Г. Свиридова? А наши триумфы в спорте – в фигурном катании, в хоккее, например? Да трудно перечесть все наши достижения культуры, искусства, науки, спорта, которым рукоплескал весь мир. Как после этого говорить, что Россию «не любят»? Любят в тех странах, где y народа благодарное сердце, где помнят о жертвенной русской помощи. Любить Россию есть за что – это доказывают десятки тысяч, получившие российское гражданство в последние годы. Ещё лучше сказала недавно одна артистка: «Люблю Россию не «за что», а несмотря ни на что!».
Эффективность противодействия информационной агрессии должна обеспечиваться научным подходом. В чём он заключается? Прежде всего, в глубоком анализе происходящих процессов, в наиболее полном учёте всех действующих факторов. В выработке критериев оценки их влияния. Также необходимо вскрытие структуры и взаимосвязей негативных факторов, т.е. системный подход к информационному противоборству. Сама по себе проблема информационного противоборства очень своеобразна. Она коренным образом отличается, например, от технических, экономических или экологических проблем. Прежде всего, её решение должно начинаться с чёткого выявления вредных, деструктивных потоков информации, перекрытия и обезвреживания (а подчас и уничтожения) их источников. И здесь мы неминуемо выходим на острую необходимость ЦЕНЗУРЫ. Особенно в наше, военное, время. Именно ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕНЗУРЫ, как бы это ни противоречило действующей норме Конституции, где цензура прямо запрещена. Следует отметить, что нынешняя Конституция была принята в 1993 году на волне опьянения безудержной демократией и не без влияния прозападных политиков, которые считали цензуру и государственную идеологию врагами «прав и свобод человека». И в результате с правами и свободами получился большой перекос: они превратились в разнузданность, вседозволенность и безконтрольность (об этом выше уже сказано), в диктат меньшинства над большинством, богатых над бедными, капитала над трудом. В результате – социальная напряжённость и недоверие к власти.
По вопросу цензуры мы сталкиваемся с явным противоречием: в Основном законе в 29-й статье, п. 2, сказано: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства», – а это не что иное, как именно цензурные ограничения. Следовательно, сентенция «Цензура запрещается» в Конституции чисто декларативна и должна быть отменена.
Либералы приучили нас панически бояться слова «цензура». Да, это форма запрета, но ведь запрет – необходимая форма воспитания. Самоограничение рождает воина и подвижника. И цензура нам просто необходима, нравственная цензура – в первую очередь.
Какой она должна быть? Конечно, желательно, чтобы цензура была объективной и нелицеприятной, исходила от органов, установленных специальным законом, чтобы на знамени её было написано: «Не навреди!», чтобы она базировалась на общечеловеческих критериях нравственности и безопасности: на принципах добра и красоты, созидания, мира, биоэтики и наукоэтики, экологических нормах и сохранении военной и государственной тайны. Говоря о наукоэтике, необходимо соблюдать и развивать фундаментальные принципы и законы ноосферизма, основу которого заложил великий русский учёный В.И. Вернадский. И конечно, взять всё лучшее, что наработано социалистической системой СССР.
Цензура должна чётко отслеживать все проявления терроризма и экстремизма, порнографии, пошлости, форм манипуляции сознанием и подсознанием, склонения к суициду. Особенно это важно для потоков информации, адресованных к молодёжной аудитории. Предполагается, что в цензурные органы (комитеты) должны привлекаться деятели заслуженные и авторитетные, чей созидательный и творческий вклад общепризнан. Вспомним, что в 19-м веке в России цензорами служили А. Майков, Я. Полонский, И. Гончаров, С. Аксаков, Ф. Тютчев.
Но введение цензуры – лишь один из путей информационной защиты. Важнейшая область образования и воспитания, кроме прямой цензуры учебников и учебных пособий, нуждается в перестройке исходных установок и устранении ложных посылок. Ведь совсем недавно утверждалось (а кое-где и до сих пор утверждается), что «нам нужна не творческая личность, а грамотный потребитель»; что ЕГЭ – панацея для молодёжи; что программы Сороса решат все проблемы; что школа не должна воспитывать, а лишь давать («вбрасывать») информацию; что пресловутые «компетенции» важнее знаний, умений и навыков; что мастерство педагогов определяется рейтингами и т.д. и т.п.
Недавно принятая «Концепция внешней политики России» чётко ориентирует нас в области информационного противоборства: «В ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать своё право на существование и развитие всеми имеющимися средствами». В частности, Концепция ставит задачи:
- развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного иностранного информационно-психологического воздействия;
- укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия многонационального народа Российской Федерации;
- усиление значимости России в мировом гуманитарном пространстве, укрепление позиций русского языка в мире, содействие сохранению за рубежом исторической правды и памяти о роли России в мировой истории.
Наряду с паническим неприятием цензуры нас приучили также к негативному восприятию пропаганды. Как-то само собой считается, что вот там, на Западе «пропаганда» и «промывание мозгов», а у нас, мол, «политкорректные» благодушные комментарии и разъяснения. Пора в качестве контрмер и нам заняться самой настоящей пропагандой наших идеалов и ценностей. А желторотым юнцам, с вожделением смотрящим на хвалёный Запад, не худо бы порой и «мозги промывать» – в нашем, российском патриотическом духе. Это уже задача родителей, учителей и воспитателей.
Важно понимать, что задачи «Концепции внешней политики России» поставлены не «вообще», не для какого-то чиновного дяди, а перед каждым из нас, граждан России, на каждом рабочем месте, в каждой семье, школе, вузе. И решать эти задачи всем нам вместе. Только так мы победим.
Никита Иванович Поздняков,
академик ПАНИ, богословское отделение
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии