👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Смерш: 15 мифов и легенд
9 июня 2023 г.
7429

Смерш: 15 мифов и легенд

Источник: Столетие
Автор: Александр Пронин
80 лет назад было образовано Главное управление контрразведки НКО «Смерть шпионам» (Смерш)



Вокруг этой спецслужбы ходит немало огульных мифов и легенд самого разного толка, в большинстве своём  «тёмных».


 
1. Смерш – самая секретная спецслужба СССР – правда
Действительно, деятельность Смерша является для историков спецслужб одним из перспективных направлений исследований.
Во-первых, это связано с тем, что архивные материалы ФСБ до сих пор не рассекречены. Некоторые из них, представляющие ценные сведения об организации и обучении военной контрразведки, никогда не будут открыты по соображениям государственной тайны, тем более в наше неспокойное время.
Во-вторых, история Смерша мало изучена в связи с борьбой за власть в СССР в 1950-х гг.
В 1951 г., ещё при И.В. Сталине, бывший глава Смерша Виктор Семенович Абакумов был арестован. Его победила конкурирующая группа чекистов во главе с Л.П.Берия. В 1953 г. она в свою очередь была разгромлена Н.С. Хрущевым и Г.К. Жуковым.
Однако партийное большинство, которое представлял Н.С.Хрущёв и его временные союзники в Политбюро, не стало реабилитировать Абакумова и его приближенных, в том числе, из бывшего Смерша. Виктор Семёнович был расстрелян в 1954 г. По всему в НКВД-НКГБ тогда прошли чистки. Они были не такими суровыми, как в 1937 г. Но – такими же масштабными. Кроме расстрелянного Л.П.Берия и его соратников, почти весь руководящий состав чекистов был выброшен в отставку, лишен наград и званий. Про Смерш забыли, а его функции были переданы в Комитет государственной безопасности, отчасти в Министерство обороны.
«Хрущевский» курс на развенчание «культа личности» Сталина и подчеркивание роли НКВД как покорного репрессивного инструмента его воли в свою очередь привёл к тому, что о Смерше перестали упоминать в официальной литературе. И в мемуарах советских полководцев военная контрразведка почти не упоминалась. Так родился второй миф.
2. Раз о Смерше ничего не известно, то эта спецслужба ничего особого не делала – ложь
Такой вывод огульно делали исходя лишь из прочтения мемуаров советских военачальников.
Между тем на рассекреченных разведсводках Смерша в адрес командующих фронтов можно увидеть распоряжения если не всех командующих, то непременно их начальников штабов. Все советские военачальники вплоть до командира дивизии регулярно получали донесения Смерша, и планировали свои операции исходя из предоставленной информации.
Поднявшаяся после «брежневской заморозки» волна перестроечных разоблачений преступлений сталинского режима, в свою очередь, послужила основой для формирования новых мифов.
3. Смерш занимался исключительно репрессиями – ложь
21 апреля 1943 г. И.В.Сталин подписал Постановление ГКО № 3222 сс/ов об утверждении положения о ГУКР «Смерш» НКО СССР. Текст документа состоял из одной фразы: «Утвердить положение о Главном Управлении контрразведки «Смерш» - (Смерть шпионам) и его органах на местах... Начальник Главного Управления контрразведки НКО («Смерш») является заместителем народного комиссара обороны, подчинен непосредственно народному комиссару обороны (И.Сталину) и выполняет только его распоряжения».
В документе были указаны задачи военной контрразведки:
а) борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и учреждениях Красной армии;
б) борьба с антисоветскими элементами, проникшими в части и учреждения Красной армии;
в) принятие необходимых агентурно-оперативных и иных (через командование) мер к созданию на фронтах условий, исключающих возможность безнаказанного прохода агентуры противника через линию фронта с тем, чтобы сделать линию фронта непроницаемой для шпионских и антисоветских элементов;
г) борьба с предательством и изменой Родине в частях и учреждениях Красной армии (переход на сторону противника, укрывательство шпионов и вообще содействие работе последних);
д) борьба с дезертирством и членовредительством на фронтах;
е) проверка военнослужащих и других лиц, бывших в плену и окружении противника;
ж) выполнение специальных заданий народного комиссара обороны».
Структура Смерша отвечала указанным задачам.
Помимо контрразведки в прифронтовой полосе, Смерш вел разведывательную деятельность за линией фронта, в том числе и в немецких спецслужбах.
Отдельно следует выделить радиоигры с противником. Смерш провел 186 радиоигр, в результате которых было выведено на советскую территорию и захвачено в плен свыше 400-х кадровых сотрудников и агентов немецких спецслужб.
При этом ни одного кадрового сотрудника «Смерша» врагу не удалось завербовать или склонить к измене. Более того, участвовавших в радиоиграх агентов противника, перевербованных сотрудниками «Смерша», немцы наградили орденами и медалями, а 5-х даже дважды. Около 10-ти секретных сотрудников из них удостоились советских наград.
4. Создание Смерша было вызвано неэффективностью особых отделов – ложь
После «Большой чистки» 1937 г. и не слишком уверенной победы Советского Союза в Финской войне 1939-1940 гг. назрел вопрос об укреплении единоначалия в армии. В феврале 1941 г. в связи с выделением из НКВД Наркомата государственной безопасности (НКГБ) Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «О передаче Особого отдела из НКВД СССР в ведение наркомата обороны и наркомата Военно-морского флота СССР». Были созданы третьи управления в НКО и НК ВМФ, а также 3-й отдел НКВД. Впоследствии, наряду с ГУКР НКО Смерш, в НК ВМФ и НКВД были созданы свои Смерши –Управление контрразведки Смерш НК ВМФ и Отдел контрразведки Смерш НКВД.
С началом Великой Отечественной войны поражения Красной армии вынудили Государственный комитет обороны сосредоточить действия военной контрразведки в первую очередь на недопущении панических настроений. Поэтому третьи управления были преобразованы в особые отделы, которые имели двойное подчинение: как по линии НКВД, так и по линии военного командования. Причём «особисты» подчинялись по линии военного командования не командирам частей, а комиссарам. А это, напротив, создавало препятствия в установлении единоначалия. Руководило контрразведчиками Управление особых отделов НКВД, которое возглавил В.С.Абакумов.
К весне 1943 г. ситуация на фронтах изменилась. После Сталинграда стало ясно, что Третьему рейху долго не удержаться. Советское командование планировало скорое масштабное наступление Красной армии по всей линии фронта и освобождение оккупированных территорий. Но очевидным было и то, что противник постарается наводнить их своими агентами. Следовательно, требовалось готовиться к масштабным проверкам населения.
С политической точки зрения создание Смерша было вызвано желанием наркома обороны и Верховного главнокомандующего И.В. Сталина лично контролировать ситуацию на фронте. Не передоверяя анализ оперативной информации Л.П.Берия, который к тому же занимался курированием стратегических отраслей военной промышленности, кроме руководства НКВД.
5. Смерш управлял военными действиями в своих интересах – ложь
Однако влиять на мнение ставки ГКО Смерш мог. Так, с февраля 1944 г., Смерш несколько раз докладывал председателю ГКО И.В. Сталину об обстановке на Западном фронте. В результате чего ГКО направило комиссию, по результатам расследования которой через несколько месяцев В.Д.Соколовский был снят с должности командующего фронтом, а другие генералы строго предупреждены.
6. Сотрудники Смерша имели право без суда и следствия расстреливать красноармейцев и любых других подозреваемых – ложь
Бытует мнение, что Смерш имеет непосредственное отношение к заградотрядам  подразделениям, размещавшимся позади основных войск. На самом деле эти отряды подчинялись политработникам и формировались из обычных военнослужащих. В октябре 1944 г. они были упразднены за ненадобностью. У Смерша были свои отряды: заградительно-контрольные. Довольно малочисленные  на полк приходилось 3-4 человека. Но они действовали не на фронте, а в ближнем тылу. Заградительные службы активно использовались Смершем в основном для розыска агентуры разведки противника.
В отличие от заградительных отрядов, появившихся после Приказа № 227, сотрудники Смерша были лишены права проводить любые внесудебные казни. Любая такая казнь влекла за собой, по меньшей мере, следственно-оперативные мероприятия со стороны вышестоящих органов.
7. Сотрудники Смерша занимались исключительно тыловой работой - ложь
Вопреки либерально-диссидентским наветам смершевцы отнюдь не были «упырями», занимающимися пьянством где-то глубоко в тылу вместе с походно-полевыми жёнами из санитарок. Из примерно 12 000 погибших за всё время войны смершевцев, только 4 стали Героями Советского Союза. Все были награждены посмертно. И не за оперативную работу или иные заслуги, а потому, что сумели в бою заменить павшего командира.
8. Смерш организовывал лагеря уничтожения – ложь
Проверочно-фильтрационные лагеря (ПФЛ) действительно существовали, но «лагерями смерти» не являлись, в отличие от немецких лагерей для советских военнопленных. Но ПФЛ, созданные для проверки попавших в немецких плен красноармейцев, не до конца подчинялись Смершу. С одной стороны, ПФЛ принадлежали структуре НКВД, с другой стороны  Смершу. Противоречия между структурами заключались в том, что Смерш стремился как можно скорее проверить и завербовать необходимые ему кадры внутри лагеря. Тогда как сам лагерь, с точки зрения его начальства, был заинтересован в своей хозяйственной функции и старался оставлять подследственных в своём составе как можно дольше.
9. Смерш состоял исключительно из сотрудников НКГБ, НКВД, ВОХР, ГУЛАГа – ложь
Руководящие кадры Смерша были из НКГБ/НКВД. Бывшие рядовые сотрудники НКВД, ГУЛАГа, ВОХРа (внутренние войска НКВД) присутствовали в Смерше только в качестве вспомогательного персонала пересыльно-фильтрационных лагерей. При этом оперативники, работавшие «в поле», (как капитан Алехин из известного романа «В августе 1944-го») состояли по большей части из отмеченных наградами фронтовиков, прошедших специальные школы подготовки.
10. Смерш провоцировал жестокое отношение противника к советским перебежчикам – правда
Смерш действительно проводил такого рода операции. Задача их была в том, чтобы предотвратить самострелы, дезертирства и массовую сдачу во вражеский плен советских солдат, особенно из контингента, набиравшегося в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии.
Происходило это так: готовилась небольшая группа добровольцев, часто из штрафников, якобы желавших перейти на сторону противника. Усыпив бдительность немцев, отряд подходил вплотную к окопам и забрасывал врага гранатами, нередко вступал в рукопашные схватки. Затем под прикрытием дружественного пулеметного, минометного, артиллерийского огня, возвращался. Штрафников после таких операций, достаточно бескровных в силу подготовленности подразделений и внезапности, реабилитировали.
Операции стали настолько эффективными, что немцы перестали принимать в плен группы солдат. В листовках они уже не призывали, как раньше, переходить красноармейцев группами, а только поодиночке.
С листовками однако же смершевцам тоже пришлось повозиться. Осведомители Смерша доносили о наличии у солдат и младших командиров немецких листовок-пропусков через линию фронта. Это для смершевцев являлось признаком подготовки к переходу на сторону врага. При разбирательстве, однако, оказывалось, что ничего преступного не замышлялось. Сохранение листовок являлось следствием отсутствия у личного состава курительной бумаги. Однако отношение солдат ко смершевцам, заподозрившим их в измене Родине, при этом не становилось лучше.
11. Смерш сумел обеспечить успех оборонительного этапа Курской битвы – правда
Информация, поступившая от внешней разведки и агентуры Смерша, действительно позволила определить планы врага в районе Курской дуги. Более того, работа Смерша привела к тому, что командование вермахта длительное время не имело сведений о создании за районами ответственности Воронежского и Центрального фронтов ещё одного, Степного фронта, остановившего удар немцев и создавшего условия для их поражения.
12. Существует мало относительно достоверных мемуаров о Смерше – правда
К сожалению, мемуаров о деятельности Смерша действительно немного. И они, конечно, ввиду необходимости соблюдения государственной тайны, не раскрывают подробности оперативной работы этой спецслужбы. Тем не менее следует отметить ряд работ, которые действительно могут быть интересны нашим читателям. Среди них мемуары О.Г. Ивановского, одного из участников-конструкторов запуска Гагарина в космос; А.К.Зиберовой. В Смерше также служил и известный писатель-«деревенщик» Ф.А. Абрамов. Правда, об этом он в своих книгах ни словом не упоминал.
13. Не существует объективных научных работ о Смерше – ложь.
К сожалению, исторически обоснованных работ о СМЕРШе, опирающихся не только на мемуары их бывших сотрудников, но и на архивные документы, действительно, очень мало. К наиболее достоверным исследованиям по этой теме можно отнести только труды Александра Здановича. При подготовке этой статьи автор активно использовал именно его труды, посвященные Смершу в книгах или разделах книг: Зданович А.А. - Смерш. Главный козырь Сталина  М.: Концептуал, 2019.  396 с.; Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 6. Тайная война. Разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны.  М.: Кучково поле, 2013.- 864 с., 26 л. ил., ил.
 
14. Фильм «Август 44-го» и книга «Момент истины» недостоверны. – ложь
В отношении книги Владимира Богомолова всё же необходимо упомянуть, что и его автор, и его консультанты по книге (Владимир Васильевич Карпов, разведчик и известный писатель) не служили в Смерше. Они были разведчиками. Но они могли и, скорее всего, участвовали в операциях контрразведки. Поэтому считать книгу недостоверной, конечно, нельзя. Более того, это, наверное, единственное наиболее приближенное к реальности художественное произведение о Смерше. Об этом говорят некоторые детали, которые подтверждаются как из мемуаров, так и из архивных документов. Так, например, упомянутые в романе изготовленные немцами фальшивые служебные удостоверения советских военнослужащих действительно прошивались скрепками из проволоки-«нержавейки». Настоящие же советские удостоверения оснащались железными скрепками, скоро оставлявшими ржавые следы. Это была одна из улик, позволявшая раскрыть вражеских диверсантов.
15. Виктор Семёнович Абакумов был маньяком и садистом, лично пытавшим подследственных – ложь.
Миф был запущен «хрущевской» пропагандой. Достоверных источников, что Абакумов лично пытал заключенных  нет. Напротив, из мемуаров коллег, можно составить впечатление, что бывший глава Смерша не применял пытки как метод дознания и был в меру вежлив с подследственными.
Но когда он был главой НКГБ, его ведомство инициировало процессы по «Ленинградскому делу» и делу «Еврейского антифашистского комитета». Поэтому отрицать роль Виктора Семёновича в этих репрессиях тоже бессмысленно. Примечательно, что Абакумов был осуждён «хрущёвским» трибуналом за измену Родине, вредительство, совершение терактов, участие в контрреволюционной деятельности. Однако в 1994 году, в антисоветские ельцинские времена, этот приговор был отменён и переквалифицирован по статье «Воинско-должностные преступления» (25 лет лишения свободы). Значит, всё-таки Абакумов вряд ли был виновен в тех преступлениях, которые ему вменял Хрущёв, и это была на самом деле лишь политическая месть  и Абакумову, и органам госбезопасности.

***


Сегодня, оценивая роль Смерша, мы примеряем старую рубашку на новое тело. Сложно согласиться с жестокими, пусть и эффективными методами того времени сейчас. Но помнить историю одной из самых эффективных служб нашей Родины полезно.
 
Александр Владимирович Пронин – полковник, военный журналист

Специально для «Столетия»


Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии