👉🏻Школа Геополитики
Николай Стариков

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

Спасти памятник герою
7 октября 2018 г.
4283

Спасти памятник герою

Источник: vitbich.org
Осенью 1978 года состоялось торжественное открытие памятника Герою Советского Союза Анатолию Угловскому. Вспомнят ли о юбилее витебские чиновники? Обратят ли внимание на то, в каком состоянии находится пятиметровая бетонная скульптурная композиция, представляющая художественную и историческую ценность?


Какой повод нужен областным чиновникам для проведения экспертизы и осуществления реставрационных работ? Например, если гигантская скульптура, переломившись, вдруг обрушится – это достаточный повод? Сколько лет подряд замазывают раствором трещину, проходящую посредине фигуры воина?
Или для принятия решения о реставрации необходим какой-нибудь, скажем, значимый юбилей? Хорошо, давайте о юбилеях!
– Свой подвиг Анатолий Угловский совершил ровно 75 лет назад, в декабре 1943 года.
– Памятник Угловскому был установлен ровно 40 лет назад, в октябре 1978 года.
– Дата установки была приурочена к 60-летию Ленинского комсомола – 29 октября. А в этом году исполняется 100 лет комсомолу…
Достаточно юбилеев?
Многометровых скульптур, художественных авторских работ, не так много в Витебской области – меньше, чем пальцев на одной руке:
– Ушачи, Мемориальный комплекс «Прорыв». Бронзовая фигура партизана (скульптор А.А. Аникейчик);


– Полоцк, «Освободителям Полоцка». Скульптурная группа советских воинов (скульптор Г.И. Муромцев);
– Шуневка, Мемориальный комплекс «Проклятие фашизму». Бронзовая фигура женщины-матери, в отчаянии воздевшей к небесам руки (скульптор А.А. Аникейчик);
– Шоссе Сураж-Витебск. Памятник Герою Советского Союза Анатолию Угловскому (скульптор А.Н. Гвоздиков).
Справедливости ради заметим, что к чести местных властей мемориальный комплекс в Ушачах был качественно реставрирован пару лет назад. Из перечисленных скульптур в неприглядном положении остаётся лишь памятник Угловскому, воздвигнутый на средства окрестных жителей, тружеников местного совхоза…
Подвиг Анатолия Угловского


 
О самом подвиге ниже поведает автор памятника Угловскому витебский скульптор Александр Гвоздиков. Замечу лишь, что тот подвиг имел особое значение – это был первый случай, когда на белорусской земле усилиями одного красноармейца был остановлен считавшийся неуязвимым грозный немецкий танк «Тигр». Увидев, что Угловскому удалось обездвижить внушавшего ужас «Тигра», бойцы-бронебойщики подбили ещё несколько танков. Затем о подвиге Угловского написали многие полевые газеты, были созданы методички по борьбе с «Тиграми». Произошел психологический перелом в сознании бойцовКрасной Армии: солдаты перестали бояться «непобедимых» бронированных монстров.
Вот что о событиях под Витебском в декабре 1943 года рассказал мне скульптор Александр Николаевич Гвоздиков:
– Охристо-травянистые «Тигры» 501-го батальона тяжелых танков, переброшенного из Туниса, прибыли в Витебск 12 декабря 1943 года для обороны укрепления так называемого «Медвежьего вала». Советские войска, стоявшие под Ерёмино, совершив неудачную атаку, нарвались на контрудар. 20 декабря около половины пятого вечера близ деревни Холудные произошёл бой. Головной танк с бортовым номером «100» под командованием майора Эриха Лёве, оказался напротив расчёта бронебойщиков, вторым номером которого был Анатолий Угловский.
Естественно, что из противотанкового ружья поразить «Тигр» было нереально, нужна была удача, когда можно будет хотя бы вывести танк из боя, обездвижить. Красноармеец Угловский бросился на бруствер с противотанковыми гранатами в руках. Первая, брошенная метров с пятнадцати, угодила под днище и не нанесла никакого урона.
Вторую гранату, по всей видимости, удалось бросить метров с пяти-семи… Предположительно, была повреждена сцепка трака, гусеница разомкнулась, и танк стал вращаться. Контуженый взрывом красноармеец, вероятнее всего, был попросту раздавлен многотонной махиной. (Останки солдата были позже захоронены в братской могиле.) Тотчас был подбит ещё один «Тигр». Майор Лёве перебрался из повреждённой машины в другой танк. «Тигры» отступили. Примечательно, что немецкого майора на следующий день наградили Рыцарским Крестом, а позже он пропал без вести. Есть предположение, что танк, в котором находился Лёве утонул в болоте.
Долгие годы на месте боя была братская могила и небольшой обелиск. Есть фотографии 1950-х годов, где рядом с обелиском стоит поверженный «Тигр». Но это был другой танк! Дело в том, что танк, поврежденный Угловским, буквально сразу отремонтировали и ввели в строй, на нём советские танкисты успешно воевали против фашистов. А около могилы установили второй подбитый в том бою танк с номером «124».


История «Тигра»-памятника обрывается в 1959 году, когда «подсуетился» местный предприимчивый военком: танк был распилен и сдан в металлолом…
В 1974 году парторгом Вымнянского совхоза им. Угловского А. Е. Моисеенко была принято решение об установке памятника, который стоит и поныне.
Художественная ценность памятника
Памятнику Угловского было посвящено множество статей и заметок в различных изданиях, в которых отмечалась уникальность изваяния. Энциклопедический справочник «Витебск», посвятив означенной скульптуре отдельную статью, указывает на «напряженность и драматизм» композиции. «Динамика внутреннего состояния воина, его стремительный порыв уничтожить врага подчёркнуты экспрессией пластических форм», – резюмирует издание.
Автор издания «Пераемнасць» А. Михайлович писал:
«Волевое, мужественное лицо выражает внутреннюю собранность и напряженность. Скульптор так трактует образ, что мы верим – перед нами действительно герой».
Однако монументальную работу скульптора Гвоздикова наиболее точно и полно охарактеризовала доктор искусствоведения, профессор Татьяна Викторовна Котович в научной монографии «Скульптуры. Объекты. Витебск»:
«Это – кульминация противоборства, духовная и физическая кульминация, когда внутренне решение принято.
Связка гранат, зажатая в правой согнутой в локте руке и поднятая на уровень головы, подобна факелу. А голова, едва склоненная на грудь, кажется в грудь втиснутой, отчего человек словно набычился. И весь торс подобен связке гранат. И тогда голова выглядит как огненная ромбовидная верхушка факела. А левая вытянутая рука подобна другому, длинному языку пламени. Как и порывом ветра и атаки отброшенная левая пола солдатской шинели.
Фигура предельно устойчива, благодаря внутренней вертикали, прорезающей правую ногу, пряжку ремня, запАх шинели, правый отворот воротника, лицо (по вертикали ромба) от подбородка через край левого глаза к темени. Эта вертикальная центрирующая линия запараллелена с еще одной вертикалью, которая образована всем правым краем-боком фигуры. Обе эти вертикали удерживают на себе два треугольника. Большой справа образован сходящимися линиями левой руки и левой полы шинели. Меньший слева – углом правого локтя, левой крайней точкой связки гранат и лбом солдата. Левый малый треугольник располагается выше большего правого, из-за чего и создается впечатление энергетической сосредоточенности в левой части композиции. Еще один треугольник образован в верхней части фигуры, локтем правой руки, теменем и растопыренными пальцами левой руки. Этот треугольник несколько повернут по оси по отношению к груди и нижней части тела. Благодаря соотношениям всех трех треугольников фигура приобретает динамичность».
И далее о символах и смыслах в композиции:
«Солдат правой рукой разворачивает связку гранат движением извне к себе, будто пытается слиться с ней или передать ей энергию дух, чтобы через секунду развернуть, размахнуться и выбросить ее вперед. Рука предельно напряжена. Левой рукой он словно отталкивается от массы плотного горячего воздуха. Чувствуется, что за ним пылает этот воздух, таким огненным языком летит край шинели. Правая нога, согнутая в колене, прочно упирается в подножие, как в землю, что создает еще один винтовой разворот фигуры, в бедре. Смысл этого разворота состоит в том, что Угловский не просто удерживает равновесие перед броском, но и мощью тяжелой ноги останавливает энергию идущего на него танка. Фрагмент гусеницы взлетает лентой из-под его правой ноги, словно он раздавил наступающую силу, и создает еще одну рифму пламени огня. Треугольник – лента гусеницы-правая нога – усиливает общую динамичность всей композиции».
О материале, из которого сделан памятник:
«Серый пористый бетон обозначает будничность подвига как обычную военную работу. И в этом своя особенная символичность. И в этом сопряжение пафосности с человечностью. Здесь герой с именем превращается в просто человека, просто солдата войны, такого, как все солдаты войны, в серых солдатских шинелях. Серый цвет здесь как отсутствие цвета – стертость красок во время войны. И монумент словно вырастает из серой окружающей земли, как будто встает во весь рост снова и снова. Словно он снова и снова встает из пепла. Словно этот пепел войны и земли образует вечный энергетический сгусток юноши-защитника-солдата».
Имя Анатолия Угловского высечено на мраморной плите в списке героев Зала Славы в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве. Его именем названы улицы, школы и музеи, набережная и теплоход, выпущены книги, открытки и марки.


Подвиг Героя Советского Союза Анатолия Ефимовича Угловского запечатлён в картинах художников П. Шмелёва, Келлермана, С. Петряшева, А. Чернова. Поэт Сергей Барэнц в 1960 году посвятил Герою Анатолию Ефимовичу Угловскому поэму «Контата о подвиге».
Многострадальная витебская земля, овеянная славой и подвигом, хранит память о ратных сражениях и героических свершениях. Лишь малая толика героического прошлого Витебщины отражена в памятниках, мемориалах и обелисках, подавляющее большинство из которых установлено в советское время и требуют от благодарных потомков лишь ухода.
В особой заботе нуждаются скульптурные композиции, представляющие художественную ценность, к которым относится памятник Герою Советского Союза Анатолию Угловскому.
Призываю всех неравнодушных граждан, представителей общественных организаций объединиться в патриотической работе по защите нашего исторического наследия.
Эльвира Мирсалимова

Подпишитесь на рассылку

Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.

Можно отписаться в любой момент.

Комментарии