Когда распался Советский Союз? В 1991 году ответят многие, но… существует мнение, что мы до сих пор живем в СССР, поскольку его роспуск был осуществлен с нарушением многих юридических норм. Некоторые критики вообще считают оккупацию СССР явлением временным, утверждая, что «Советский Союз продолжает существовать де-юре, в статусе временно оккупированной страны. Де-юре продолжает действовать Конституция СССР 1977 года, сохраняется правосубъектность СССР на международной арене».
Честно говоря, становится непонятным, если все из нижеперечисленного верно, то как вообще могло произойти подобное деяние как развал страны? И что теперь с этим делать дальше, и надо ли вообще что-нибудь делать?
Владимир Путин как то заявил: «Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию».
Закат великой Советской империи начался после смерти Брежнева. И единого мнения, можно ли было избежать распада, не существует до сих пор. Но факт остается фактом, Советского Союза больше нет. Зато остаются многочисленные вопросы по поводу «законности сделки», совершенной Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем, когда 8 декабря 1991 года главы трех республик - России, Украины и Белоруссии, на встрече в Беловежской пуще констатировали, что Советский Союз прекращает своё существование.
При образовании СССР, основатели Советского государства и в мыслях не могли допустить, что их детище когда-нибудь распадется. Дело в том то, что и в договоре об образовании СССР 1922 года, и во всех Советских Конституциях, у союзных республик было право свободного выхода из состава СССР (например, статья 72 Конституции СССР 1977 года). Но, в то же время, в законодательстве не было прописано ни условий, ни механизма для этого самого выхода. Получается патовая ситуация, вроде и выйти можно, только вот как это сделать не совсем понятно. Поэтому, независимость республика могла обрести лишь теоретически. Наших заморских «друзей», во сне видевших развал СССР, подобное положение катастрофически не устраивало. Разваливать Советский Союз надо было практически, и поэтому в 1990 году выходит закон СССР «О порядке решения вопросов, связан¬ных с выходом союзной республики из СССР». Теперь, что называется, появилась и практическая возможность. Но и здесь не все так просто. Согласно этого закона, устанавливалась сложная и дли¬тельная (около 6 лет) процедура выхода. Кроме того, каждая из республик могла отделиться от Союза и создать собственное государство, лишь предварительно проведя референдум об отделении. Но самое интересное заключается в том, что статья третья указанного закона гласила: “В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии”. Там же говорилось: “В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно”.
А теперь вопрос на засыпку… «Сколько из 15-ти республик смогли соблюсти все формальности, выполнили все процедуры, предписываемые законом, одна… две, пять?». Правильный ответ – ни одной.
Но неужели из-за такой мелочи, как соблюдение всех юридических процедур, республики, так сильно стремящиеся к независимости, будут ждать шесть лет. Им действовать надо, причем сейчас, а то не дай бог, еще какой-нибудь ГКЧП повторится, в отличие от первого раза удачно. И тогда плакала их независимость. Где были «честные» правозащитные организации? Куда вообще все смотрели, когда республики получали международно-правовое признание со стороны мирового сообщества?
В итоге, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года был денонсирован международный договор Российской Федерации, который в соответствии с кодифицированными Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года нормами международного права, вообще не подлежал денонсации.
Есть еще один очень интересный момент. 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн. человек (76,4%). Но, почему то, на результаты попросту наплевали, хотя они имели не рекомендательную, а обязательную юридическую силу. Проще говоря, референдум проводился не для выяснения общественного мнения, а для принятия конкретного решения. И отменить итоги этого решения можно было, лишь устроив новый референдум, а никак иначе.
Несмотря на все юридические ошибки, Верховный Совет РСФСР под председательством Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации (т.е. одностороннее прекращение международного договора) РСФСР союзного договора 1922 года. Не помогло даже заявление Комитета конституционного надзора, осудившее Беловежское соглашение.
Но и на этом дело не закончилось. 15 марта 1996 года Государственная Дума РФ приняла Постановление №157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР». Пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г.Э.Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР — не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».
Весь вопрос только в том, почему никаких политических последствий данное решение не имело…?
Олег Б.
Честно говоря, становится непонятным, если все из нижеперечисленного верно, то как вообще могло произойти подобное деяние как развал страны? И что теперь с этим делать дальше, и надо ли вообще что-нибудь делать?
Владимир Путин как то заявил: «Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию».
Закат великой Советской империи начался после смерти Брежнева. И единого мнения, можно ли было избежать распада, не существует до сих пор. Но факт остается фактом, Советского Союза больше нет. Зато остаются многочисленные вопросы по поводу «законности сделки», совершенной Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем, когда 8 декабря 1991 года главы трех республик - России, Украины и Белоруссии, на встрече в Беловежской пуще констатировали, что Советский Союз прекращает своё существование.
При образовании СССР, основатели Советского государства и в мыслях не могли допустить, что их детище когда-нибудь распадется. Дело в том то, что и в договоре об образовании СССР 1922 года, и во всех Советских Конституциях, у союзных республик было право свободного выхода из состава СССР (например, статья 72 Конституции СССР 1977 года). Но, в то же время, в законодательстве не было прописано ни условий, ни механизма для этого самого выхода. Получается патовая ситуация, вроде и выйти можно, только вот как это сделать не совсем понятно. Поэтому, независимость республика могла обрести лишь теоретически. Наших заморских «друзей», во сне видевших развал СССР, подобное положение катастрофически не устраивало. Разваливать Советский Союз надо было практически, и поэтому в 1990 году выходит закон СССР «О порядке решения вопросов, связан¬ных с выходом союзной республики из СССР». Теперь, что называется, появилась и практическая возможность. Но и здесь не все так просто. Согласно этого закона, устанавливалась сложная и дли¬тельная (около 6 лет) процедура выхода. Кроме того, каждая из республик могла отделиться от Союза и создать собственное государство, лишь предварительно проведя референдум об отделении. Но самое интересное заключается в том, что статья третья указанного закона гласила: “В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии”. Там же говорилось: “В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно”.
А теперь вопрос на засыпку… «Сколько из 15-ти республик смогли соблюсти все формальности, выполнили все процедуры, предписываемые законом, одна… две, пять?». Правильный ответ – ни одной.
Но неужели из-за такой мелочи, как соблюдение всех юридических процедур, республики, так сильно стремящиеся к независимости, будут ждать шесть лет. Им действовать надо, причем сейчас, а то не дай бог, еще какой-нибудь ГКЧП повторится, в отличие от первого раза удачно. И тогда плакала их независимость. Где были «честные» правозащитные организации? Куда вообще все смотрели, когда республики получали международно-правовое признание со стороны мирового сообщества?
В итоге, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года был денонсирован международный договор Российской Федерации, который в соответствии с кодифицированными Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года нормами международного права, вообще не подлежал денонсации.
Есть еще один очень интересный момент. 17 марта 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР, который звучал следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности». Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. человек (80% имевших право голоса) за сохранение Союза высказались 113,5 млн. человек (76,4%). Но, почему то, на результаты попросту наплевали, хотя они имели не рекомендательную, а обязательную юридическую силу. Проще говоря, референдум проводился не для выяснения общественного мнения, а для принятия конкретного решения. И отменить итоги этого решения можно было, лишь устроив новый референдум, а никак иначе.
Несмотря на все юридические ошибки, Верховный Совет РСФСР под председательством Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации (т.е. одностороннее прекращение международного договора) РСФСР союзного договора 1922 года. Не помогло даже заявление Комитета конституционного надзора, осудившее Беловежское соглашение.
Но и на этом дело не закончилось. 15 марта 1996 года Государственная Дума РФ приняла Постановление №157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР». Пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г.Э.Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР — высшим органом государственной власти РСФСР — не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».
Весь вопрос только в том, почему никаких политических последствий данное решение не имело…?
Олег Б.
Подпишитесь на рассылку
Подборка материалов с сайта и ТВ-эфиров.
Можно отписаться в любой момент.
Комментарии