Антироссийские настроения в украинском сегменте Facebook стали укореняться с 2014 года. Со временем агрессивный тренд только укрепился и приобрёл черты дегуманизации. Таковы выводы исследования «Дискурс украинских элит в отношении территории и населения Донбасса 2009—2018: анализ национального сегмента Facebook», проведённого в МГИМО. Результатами анализа поделился в интервью с RT ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО доктор политических наук Алексей Токарев.
— Алексей Александрович, какую роль в украинском сегменте социальной сети играет Facebook?
— Facebook на Украине совершенно не такой, как в России. Для них это средство коммуникации между обществом и властью. На Украине любой уважающий себя политик должен иметь Facebook, и хорошо, если он ведёт аккаунт сам. После «евромайдана» Facebook стал культурным феноменом для украинцев, они начали писать про него книги. Сложно было зайти в киевский или харьковский книжный магазин и не найти там книжку о Facebook. Причём иногда это могли быть исследования, а иногда — просто перепечатка постов.
По данным на январь 2022 года, Facebook остаётся третьим по популярности сайтом после Google и YouTube. До мая 2017 года на втором месте была социальная сеть «ВКонтакте». Но потом на Украине запретили российские соцсети и ресурсы вообще. Май 2017 года — это некий перелом. — Какие стратегии использовались в украинских соцсетях в отношении вооружённого конфликта в Донбассе? Как они менялись с 2014 года по настоящее время?
— Стратегия все эти годы была одна, и она очень простая — дегуманизация. Вместе с коллегами в МГИМО мы скачали из Facebook 1 млн 69 тыс. постов за десять лет, начиная с 2009 года, когда Facebook появился на Украине. Мы взяли посты 376 ведущих блогеров. Это наиболее заметные депутаты Верховной рады, губернаторы, президенты, премьер-министры, министры, главы ОГА (областные государственные администрации. — RT). Мы выбрали людей, у которых более 10 тыс. подписчиков. Исходили из того, что эти люди формируют общественное мнение.
Начиная с 2014 года украинская элита дегуманизировала, то есть расчеловечивала, население Донбасса. Мы выделяли два типа дискурса — в отношении территории и в отношении людей. В отношении территории настроение было такое: отдайте нам территорию. Людей совершенно точно не воспринимали как своих граждан. Нарратив был простой: нам эти люди не очень-то и нужны, в отличие от территорий.
— Я говорю про данные и исследование, которое закончилось в 2018 году. На их основании я могу судить только до этого времени. Дальше моё экспертное мнение. Я думаю, что тренды не изменились, а только укрепились. Магистральный тренд все эти годы состоит в том, что это Россия ввела войска в Донбасс, это не наши люди и надо решать проблему силой.— То есть нарратив не менялся?
Конечно, были отдельные люди, которые настаивали: с Донбассом нужно разговаривать. Один из самых известных — Сергей Сивоха, кавээнщик и хороший товарищ президента Зеленского. Но он не смог даже презентовать свою платформу «Примирение и единство», потому что на презентацию пришли националисты и сорвали её.
Комментарии