Огненный таран 21-летнего лейтенанта Дмитрия Комарова вошёл в историю Великой Отечественной войны примером воинской доблести экипажа и находчивости командира.
Это случилось летом 1944 года по время знаменитой Бобруйской операции в Белоруссии, когда советские войска прорвали оборону противника и 15-я гвардейская танковая Речицкая бригада устремилась на запад — в тыл фашистов. Главной её задачей было перерезать железную дорогу Лунинец — Бобруйск. Перед вторым батальоном бригады была поставлена более конкретная цель — отбить у немцев железнодорожную станцию Чёрные Броды.
Фашисты стояли за неё насмерть, ведь снабжение их армий практически целиком зависело от работы железной дороги. Защиту живой силы противника и артиллерийских 75-миллиметровых орудий осуществлял и тяжёлый немецкий бронепоезд, который немцы специально подогнали к Чёрному Броду.
Танкистам пришлось несладко. Прячась в складках рельефа и умело избегая огня вражеских батарей, Дмитрий Комаров со своим Т-34 оказался впереди всех на левом фланге сражения. Здесь он очутился под перекрёстным огнём артиллерии и бронепоезда, ближайшие орудия которого тут же сосредоточили свой огонь на танке Комарова. Чтобы выжить и выполнить приказ, Комаров решил не только держаться как можно ближе к бронепоезду, но и атаковать его центральную бронеплощадку.
Экипажу Т-34 удалось не только вплотную подойти к поезду, но и прямым попаданием вывести из строя пушки на центральной бронеплощадке. Однако, расстреляв боезапас, Т-34 остался практически беззащитным. Как раз в это время прямо в башню советского танка попал немецкий снаряд из артиллерийского орудия. На какой-то миг боевая машина остановилась, наступила тишина. Экипаж был оглушён, а командир — серьёзно ранен в голову.
— Товарищ лейтенант! Горим! — крик 18-летнего водителя танка Михаила Бухтуева привёл в чувство Комарова.
Преодолевая страшное головокружение и навалившуюся слабость, размазывая стекающую по лицу кровь, командир Т-34 должен был осознать — для него и его экипажа бой окончен. Снарядов нет, танк горит, наводчик Петрухин не отвечает, заряжающий Хисматуллин убит. Самое лучшее — покинуть танк, пока не сгорели заживо. Но Комаров принял другое решение.
— Идём на таран, бей в колёса! — приказал лейтенант водителю Бухтуеву.
Объятый пламенем Т-34 начал разгоняться. Вскоре он уже догнал бронеплощадку, на скорости выскочил на железнодорожную насыпь и с ходу врезался в поезд. От мощного удара танка бронепоезд дрогнул — сошли с рельсов и опрокинулись сразу три площадки бронепоезда вместе с орудиями и пулемётами. Огромная махина оказалась надолго выведенной из строя.
Вдохновлённые подвигом Комарова, танкисты из второго батальона рванули вперёд и, выиграв бой, освободили станцию Чёрные Броды, выполнив таким образом приказ и перерезав снабжение фашистов.
Уйти далеко Комаров не сумел. Пробежав всего несколько десятков метров, он потерял сознание от кровопотери и контузии и пролежал в лесу несколько дней, пока его не нашла группа разведчиков. Героя отправили в госпиталь. После лечения Комаров вернулся в родную часть. Ему и погибшему водителю танка Михаилу Бухтуеву "за мужество и отвагу, проявленные в бою", были присвоены звания Героев Советского Союза.
Несмотря на то что Комаров остался жив, Звезду Героя ему подержать в руках так и не удалось. 4 сентября 1944 года, то есть за 22 дня до официального присвоения звания Героя гвардии, лейтенант Дмитрий Комаров геройски погиб в бою и был с воинскими почестями погребён на кладбище польского селения Заторы на берегу реки Нарев. Такова была цена победы — мало кто из героев оставался в живых до конца.
Боевое крещение получил, воюя командиром танка Т-34 в Орловских лесах на Брянском фронте. Сослуживцы вспоминали, что самые сильные впечатления на молодого офицера произвели встреча с жителями оккупированной немцами деревни и их рассказы о зверствах фашистов.
Позже вместе с другими танкистами Комаров был переброшен на Белорусский фронт. Воевал на Жлобинском направлении, в бою под деревней Каменка был ранен и потерял танк. Вернувшись из госпиталя, готовился к боям за Калинковичи, но неожиданно обострившаяся рана спасла Комарову жизнь. Пока в госпитале вынимали из ноги оставшуюся там пулю, весь экипаж лейтенанта погиб. Узнав об этом, молодой горячий офицер стал ещё больше рваться на фронт — хотел отомстить за смерть товарищей.
Родители героя Евлампий и Анна Комаровы надолго пережили своего старшего сына и умерли в 1981 году с разницей в две недели. Семья героя до сих пор бережно хранит память о нём.
Комментарии